Происшествия

«кусок льда размером с кирпич, упавший с неба на джип, пробил крышу автомобиля и провалился внутрь»

0:00 — 7 июня 2005 eye 652

Небывалый град, обрушившийся на село Яковенково Харьковской области, продырявил крыши домов, побил оконные стекла, полностью уничтожил сады и огороды

К сообщению о том, что 1 июня в селе Яковенково Балаклейского района Харьковской области выпал град размером с куриное яйцо, в районном управлении МЧС отнеслись недоверчиво. По официальным сводкам, в тот день град прошел по всей области, но вполне обычный, максимум сантиметр в диаметре. Ощутимого урона жителям он не нанес и как чрезвычайная ситуация не воспринимался. «Что вы?! — восклицают яковенковцы.  — Куриное яйцо — это далеко не самый крупный размер наших градин. С неба падали куски льда размером с два кулака и даже больше!»

Убитых градом гусят и утят носили мешками

В селе Яковенково сложно найти двор, который не пострадал бы от града. Даже самые старые жители села такого буйства стихии не могут припомнить. Теперь этот день останется одним из самых ярких и одновременно самых страшных в истории Яковенково. По словам сельчан, с утра 1 июня стояла жаркая и солнечная погода, как и положено летом. Но около 14 часов со стороны Балаклеи (районный центр находится в 10 километрах) начала надвигаться огромная черная туча, и вскоре на село упали первые градины.

- Льдинки с самого начала были очень крупными, не меньше куриного или даже гусиного яйца, — рассказывает Анна Люта.  — Вначале шел только град, а потом хлынул ливень и с ним ураган. Что было — не передать! Льются мутные потоки, все трещит, гремит и ломается, осколки стекол разлетаются в разные стороны!.. Нам с мужем по семьдесят лет, но такого еще не видели. Ну, бывал град размером с воробьиное яйцо, но не больше. А это прямо как война, конец света или Страшный суд…

«Мы даже представить себе не могли, что природа преподнесет такое», — повторяют потрясенные сельчане. Многие жители наблюдали куски льда намного больше, чем куриное яйцо. Причем градины не округлой формы, а угловатые, будто нарубленные. Некоторые мутно-белого цвета, другие — прозрачные. Острыми краями льдины пробивали шифер, ранили деревья и убивали домашнюю птицу.

Стихия бушевала минут двадцать. Ошалевшие жители выходили из домов и не узнавали своих дворов. За полчаса страшный град изрешетил крыши домов и сараев и безжалостно расправился с садами и огородами. Радовавшие глаз грядки выглядели так, будто по ним проехал комбайн. А землю под ногами устилал десятисантиметровый слой листьев, веток и завязей. Больше всего досталось домашней птице, которую не успели загнать. Убитых градом гусят и утят приходилось носить мешками.

- Вот смотрите, у меня до сих пор руки распухшие и к голове больно прикасаться, — говорит Анна Ивановна.  — Это я гусят ходила собирать, и меня кусками льда поколотило.

Синяками и шишками град наградил чуть ли не каждого четвертого жителя села. У соседки Анны Люты Елены Кривонос в гематомах все тело. Глядя на огромные багрово-фиолетовые кровоподтеки на груди, спине, плечах женщины, невозможно поверить, что они нанесены градом.

- Я тогда за себя совсем не боялась, мне утят было жалко, — вздыхает Елена Федоровна.  — Они уже большие выросли, а тут падают замертво один за другим. Вот я и выбежала их спасать. Уже потом, когда все закончилось, я подумала: вот дурочка! Еще легко отделалась. Запросто могло убить, если б по голове попало. Не льдом, так куском бетона, что от стен отлетал.

- У меня муж тоже хотел было бежать спасать квочку с цыплятами, но я его не пустила, — вспоминает Зинаида Кочеткова.  — Какая квочка?! Самого убить могло. Простояли вдвоем, пока стихия бушевала, забившись в сарай. Некоторых цыплят убило, еще нескольким градинами ножки поперебивало. Мы им палочки к ножкам привязали — может, кости срастутся.

Хуже всего в тот день пришлось тем, кто оказался в поле и не мог укрыться от падающих с неба льдин. Яковенковцы сочувствуют Татьяне Давыдовой, которая с дочерью пасла коров в поле. Вместо того чтобы искать убежища для себя, они пытались справиться с испуганными животными.

- Пока шел град, бежала за стадом и очень боялась, чтобы ни одну из тридцати коров не потерять, — смеется Татьяна.  — Только кричала «Боже, как больно!.. » Такие глыбы сверху падали, я аж приседала от ударов. Мы ведь одеты по-летнему. Дочка в ярок упала и говорит: «Мама, я больше не могу, буду здесь лежать». Я давай ее поднимать. Думаю, если лежать, то совсем забить может. Но по-настоящему страшно мне стало, когда разглядела, какие льдины остались лежать в траве. Тогда я поняла, чем все могло закончиться. Ведь таким куском запросто убить могло или позвоночник сломать. А мы отделались синяками, только у меня на голове вскочила шишка величиной с лампочку.

«Мне по голове так ударило куском льда, что я с дерева свалился»

15-летнего Илью Стана стихия застигла посреди дороги, когда парнишка возвращался из райцентра.

- Когда я шел, град вначале был небольшой, — рассказывает Илья.  — Я решил переждать стихию на дереве. Залез на него и вроде бы удобно устроился под кроной. Но тут вдруг как налетело!.. Смотрю наверх — а листьев уже нет, одни голые ветви остались. И тут мне по голове так ударило куском льда, что я с дерева свалился. Потом уже сидел, прижавшись к стволу и накрывшись футболкой. Деться-то некуда…

- Ты не забудь сказать, что плакал, — вставляет свое слово его старший брат Виктор.

- Ну и плакал, конечно. Больно ужасно и страшно, просто не передать как. Разве футболкой от такого спасешься? Градины не только тяжелые, но и острые. Сколько так сидел, не знаю. Может, меня забило бы, если бы подъехавший «газик» не спас. Водитель под деревьями спрятался, чтобы крышу автомобиля не побило. Я кричу: «Откройте!» Мужчина дверцу только приоткрыл — тут же льдиной по голове получил и сразу захлопнул. Через минуту снова открыл, и я добежал до машины. «Газик» меня до села довез, и я пошел домой весь избитый. Потом несколько ночей спать не мог, все болело. Мне еще повезло. Я видел, как джип-иномарку покорежило. На него с неба упал огромный ледяной булыжник (размером с кирпич) пробил крышу и внутрь провалился. А уж сколько стекол в машинах побито, не сосчитать.

О небывалом урагане в селе рассказывают удивительные вещи. Говорят, в одном дворе в землю вонзилась ледяная стрела, в другом — с неба упал кусок килограммов на десять и растаял только на третий день, а где-то на окраине градом убило теленка. Что в этих рассказах правда, что вымысел, сейчас уже не поймешь. Но настоящим чудом можно считать то, что никто из сельчан (даже тех, кто оказался в открытом поле), серьезно не пострадал. По словам семейного врача Любови Мысочки, ничего серьезнее ушибов и ссадин никто из жителей не получил. Да и те, кому досталось от града, за медицинской помощью обращаться не спешили. Сельчане на подобные «мелочи» внимания не обращают.

Град не был зарегистрирован в метеостанции, поэтому жители села не могут рассчитывать на страховку

По словам ведущего синоптика Харьковского областного центра по гидрометеорологии Тамары Абраимовой, крупного града (таким он считается, если куски льда превышают в диаметре 20 миллиметров), в области не было с 1997 года. Однако уникальный град, выпавший в селе Яковенково, в историю харьковской метеорологии не войдет, потому что официально… не зарегистрирован!

- На небольших территориях не всегда удается отследить подобные природные катаклизмы, — комментирует Тамара Абраимова.  — На 27 районов у нас всего 10 метеостанций. Град, который отмечался в их зоне 1 июня, был самым обычным. Для того чтобы зарегистрировать стихийное бедствие, жителям села нужно было сразу после того, как прошел град, пригласить работника ближайшей метеостанции. А теперь, если кто-то захочет получить страховое возмещение за испорченное имущество, мы ничем не сможем помочь.

Впрочем, яковенковцы на страховку и не рассчитывают. Наводят порядок в разрушенном хозяйстве самостоятельно. Мужчины латают побитые крыши, женщины пытаются справиться с разрухой в огородах.

- Ох, на эти грядки теперь и смотреть не хочется,  — вздыхают хозяйки.  — Все стояло такое красивое, зеленое и пышное, урожай обещал быть на славу, а теперь ни лука, ни капусты — ничего не осталось. Все как косой скосило. Огурцы и помидоры можно попытаться пересадить, а картошку уже поздно, да и нечем. Остается надеяться, что хоть какая-то ее часть выживет.

По словам сельчан, в мае, когда деревья стояли в цвету, Яковенково уже перенесло один град. После него весь цвет остался лежать ковром на земле, но завязь к тому времени уже успела образоваться. Нынешний ураган не оставил яковенковцам никакой надежды на свои фрукты и ягоды. Теперь сельчане, по старой примете, ждут третьего налета стихии и недоумевают, чем так провинилось Яковенково. За что природа так наказала их?

- Это, наверное, потому, что у нас церкви нет, — предполагают некоторые.  — Село большое, а церковь так до сих пор и не построили.

Председателя Яковенковского сельсовета застать не удалось. На вопрос, где его можно найти, в конторе только развели руками. Сейчас он с утра до вечера в поле. Там град тоже натворил немало бед — надо спасать урожай.