Расследование причин страшной катастрофы, случившейся 2 июня на железнодорожном переезде в Одесской области и унесшей жизни 14 человек, установило: перед рейсом водитель злосчастного ЛАЗа прошел фиктивный медосмотр у кассира автопредприятия
Минувшая суббота стала траурной для жителей трех районов Одесской области: Тарутинского, Арцизского и Саратского. Там хоронили и поминали погибших в аварии, которая произошла на железнодорожном переезде возле села Новоселовка. В субботнем номере «ФАКТЫ» сообщали о столкновении пассажирского автобуса ЛАЗ с грузовым железнодорожным составом. За последние две недели это уже второе ЧП на Одесщине: напомним, 24 мая в районном центре Беляевка обрушилась механическая карусель, из-за чего погибли две девушки. Вторая катастрофа унесла сразу 14 жизней. Восемь человек получили ранения. Самому старшему из тех, кому не удалось спастись, было 46 лет, а самому младшему — только два годика
На автостанции в районном центре Сарата мы поинтересовались у двух женщин, где находится местная администрация. Узнав дорогу, поспешили туда, а сельчанки, в волосах которых были черные ленты, стали креститься, что-то приговаривая. Сведенными пальцами чертили крест и в воздухе, будто благословляя нашу «Волгу». Позже местные жители объяснили: после трагедии этот нехитрый обряд стал обязательным — чтобы с теми, кто въезжает в поселок и выезжает из него, в дороге ничего не случилось.
- Пострадавшие находятся в Саратской центральной районной больнице, — сообщил нам заместитель главы райгосадминистрации Дмитрий Сейз. — Страшно даже представить, что им пришлось пережить! Мои коллеги, которые выехали на железнодорожный переезд сразу после того, как там случилось ЧП, рассказывали, что это было зрелище не для слабонервных: окровавленные тела вперемешку с грудой металлических конструкций
Районная больница за последние дни стала похожа на фронтовой госпиталь. На помощь местным медикам поспешили коллеги из областного центра. Только из одной больницы Одесской железной дороги прибыло около двух десятков специалистов.
- Своими силами мы бы не справились, пришлось вызывать подмогу, — говорит начмед Евгений Нагнойный, незапланированное «дежурство» которого затянулось на неопределенный срок. — За одну ночь израсходовали весь запас крови — не только наш, но и из соседних районов! На место происшествия первыми прибыли наши линейные бригады, затем подоспели специалисты из других больниц. На переезде было 13 погибших, еще одна женщина скончалась в реанимации. Она получила травмы, несовместимые с жизнью: многочисленные разрывы селезенки, печени, почек Всех жертв аварии — и мертвых, и живых — везли к нам, поскольку от злополучного переезда до Сараты — около пяти километров, а до соседнего райцентра Арциз — двадцать пять. Одного мужчину необходимо было сразу оперировать. А ночью одесские нейрохирурги помогли вытащить с того света еще одного парня. Троих людей с открытыми черепно-мозговыми травмами доставили в областную больницу, но те, которых перевозить пока нельзя, все еще у нас в реанимации.
- Я возвращалась из дому в Одессу на сессию, села в автобус на станции Петровка, — вспоминает
22-летняя Евгения Астапцова. На лице и руках моей собеседницы — синяки и ссадины. — Уже четыре года учусь в педуниверситете и давно этим рейсом езжу. Поначалу людей в автобусе было немало, но по пути многие пассажиры вышли. Я занимала сиденье почти сразу за водителем и даже хотела пересесть подальше в салон: верхний люк был открыт, и я боялась сквозняка. Но разговорилась с соседом и забыла об этом. Подъехали к Новоселовке. У железнодорожного переезда голосовала женщина, водитель остановил автобус и подобрал ее. В это время отчетливо слышался звон — сигнал, предупреждавший о приближении поезда. Шофер нажал на кнопку — дверь закрылась, автобус тронулся. Почему произошла трагедия, до сих пор не пойму. Очнулась уже в больнице, в приемном покое. Меня туда какой-то мужчина на своей машине привез. Я была в шоке, вскочила и стала расхаживать туда-сюда. Увидела женщину, лежащую на носилках. Она была вся в крови! Эта женщина вскоре умерла. Я узнала также, что погибла и девушка, рядом с которой я хотела сесть в автобусе
- Женя, а где сейчас ваш попутчик?
- Да вот он, рядом со мной! — девушка указала на молодого человека, лежащего на соседней койке. — Петя, слава Богу, тоже уцелел. Врачи говорят, что нам просто повезло.
- Обычно я заранее чувствую, когда что-то неладное должно произойти, — вступает в разговор Петр Пенков. — А в тот день даже задремал в автобусе — разморило. Снился какой-то кошмар: всюду кровь, расчлененные тела. Проснулся от того, что почувствовал очень сильный удар, услышал крики И страшный сон стал явью. Из расплющенного автобуса я сам вылез. Смотрю: кругом трупы, один без головы, у другого нога оторвана Мы с попутчицей, можно сказать, отделались легким испугом.
- Я была в операционной, когда сообщили, что поезд врезался в автобус, — рассказывает заведующая реанимационным отделением Саратской центральной районной больницы Мария Кириллова. — А затем увидела мертвого малыша — белокурого, как ангелочек. Рядом — бездыханное тельце девчушки лет семи Привезли в больницу какие-то люди на старенькой «Таврии». Я нередко сталкиваюсь с последствиями ДТП, но такое невозможно забыть! А причина трагедии какая нелепая: женщина останавливает автобус прямо перед идущим поездом лишь потому, что ей надо проехать буквально пару километров от Новоселовки до Сараты
- Этот участок дороги какой-то несчастливый, — убежден Виктор Острых, возглавляющий отдел по вопросам чрезвычайных ситуаций Саратской райгосадминистрации. — Только в минувшем году здесь три аварии случилось. То иномарка в дерево врезалась, то «Москвич» в поезд въехал, да так, что аж взлетел Правда, на соседних переездах дела обстоят не намного лучше. Но чтобы такая авария Почти две трети пассажиров автобуса погибли! Супруги Миховы, Владимир Воронюк с двухлетним сыном, Деновы
- Иван Денов и его жена Валентина из Арциза на свадьбу ехали, подарки с собой везли, — добавляет Дмитрий Сейз.
- Трупы доставили в три морга: татарбунарский, арцизский и саратский, — продолжает Виктор Острых. — Съехались родственники жертв аварии, требуют сказать, где кто находится, а я буквально онемел: имена и фамилии умерших знаю, тела их видел. Кричат: «Ну что, говори!» — а у меня язык не поворачивается Благо, медики, спасатели и сотрудники госавтоинспекции вовремя прибыли на место происшествия, а задержись они минут на 10-15, потерь было бы больше. Грузовой состав, весящий около четырех тысяч тонн, буквально раздавил автобус. Основной удар пришелся на центральную часть. Инерционные силы были таковы, что у локомотива выпала передняя ось, а на железнодорожном полотне вырвало шпалы вместе с огромными металлическими костылями
Прокурор Саратского района Одесской области Илья Волков почти не сомневается в том, что эта трагедия произошла по вине водителя автобуса. По его словам, световая и звуковая сигнализации на переезде исправны, там, как и положено, три «запрещающих» знака. Видимость 2 июня была хорошая — машинист поезда говорит, что заметил автобус примерно за полкилометра до переезда. Водитель автобуса — 32-летний Виталий — сейчас находится в больнице, у него сломаны ноги. О том, что произошло вблизи Новоселовки, ничего не помнит. Как оказалось, у водителя был напарник — 43-летний Виктор, который в этом рейсе выполнял функции кондуктора. С ним поговорить не удалось, потому что Виктор ушел из районной больницы.
Прокуратура Саратского района возбудила дело по статье 286 ч. 3 Уголовного кодекса Украины — «Нарушение правил безопасности дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, если его действия повлекли за собой гибель нескольких лиц». Эта статья предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 12 лет с лишением права управлять транспортными средствами на срок до трех лет. Досудебное следствие будет вести следственное управление УМВД Украины в Одесской области. Правительственная комиссия, созданная 2 июня 2005 года по распоряжению Кабинета министров Украины, пришла к выводу, что причина аварии — нарушение водителем автобуса правил движения через неохраняемый железнодорожный переезд. Ведь шофер направил автобус на рельсы, не обращая внимания на предупреждающие звуковой и световой сигналы автоматической сигнализации. По данным пресс-службы Минтранссвязи, комиссия установила, что водитель автобуса прошел фиктивный предрейсовый медицинский осмотр, инспектор по профосмотру АТП находится в отпуске, а его обязанности выполнял кассир, который проставлял водителям штампы о прохождении медосмотра на несколько дней вперед.
МВД, Министерство транспорта и связи, а также Одесская облгосадминистрация должны по результатам служебного расследования в десятидневный срок принять меры по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в неудовлетворительном обеспечении безопасности перевозки пассажиров. Одесская областная госадминистрация выделит пострадавшим материальную помощь. Семьи погибших получат по десять тысяч гривен, тяжело травмированные люди — по пять тысяч, а те, у кого травмы средней степени тяжести, — по три тысячи гривен. Губернатор Одесской области Василий Цушко потребовал оборудовать неохраняемые переезды. По подсчетам Одесской железной дороги, эти работы обойдутся в 180 миллионов гривен.
Кстати, 3 июня Измаильский районный суд вынес приговор по аналогичному уголовному делу, возбужденному по факту аварии 16 мая 2004 года, которая произошла на железнодорожном переезде Ташбунар Одесской области. Тогда погибли 18 и получили травмы 26 человек, «ФАКТЫ» подробно писали об этом случае. Водитель автобуса, разбившегося год назад, признан виновным и получил наказание в виде лишения свободы на девять лет и штрафа в размере тысячи гривен.