Происшествия

«выбежала из дому, а возле дороги один парень горит, другой кричит, третий уже мертвый лежит! »

0:00 — 24 мая 2005 eye 586

В небольшом селе Подолье на Николаевщине трое человек погибли, а трое в тяжелом состоянии доставлены в больницу после взрыва боевой гранаты, которую подросток принес в компанию, чтобы развлечь своих товарищей

На прошлой неделе в среду компания сельских парней и девушек собралась на вечерние посиделки под фонарем: рассказывали анекдоты, дурачились, хохотали. Все, как всегда. Мог ли кто-то предположить, что подробности разговоров и обстоятельства жизни каждого из них назавтра будут интересовать всю страну?

«Куда пальцем ни ткни, везде в моем теле осколки»

Жизнь в глубинке скучна. Сельсовет, школа, домики с палисадниками, лающие собаки… Пойти некуда. А так хочется приключений! Чтобы придать динамизма размеренной жизни, 14-летний мальчишка вышел на прогулку, положив в карман своей курточки боевую гранату.

- Граната была гладенькая, серебристого цвета, размером с гусиное яйцо, — рассказывает 15-летняя Лида Онищенко, жительница села Подолье Веселиновского района.  — Мой сосед Саша Коломиец минут за сорок до ЧП показывал ее ребятам на улице. «Пойдем на ферму, бахнем», — приглашал он парней поразвлечься. Но желающих не нашлось, и Саня спрятал гранату. Через какое-то время, уже в другой компании, снова ее достал. На беду, в это время мимо проходил Рома Максимич. Роман 9 мая только вернулся из армии, он служил в саперной роте. Мы, человек восемь, сидели на корточках возле фонарного столба, он тоже присел, ну и Саша в который раз решил похвастаться своим сокровищем.

Километрах в двадцати от нашего села расположен действующий полигон Вооруженных сил Украины Широкий Лан. Там постоянно какие-то учения проходят. Саша частенько ходил за металлом. Недели за три до случившегося я видела, как вместе с другом из соседней Колосовки они на велосипедах выезжали с Сашиного двора с миноискателем. Мама его утром в школу проводит (Саша седьмой класс заканчивал), а он портфель забросит и — за добычей! В тот вечер моя подружка Света, чтобы рассмешить ребят, увидев гранату, наигранно испугалась и с криком «Ой, мне страшно!» стала убегать. Делала она это действительно смешно — обхохочешься. Я бы тоже убежала, если бы с нами в тот вечер не было Романа. Понимаете, все, кто там сидел, понадеялись, что Рома, служивший сапером и недавно вернувшийся из армии, знает, как обращаться с оружием. Поэтому страха ни у кого не было. Рома взял гранату и стал показывать, как с ней обращаться. Когда граната вспыхнула огнем, мне это не понравилось и я поторопилась отойти. Сзади послышался взрыв, я оглянулась, а дальше помню смутно: кровь, склоненное надо мной мамино лицо…

Несколько недель назад Лидина семья уже пережила одну трагедию: ее трехлетняя сестричка, на минуту оставшись без присмотра, утонула в подвале собственного дома.

- Дети играли во дворе, лепили пасочки, — вспоминает Лида.  — Никто не заметил, как Маша пошла в подвал, чтобы набрать воды (нас этой весной сильно подтапливало, вода в погребе стояла аж по пояс). Ни меня, ни мамы дома не было, за Машей присматривал 9-летний брат Коля. Потом полдня малышку искали, всех на ноги подняли, а она…

Мы с Лидой разговариваем в хирургическом отделении Николаевской детской областной больницы. Несколько дней назад здесь ей извлекли осколки из брюшной полости.

- Живот еще болит, но жить буду, — улыбается девочка.  — А в субботу сделали рентген и обнаружили еще один осколок, уже на лице. Он глубоко сидит, так что опять нужна операция. В общем, куда пальцем ни ткни — везде в моем теле осколки!

«Не могла понять, почему медики уносят пострадавших и только мой сын остается лежать на асфальте»

- Беда случилась рядом с моим двором, — рассказывает Людмила Михайловна, тетя погибшего 14-летнего подростка.  — Было, наверное, около одиннадцати вечера, я уже легла спать и только задремала, как меня разбудил взрыв. Выбежала из дому, а возле дороги такое! Один парень горит, другой кричит, третий уже мертвый лежит! Я никого в этом месиве поначалу не узнала: рядом родной племянник лежит, а я не вижу. Шок! Мои ребята тоже в этой компании провели вечер. Сынок Виталик за десять минут до взрыва отлучился за сигаретами. Сам Бог его, наверное, уберег. Смотрю, у Ромчика, нашего соседа, оторваны руки, ноги.

- Я прибежала к дому сестры, еще не зная, что Саша там лежит, — вспоминает 33-летняя Татьяна, мама погибшего семиклассника.  — Он в семье единственный ребенок! Вдруг вижу — мой! Распластался на асфальте: ручки холодные, пульс не прощупывается, но мне казалось, что где-то внутри жизнь еще теплится. Поэтому, когда приехала «скорая» и покалеченных ребят стали грузить в карету, не могла понять, почему Сашу не берут. Только когда они уехали и я в отчаянии рухнула на сыночка, почувствовала, что мой мальчик уже неживой. Как поднялась, как Сашу несли домой, как хоронили — все в тумане…

Татьяна категорически не соглашается с тем, что у Саши могла быть граната.

- Полигон? Какой полигон? — в недоумении переспрашивает женщина.  — Он от нас далеко, сынок туда не ездил. Я бы, по крайней мере, знала. Саша всем делился со мной. Говорят, он патроны в школу приносил. Не могу поверить, ей-богу! После похорон все карманы его штанов и курток обыскала, весь чердак облазила — ничего не нашла. Граната, конечно, могла его заинтересовать, каждый мальчишка мечтает такой вещицей поиграть. Как раз возраст, когда все хочется попробовать и узнать. Но он бы сначала мне ее показал…

Между тем следствие уже располагает показаниями одного из подростков о том, что

15 мая Саша хвастался гранатой РГД-5: подвел дружка к сельской водонапорной башне и из туалета, находившегося рядом (там у него был тайник), вынес спрятанный боеприпас. Хранить находку дома школьник, видно, побоялся.

- Я ни Саньку, ни солдата Рому не знал, в тот вечер первый раз их увидел, — рассказывает 20-летний Максим Гаврилюк.  — Мы с моей сестрой Светой и другом Андреем приехали в Подолье из соседнего села на велосипедах. Сидим, болтаем с местными. Я сальто, помню, делал, на руках ходил, все смеялись. Видно, и тот малый решил позабавить компанию, достал гранату. Я вообще подумал, что она игрушечная. Сестра Светка понарошку заохала и с криком «Боюсь!» стала убегать — это она так всех насмешить решила. Шутка оказалась удачной. Потому что не успел я сообразить, как вдруг бабахнуло. Помню, солдат перед тем сказал: «Это не настоящая, а учебная» — и взял гранату в руку. В ту же секунду тот малый дернул за кольцо. Наверное, решил: если ненастоящая, то можно взрывать. Она зашипела, вспыхнула и как громыхнет! Я от взрыва оглох, упал на живот. Страшная боль! Какой-то мужик надо мной склонился, я попросил воды. Он вылил на меня сначала одно ведро, потом — другое. Будто легче стало. Ну и началось: операции, больницы. У меня только один глаз видит, а у Андрюшки (вот он на соседней койке под капельницей лежит) оба выбило.

Максима и Андрея я нашла в Николаевской областной больнице. Дежурный врач отделения хирургии Александр Покрыщенко охарактеризовал состояние ребят как очень тяжелое, но стабильное. У кровати 16-летнего Андрея Панькива дежурил отец, Валерий Михайлович:

- Четвертые сутки не отхожу от сына.  — Когда сообщили, что Андрей подорвался, я в чем был отправился в райцентр в больницу. К рассвету только добрался, всю ночь шел. «Папа, это ты? Я буду видеть?» — спросил сынок, когда пришел в себя. Подбадриваю его, конечно. В офтальмологической клинике в Николаеве сыну сделали операцию, и пока еще есть маленькая надежда, что хоть 30 процентов зрения на одном глазу удастся сохранить, а второй уже не спасти. До последней минуты была еще и угроза ампутации ноги, но врачам удалось этого избежать. Андрюшка весь с головы до ног в бинтах, рваные раны по всему телу. Я ему сейчас за мамку, няньку и медсестру. Мы с ним уже давно живем вдвоем. Когда развелся с женой и увез сына из Казахстана в Украину, Андрею было пять лет. Мама ему звонит раз в год, чтобы поздравить с днем рождения. В армию собирался сын, и вот на тебе — инвалид.

Я, конечно, виню в случившемся того незнакомого мне Романа. Душа разрывается! Ну как можно было не отличить боевую гранату от учебной? Даже в темноте на ощупь это поймешь: в учебной — дырка в корпусе внизу! А он, говорят, сапер. Ну это же азы! А если бы даже граната учебной была, так все равно же опасна. Солдат должен был забрать гранату у детей, а не рассказывать им, как она устроена. Теперь трудно судить, что там произошло, тем более, что виновных уже нет. Тут бы кто о живых подумал. Я все свои сбережения на лекарства потратил, вот в кармане шесть гривен осталось. За какие деньги сына лечить? Кто мне поможет? Как жить дальше? От этих вопросов я за четыре дня, верите, седым стал.

«Школьники уже начали сдавать патроны»

Еще по дороге в Подолье мне рассказали, что две семьи — школьника и солдата — обвиняют друг друга в случившемся.

- Неправда, — не соглашается отец погибшего Романа Владимир Максимич.  — В селе сейчас много чего можно услышать. Говорят, будто мой Рома гранату из армии принес. А все из-за того, что пока нет ясности, что за оружие рвануло и откуда оно взялось. Понимаете, Роман, хоть и служил в саперной части, был водителем автокрана — такую специальность получил в учебке. А когда они изучали устройство гранат и на полигоне тренировались, он в медсанбате лежал. Вообще-то Рома на хорошем счету у командиров был, его даже приглашали продолжить службу на контрактной основе. Но только он сам не захотел.

Когда старший сын вернулся из армии, младшего, Володю Максимича, призвали на службу. Кто мог знать, что вскоре он получит первый отпуск, чтобы похоронить брата.

- Умоляю, помогите добиться, чтобы Вову не забирали служить, — просила следователя Ромина мама.  — Хата опустела, пусть хоть этот сынок возле меня будет, а то сойду с ума!

Романа похоронили в одной могиле с двоюродным братом 17-летним Сережей Максимичем, который тоже собирался осенью идти служить.

- Мы тоже могли погибнуть, — вздыхает Виталий Сахарный.  — Помешала случайность: я весь вечер провел с ребятами, отлучился с другом всего на несколько минут за сигаретами. Возвращаемся, а тут… Валя, Ромина невеста, даже не смогла приехать попрощаться, она учится в Одессе в институте, а сейчас в Швейцарии на практике. Он до армии окончил ветеринарный техникум, там и познакомился с девушкой. Ромка был душой группы, хоронить его съехались все однокашники. И у нас в селе все его любили.

Пока в селе хоронили погибших, прокуратура Веселиновского района возбудила уголовное дело.

- Сразу же после взрыва на место происшествия выехали специалисты взрывотехнической лаборатории из Николаева, — рассказал «ФАКТАМ» прокурор района Николай Ложкарь.  — Удалось найти и изъять кольцо и скобу взорвавшейся гранаты. Так что нам уже известно не только то, что это была граната

РГД-5 1977 года выпуска, но и номер части, откуда ее взяли, а также номер серии и даже номер ящика, где хранился боеприпас. Материалы для дальнейшего расследования переданы в военную прокуратуру. Предстоит установить, почему не взорванная граната осталась лежать на полигоне. В любом случае кольцо от нее должны были сдать. Возможно, она оказалась утеряна. Тогда это чья-то халатность, повлекшая за собой тяжелые последствия. Все это будет выясняться. К расследованию подключилась военная разведка. Мы же проводим все необходимые в таких случаях следственные действия и экспертизы.

- В средней школе, где в седьмом классе учился погибший Саша Коломиец, правоохранители сейчас работают с каждым ребенком, — утверждает начальник уголовного розыска Веселиновского райотдела милиции Игорь Мельник.  — И это уже дает результаты — школьники начали сдавать патроны. К изъятию боеприпасов у детей, которые те, возможно, продолжают хранить у себя, будут привлечены даже служебные собаки. Случай в Подолье показал, насколько серьезна эта проблема в районах, соседствующих с военными полигонами.