Происшествия

Чтобы осенью выдать дочь замуж за богатого и молодого парубка, на троицу глава семьи должен принести в дом первые стебельки медуницы

0:00 — 18 июня 2005 eye 519

Готовясь к Зеленому Воскресенью, наши предки украшали дома травами и пекли праздничные коржики Завтра мы будем отмечать один из самых больших народных праздников — Зеленое Воскресенье. Так в Украине с давних времен называют христианское торжество Троицу, или Пятидесятницу. К Троице полагалось подготовиться. Во-первых, украсить зелеными ветками и травами дом, чтобы уберечь свое жилище от нечисти. А во-вторых, отнести гостинцы русалкам, чтобы они не погубили посевы и не оставили девиц без женихов. Поскольку «Зелена Недiля» отделяет весну от лета, с Пятидесятницы начинают заготавливать лекарственные травы. Кроме того, на праздники полагалось испечь 50 троицких коржиков и раздать их родственникам и друзьям…

Выбрасывать зелень, которая лежала под иконами и на полу, было нельзя, так как считалось, что она обладает целебной силой

Зеленые праздники — время цветения ржи. Дабы собрать осенью хороший урожай, наши предки перед Троицей ублажали русалок и озеленяли дома, чтобы души умерших родственников могли спрятаться в молодой зелени и защитить своих наследников от всякой нечисти. Так, на Черниговщине и Буковине листьями лопуха, клена и липы украшали крыши хат. А гуцулы обвивали барвинком оконные ставни и клеили на стекла кресты из листьев.

Сегодня далеко не все озеленяют свои жилища на праздник, а еще в начале прошлого века не украсить дом считалось большим грехом. Поэтому в канун Троицы вся семья отправлялась в лес и на луг, чтобы наломать веток и собрать душистые травы: чабрец, папоротник, любисток и, конечно же, аир. Вся эта зелень называлась «клечанням», поэтому и семь дней после Троицы величали Клечальной неделей.

Ветки раскладывали повсюду, а перед воротами ставили главное деревце — оберег от ведьм и колдунов. С этой же целью по углам скотного двора втыкали осиновые колья. Подворья украшались разными деревьями: в ход шли молодые березки, клены, яворы, но только не верба, обладающая, по поверьям, ведунской силой.

В хатах устилали полы душистыми травами и цветами. В их числе обязательно должна была присутствовать полынь — главное защитное средство от русалок и прочей нечисти. Кроме того, из царского папоротника на полу выкладывали крест. Перед праздником украшали иконы: их покрывали новыми рушниками и ставили на пучки мяты и аира. Зелень, лежавшая под образами и на полу, после праздников высушивали, а потом добавляли в воду для купания. Особенно целебной считалась принесенная из церкви трава, на которой стояли на коленях во время богослужения.

На Полесье, Полтавщине и Харьковщине считали, что для богатого урожая мало только озеленения хаты и подворья. Чтобы задобрить все мифические силы, по селам водили девушку, украшенную ветками и лентами (ее называли «тополя» или «кущ» — в украинском фольклоре символы урожая). Молодежь с песнями ходила по селу и полям. «Тополя» низко кланялась встречным, желала им доброго урожая, за что девушку полагалось одаривать мелкими деньгами: «тополе» на ленты». На вырученные деньги молодежь устраивала пирушку.

Чтобы задобрить русалок, девушки плели для них венки и готовили яичницу

Троица — праздник девичий, но иногда в нем участвовали и молодые женщины. Девушки шли в лес или поле, собирали там душистые травы, плели венки, оставляли мавкам гостинцы и подарки. Задабривать русалок начинали перед Троицей (в четверг или субботу) в так называемую Русальную Пасху. Так, на Киевщине в четверг на рассвете красавицы шли на ржаное поле, взяв с собой хлеб, выпеченный из ржаной муки и освященной воды. Каравай делили поровну, потом каждая девушка направлялась к отцовской меже и оставляла там кусочек хлеба для мавки: чтобы рожь родила.

На Полтавщине в этот день девчата тайно относили в лес венки для русалок, чтобы те им женихов наслали. Встреча с мавкой считалась нежелательной, ведь она могла защекотать до смерти. На всякий случай брали с собой травы-обереги: чеснок, любисток, полынь — их запах отпугивал русалок. Такие же травы раскладывали и в доме на подоконниках. В восточной части Украины в Клечальное воскресенье девушки обвивали зелеными гирляндами вишни и менялись платками — чтобы мавки не узнали, у кого жениха отбирать.

На Полесье девчата заранее плели венки из незабудок, чабреца и полыни, готовили гостинцы для мавок и шли в лес. Там девушки пели песни и обедали. Главным блюдом была яичница, а также вареные яйца, творог, масло, молоко, молочная каша или кулеш. Начиная с Пасхи, яйцо проходит через все весенние обряды: появляется как символ зарождения новой жизни, а по окончании весны его поедают в виде яичницы. Кстати, на Троицу яичницу готовили только девушки и только им разрешалось есть это блюдо.

Отобедав, красавицы парами расходились по лесу и осторожно оплетали венками березы. В воскресенье, в день Троицы, девушки возвращались в лес и расплетали венки. Перед этим каждая внимательно осматривала свой: не завял ли? У кого венок остался свежим, тому долго жить. Затем травяные гирлянды пускали по воде: поплывет — к счастью и скорым сватам, утонет — беда!

Привечали русалок и семейные люди: на меже своей нивы глава семьи оставлял для них гостинец  — краюхи хлеба. Хозяйки также задабривали капризных красавиц: в хате на подоконнике ставили горячий пшеничный или ржаной каравай, чтобы русалки могли насытиться его запахом. В саду на фруктовых деревьях развешивали полотно — мавкам на сорочки.

В канун Троицы — Клечальную субботу (еще ее называли Дедовой) — принято поминать усопших родственников. Сначала полагалось отстоять в церкви утреннюю службу, а также освятить молоко, сыр и выпечку. Пропустить поминальную службу без уважительной причины считалось большим грехом (в некоторых приходах священники не допускали «прогульщиков» к праздничной литургии и причастию на Зеленое Воскресенье), ведь это единственный день в году, когда разрешается молиться даже за самоубийц.

После службы вся семья шла на кладбище, чтобы справить обед-тризну. А помянув усопших, народ отправлялся в лес и на луга собирать травы. Канун Троицы — лучшее время для заготовки цветов алтея, арники, барбариса, ромашки и бузины. По народным обычаям, сорвать первые стебли медуницы должен глава семьи, чтобы уже осенью выдать дочь замуж за богатого и молодого парубка. А вот тысячелистник (народные названия: белая кашка, деревий, белоголовник, полевая гречка) полагается собирать матери, чтобы весь год ее семья была здоровой и крепкой.

КОРЖИ ТРОИЦКИЕ

Для приготовления этого блюда вам понадобятся: 3,5 стакана муки, 3 сваренных вкрутую желтка, 2 сырых желтка, 1,5 стакана очищенных грецких орехов, 0,5 стакана сметаны, 0,5 стакана сахара, ванилин для запаха, 200 граммов сливочного масла, 2 столовые ложки белого сухого вина, 300 граммов творога.

Вареные желтки растереть с сырыми, добавить сметану, масло, вино, размешать до однородной массы. Потихоньку ввести в тесто творог, муку и тертые орехи (небольшими порциями), все тщательно растереть до однородной массы. Тесто раскатать до толщины в сантиметр, стаканом вырезать коржики, выложить на промасленный противень, смазать желтком и посыпать сахаром с орехами, наколоть вилкой. Выпекать в духовке на среднем огне.