Происшествия

Председатель государственной таможенной службы украины владимир скомаровский: «мне уже несколько раз предлагали взятки по миллиону долларов»

0:00 — 17 июня 2005 eye 498

Основными своими задачами на посту главный таможенник Украины считает борьбу с коррупцией и бюрократией

С каждым годом все больше жителей Украины посещают другие страны. То ли вы едете в отпуск на теплые моря, то ли в загранкомандировку, при пересечении границы встреча с сотрудником таможни неизбежна. К сожалению, встреча эта не всегда может оказаться приятной. Да и о коррумпированности сотрудников таможни уже не одно десятилетие ходят легенды и анекдоты. Но, похоже, и на таможне происходят перемены. Рассказать о них и ответить на вопросы читателей «ФАКТОВ» мы попросили председателя Государственной таможенной службы Украины Владимира Скомаровского.

«Только на запрете ввоза старых машин государство ежегодно теряет более двух миллиардов гривен»

- Редакция газеты «ФАКТЫ»? Добрый день. Я звоню из Харькова, зовут меня Тамара Николаевна. Хочу поздравить вас с назначением на должность, желаю вам успехов и чтобы ваше ведомство работало лучше всех в стране.

- Благодарю.

- Мой вопрос: в Академии таможенной службы готовят высококвалифицированные молодые кадры, а реализовать себя ребятам очень сложно. Не работают по специальности, занимают низкие должности и вообще, по-моему, создаются такие условия, что молодые люди вынуждены уходить из таможенных органов. Есть ли у вас программа или план работы с кадрами, в том числе и с молодыми?

- В этом году мы всех, кто заканчивает академию с хорошими оценками, берем в таможенные органы. Специально создали для них рабочие места, и если человек проявит себя в работе, то и карьерный рост обеспечен. У меня кадровый голод! Сейчас мы будем менять руководство, возьмем молодых и перспективных работников: свежие силы, людей, которые не работали последние десять лет в этой системе. Тогда, я надеюсь, у нас будет порядок в таможенной службе.

- Здравствуйте, Владимир Владимирович. Это Александр из Киева. Скажите, будут ли какие-то изменения по поводу ввоза машин, бывших в употреблении? У нас сейчас очень дорогая растаможка. Ни в одной стране нет таких цен!

- Это больной вопрос. Мы свои предложения по этому поводу уже предоставили правительству. Считаем, что для начала нужно хотя бы увеличить предельный возраст ввозимых грузовых и легковых машин до 10 лет. Кроме того, уже сейчас пошлина немного снижена.

К сожалению, сегодня людей поставили в такие условия, что они вынуждены покупать новые дорогие машины. Ввезти подержанный легковой автомобиль стало невозможно — таможенные ставки просто запрещающие. А контрабандным способом машины ввозят только те, кто может взять технический паспорт в ГАИ и потом уже с готовым техпаспортом въехать в Украину. По нашим подсчетам, только на запрете ввоза старых машин государство ежегодно теряет более двух миллиардов гривен.

- Добрый день. Меня зовут Владимир Николаевич. Я директор крупного белоцерковского предприятия, которое на протяжении одиннадцати лет занимается импортом бытовой техники: холодильников, стиральных машин и тому подобного. Последние три-четыре года таможню стало проходить все труднее. Появилась куча дополнительных служб. Причем если дать 50-70 гривен, ставят правильные штампы, если нет — получаешь массу проблем. Вот пример. Приходит груз. Сказали водителю: «На таможне взяток не давать!» В результате на документах поставили штамп следующего содержания: «Направляется для прохождения окончательного фитосанитарного, эпидемиологического, ветеринарного контроля на Северную региональную таможню». А это потеря времени и денег. Скажите, как это понять?

- Такой штамп не означает, что ваши холодильники должны осматриваться всеми этими службами. С первого июня мы делаем предварительный контроль сами. Без каких бы то ни было экологов, радиологов… А вообще, проблема бюрократии есть.

Сегодня случается и такое: на внутренней таможне, например, чтобы оформить автомобиль, надо получить разрешение санэпидемстанции. Как по мне, то лучше, чтобы ветеринары на автомобиль ставили печать, потому что мощность в лошадиных силах определяется! (Смеется. ) Существует масса всевозможных межведомственных приказов, которые только усложняют жизнь. За первые сто дней моего пребывания на посту руководителя таможни отменено 393 распорядительных письма и около сотни приказов.

- Прямая линия? Меня зовут Сергей Иванович. Я из Киева. Буквально на днях возвращался из заграничной командировки через пункт пропуска Краковец. Пришлось выстоять огромную очередь. Потерял 10 часов. С чем это связано и будет ли решена проблема очередей?

- Через Краковец проехать действительно сложно. Дело в том, что через этот пункт по нескольку раз в день ездят жители Украины и Польши, которые перевозят водку, сигареты, бензин и этим зарабатывают себе на жизнь. Гораздо меньшие очереди на пунктах пропуска Шегини и Рава-Русская. Так что советую ехать именно через них.

Проблему очередей будем решать путем открытия двух новых пунктов пропуска. Вот только людей, которые зарабатывают на перевозке небольших партий товара, от этого меньше не станет. Пока существует большая разница в цене товара, люди будут заниматься перепродажей. Например, наш бензин стоит в три раза дешевле польского, и все затраты на его перевозку окупаются с лихвой. Заметьте, на границе с Россией очередей нет, потому что цены у нас почти одинаковые.

- Сейчас существенно ужесточился контроль со стороны польских таможенников к жителям Украины. С чем связана такая «любовь»?

- Дело не в любви или нелюбви. Просто с 1 мая польские таможенники начали выполнять европейские нормы досмотра. А они гораздо жестче ранее существовавших.

- Вас беспокоят из Львова, зовут меня Людмила. Я иногда сталкиваюсь с нарушениями таможенного законодательства во время оформления документов. Хочу спросить, есть ли у вас какая-нибудь телефонная линия, чтобы можно было получить необходимую информацию, узнать, как следует поступить в данной ситуации?

- У каждого таможенника на форме есть «бейдж», а на нем, кроме всего прочего, написан номер бесплатного телефона горячей линии. Позвонив по нему, вы сможете получить любую информацию или сообщить о нарушениях. Номер следующий — 8-800-501-31-30.

«Теперь в «Борисполе» вы не увидите таможенников»

- Здравствуйте. Я заслуженный работник таможенной службы Украины, Анатолий из Одессы. Когда вы начинали работать в органах, то обещали, что заработная плата будет повышена в 2-3 раза. Но вот прошло уже три месяца, и никаких изменений.

- А где вы работаете?

- Я на пенсии.

- Дело в том, что увеличивать пенсии мы не можем, это не в нашей компетенции. Всем сотрудникам таможни зарплата была повышена не менее чем в два раза, кроме управленческого персонала. Сегодня главный инспектор получает такую же зарплату, как и я, так как у меня нет выслуги лет.

Когда шквал читательских звонков стих, главный редактор газеты «ФАКТЫ» Александр Швец задал гостю несколько вопросов.

- Сейчас на слуху нововведения в Бориспольском аэропорту. Что, действительно уже достаточно пройти одно «окно», где проверят и декларацию, и паспортный контроль, и вещи?

- Теперь в «Борисполе» вы не увидите таможенников. Человек пришел, показал билет и прошел на регистрацию. Вещи, конечно, просвечиваются, в случае возникновения вопросов их осматривают. Да и декларацию можно не заполнять, если никаких ценностей и больших сумм денег нет.

- Это когда улетаешь. А когда прилетаешь?

- Тогда просто ставите чемоданы на рентгенаппарат и проходите в зал аэропорта. С нашей стороны теперь даже паспортного контроля нет. Только пограничники проверяют паспорт.

- Это сенсация!..

- Да нет, это скорее европейская норма.

- Говорят, что дома таможенников всегда самые богатые — настоящие дворцы. Да и вообще, о коррупции на таможне ходят легенды. Как вы с этим боретесь?

- У нас есть подразделение внутренней безопасности, которое занимается борьбой с коррупцией. Что касается домов, то сейчас мы тщательно проверяем благосостояние наших сотрудников, и в первую очередь руководящего состава. Если обнаруживаются такие дворцы, пусть даже записанные на жену или тещу, доверия к сотруднику уже нет. Как минимум, он переводится на более низкую должность. Таких одиозных фигур хватает.

Кстати, когда я только начал эту борьбу, мне тут же стали предлагать взятки за то, чтобы оставить определенных людей на руководящих постах в местных таможнях. Причем десять раз предлагали по миллиону долларов, более мелкие предложения я уже и не считаю. Так вот, представьте, какие объемы воровства на этих таможнях, если за то, чтобы остаться на посту, человек готов отдать миллион долларов! Естественно, все эти люди уже уволены.

Для борьбы с коррупцией мы используем все законные средства и привлекаем общественность. Например, сейчас проводим анонимные соцопросы при выходе людей из таможен. Полученная информация будет проанализирована, взяточники — уволены, а на их место придут новые молодые сотрудники. Кстати, в кабинетах руководителей, заподозренных в коррупции, устанавливаются скрытые камеры, и если факт передачи взятки фиксируется, то возбуждается уголовное дело.

- А какой дом у главного таможенника?

- Свой дом я построил в Виннице еще в 1996 году, когда занимался бизнесом. Сам придумал планировку, стены сделал из пеностирола, чтобы сберегать тепло. При площади 300 квадратных метров я плачу за отопление столько же, сколько за однокомнатную квартиру. Вокруг, на 17 сотках, сад и трава. В Киеве у меня есть квартира, но сейчас живу за городом, в Конче-Заспе, на государственной даче. Это не дворец, а небольшой дом. Когда я приехал туда в первый раз, был поражен: сосновый лес, чистый воздух, река, птицы поют. Там я ложусь спать с открытым окном, и какой бы ни был вечером уставший, в шесть утра просыпаюсь бодрым и полным сил.

- Таможенники давно стали очень популярными героями анекдотов. Как вы к этому относитесь?

- Замечательно! Я вообще люблю анекдоты. У меня даже есть книга с анекдотами про таможенников.

- Вы в таможне человек новый. Думали ли вы когда-нибудь, что будете занимать такой пост?

- Даже не мог себе представить. Я и сейчас еще не считаю себя настоящим таможенником. Свои погоны спрятал подальше. Форму надену только тогда, когда служба будет нормально работать, когда служащие не будут брать взятки, когда люди увидят, что все изменилось.

Подготовили Сергей КУРГАН

и Светлана ОЛЕФИР, «ФАКТЫ»