Оживленное движение по Пешеходному мосту в направлении Труханова острова начинается под вечер и завершается далеко за полночь. Толпы киевлян — в основном аккуратно одетые студенты — идут посмотреть на Евролагерь, потусоваться, потанцевать
При спуске с моста у первых стационарных летних кафе, где традиционно наливают пиво и вино, гуляющих встречают караулы милиции — на мотоциклах, лошадях, велосипедах, с собаками и просто пешие, так что страницы Уголовного и Административного кодексов невольно всплывают перед глазами Вот уж действительно, такого количества милиционеров, а также медиков и пожарных на отдельно взятой территории еще нигде не приходилось видеть.
Присутствие правоохранителей и врачей как-то сразу вызывает у граждан чувство защищенности и настраивает на благопристойный лад. Сам лагерь организован настолько комфортно и современно, что не хватает разве что умывальников и подушек. Зато достаточно компьютеров, урн для мусора и комаров. Кроме полевого госпиталя МЧС здесь дежурят еще бригады скорой помощи и размещен стационарный медпункт. А биотуалеты Киевская горгосадминистрация наконец установила в дополнение к стационарным.
Только вот лагерных туристов почти нет — из заявленных ранее организаторами пяти тысяч в наличии пока 266 человек, из них 77 иностранцев, вместе с волонтерами (данные на среду).
После поселения фотокора «ФАКТОВ» в одну из палаток и получения им документа на право входа в лагерь мы побежали на танцы. Это было очень круто и интеллектуально: рок на стихи Тараса Шевченко, фолк (»кричалки и вопилки») под барабаны и сопилку (кстати, необычайно профессионально исполненный), телекамеры, два плазменных экрана, а также кольцо милиционеров — плечом к плечу — вокруг танцплощадки лишали последней надежды на «культурный» отдых молодых людей «без диплома о высшем образовании», но с пивными бутылками в руках.
Усевшись поодаль в траве, они тоскливо смотрели, как пляшут девочки с косичками и фенечками, мальчики с рюкзачками, полными учебников. Когда выступать со сцены стало больше некому, народ потянулся к Пешеходному мосту.
Невдалеке неожиданно вспыхнул костер. Это гончары из «Общества Коло-Ра» растапливали свою архаическую земляную печь, готовясь к обжигу всего того, что налепили из глины многочисленные любители гончарного искусства, поток которых не иссякает уже третьи сутки. Здесь для всех желающих проводят мастер-классы: учат лепить незатейливые фигурки, посуду (без гончарного круга) в стиле древнейшей трипольской культуры. Собравшиеся за день и просохшие предметы из глины закладывают в земляную печь на всю ночь — для обжига при температуре в пять тысяч градусов, а наутро каждый «мастер» может забрать свое изделие.
В половине двенадцатого ночи народ еще гулял по центральным аллеям зоны отдыха. Многие ребята приходят сюда с утра и принимают участие во всех мероприятиях, затеянных организаторами Евролагеря.
- Днем здесь весело, постоянно что-то происходит, мы и завтра сюда придем, — говорят уставшие после тусовочного дня Марина и Света — студентки Национального технического университета «КПИ».
А в самом Евролагере стало тихо и пусто. Пробираясь с фотокором к его палатке, мы случайно набрели на медпункт. Уставшие врач Аркадий Панасюк и фельдшер Ольга Березикова сидели перед палаткой — при звездах и в полном покое.
- Мы из службы неотложной помощи, — говорит Ольга Березикова. — Сутки отдежурили по городу и вот теперь сутки поработаем здесь. К нам уже обращались несколько жителей лагеря: у одного разболелись зубы, у другого начался конъюнктивит — вирусное заболевание глаз, третий ушиб ногу Самую серьезную травму получил парень, наступивший на ржавый гвоздь. Ему нужно ввести специальную противостолбнячную сыворотку, поэтому мы передали его коллегам из походного госпиталя МЧС, развернутого в лагере. В отдельных случаях смогли помочь самостоятельно — медикаментами обеспечены хорошо. Были обращения и по поводу острых респираторных заболеваний. Простуду-то подхватить ребятам легко: ночи пока прохладные, а они в одних футболках носятся. Ходят по утрам умываться на Днепр и даже купаются, хотя вода еще холодная.
- Вы наш новый сосед? — интересуются студенты исторического факультета Киевского национального университета имени Тараса Шевченко полтавчанин Тимофей и херсонец Саня. — Проходите — пятым будете. Мы уже здесь сутки живем. Пришли среди ночи, поселились в пустую палатку, утром просыпаемся, а нас уже четверо! Соседи наши — парень из Израиля и журналист из Германии. Они, кстати, по всем фестивалям «Евровидения» ездят. Немец свой чемодан в камеру хранения не сдал, в палатке бросил, так сюда прислали «гарнизон» охраны волонтеров — чемодан сторожить, чтобы никто не спер. Утром израильтянин нам все рассказывал, как тут в Киеве холодно по сравнению с его страной. А потом залез под холодный душ — и ни звука! Закаленный! А мы, конечно, орали от холода в том душе. А вот умываться и зубы чистить в душе неудобно. Зато Днепр рядом! Хотя купаться мы еще не пробовали. (Утром действительно чистить зубы отправился к реке не один человек. — Авт. ).
- Зачем вам здесь ночевать, ведь утром на занятия нужно бежать?
- Конечно-конечноЙ Умылись, ухватили маленький смешной бутерброд и воду — и на пару. Поселиться в лагере мы решили за одну секунду. Повели наш курс в Исторический музей, а туда как раз участников фестиваля привезли — 300-летнюю липу показывать. Девчонки-певицы такие классные! Мы им быстро «сообразили» целый ритуал получения «жизненной энергии» от старой липы. Они так старательно за нами все движения повторяли! Умереть со смеху! Тут Тимофей решил, что они все обосновались на Трухановом острове Мы бегом в Евролагерь, посмотрели, очень понравилось. А вечером и поселились. Хочется быть среди людей, здесь, знаете, молодежный дух. В общежитии нет романтики.
- Вы надеялись встретить здесь больше народу?
- Конечно, в этом суть! Ради этого приехали! Познакомиться, пообщаться, вместе посидеть у костра. Это же здорово! Когда заселялись, спросили, как нас будут делить по палаткам — по национальности или вперемежку? На самом деле это был для нас самый важный фактор.
- А как насчет пригласить сюда девушек?
- Ой, это уже обдумывалось и неоднократно обсуждалось, вплоть до того, чтобы посадить их на плот и форсировать Днепр. Но тут три помехи — волонтеры, охрана и соседи по палатке. Зато пиво в палатке пить можно — никакого контроля и специальных предупреждений-плакатов. И сильно хочется на дискотеку, завтра пойдем, уже настроились. Так что — танцы до упаду!
- А во Дворец спорта на конкурс не хочется?
- Не получится. Утром на занятия побежим. Да и билетов нет. Посмотрим все на экранах возле танцплощадки. Знаете, какие там вечером яркие люди собираются! Хиппи, неформалы! Гопники синие прилетели: «Рок-н-ролл давай, играй!» — кричат. Но тут по-ихнему не получится — публика не та с прибывшими на «Евровидение» туристами и студентами-киевлянами