Лежа в реанимации, алеша, у которого было обожжено больше половины поверхности тела, часто брал маму за руку и говорил: «я здесь, я жив»

0:00 — 1 июля 2005 eye 12686

Краматорский паренек, пытавшийся провести у себя на кухне эксперимент с химическими веществами, уже перенес 15 тяжелейших операций

- Я очень отличаюсь от других людей? — спрашивает Алеша.

- Только тем, что голову немного вперед наклоняешь, будто в воротник кутаешься, — отвечаю я.  — Но некоторые так все время делают — по привычке.

Под высоким воротником спортивной куртки Алеша прячет рубцы от ожогов. К счастью, пересадку кожи парню сделали вовремя, да и сам пациент усердно занимался гимнастикой (без устали вертел головой), поэтому его подбородок не прирос к шее, кожа на которой буквально расплавилась.

Об Алексее Самкове «ФАКТЫ» писали в марте 2003 года. Он был одним из тяжелейших пациентов ожогового центра Донецкого государственного института неотложной и восстановительной хирургии имени В. К. Гусака АМН Украины. «Если мальчик выживет, это будет настоящее чудо», — повторяли врачи. А сам Алеша, будучи в тяжелом состоянии в реанимации, часто брал за руку свою маму, дежурившую там день и ночь, и говорил: «Я здесь, я жив». Два с лишним года назад одиннадцатиклассник школы Ь 10 города Краматорска Донецкой области пострадал от… взрыва, который произошел на его кухне. Многократный призер олимпиад по биологии и химии пытался получить смесь, назначения которой и сам тогда не придумал. Но вещества взорвались, и паренек получил глубокие ожоги 65 процентов поверхности тела. Сначала Алешу госпитализировали в одну из местных больниц, а потом увезли в Донецк. Медики сделали все возможное, чтобы спасти парня: он перенес 15 хирургических вмешательств. Сейчас 19-летний пациент уже дома и решает, в какой вуз поступать. Но лечение еще не закончилось. По словам заведующего отделом термических поражений и пластической хирургии Донецкого института неотложной и восстановительной хирургии, доктора медицинских наук, профессора Эмиля Фисталя, Алексею Самкову предстоят операции по восстановлению функций суставов и пластическая реконструкция наиболее поврежденных участков кожи.

Добровольцы сдавали кровь для парня, хотя не было уверенности в том, что она ему пригодится…

В квартире Самковых все еще видны следы пожара, случившегося два с лишним года назад. Но по-прежнему цветут кактусы, а в большом аквариуме плавает одноглазый сом.

- Я проводил эксперимент, чтобы получить высокую температуру и яркий свет, — вспоминает Алеша.  — Вспышка света была такой, что я на мгновение ослеп! И тут взрыв…

Парнишка упал и думал, что уже не сможет подняться. Но начал читать «Отче наш» и все-таки встал на ноги. Первым делом Алеша побежал в ванную, чтобы погасить все, что горело на нем, а затем бросился тушить пожар в квартире. Открыл дверь соседям, которые уже вызвали врачей…

- В нашей квартире было полно разбитого стекла, я порезал себе ноги, — продолжает парень.  — Пытался сам звонить на «скорую», но пальцы не слушались: с них лохмотьями свисала сгоревшая кожа. Помню, как сел в машину скорой помощи, а сопровождавшая меня медсестра при виде моих ран сжалась в углу и все время твердила: «Потерпи, сейчас доедем».

У парня были обожжены лицо, руки, грудная клетка… Когда мать Алеши узнала о происшествии и прямо с работы прибежала к сыну в Краматорскую городскую больницу Ь 3, там уже были учителя из десятой школы и ее коллеги — рабочие Новокраматорского машиностроительного завода. 25 человек тут же согласились сдать кровь. К слову, бывшие одноклассники и школьные наставники очень любят Алешу, называют его душой общества. Поэтому не удивительно, что беда, которая приключилась с этим парнишкой, потрясла всех.

- Накануне восьмого марта Алешины учителя отправились на станцию переливания крови, — рассказывает тетя пострадавшего Лариса Самкова.  — А тогдашний директор завода «Спецтехстекло», на котором я работаю, выделил специальный автобус для 15 наших сотрудников, которые тоже решили стать донорами. Страшно об этом вспоминать, но тогда не было уверенности в том, что кровь пригодится…

Первое, чего хватился Алеша, будучи уже в ожоговом центре в Донецке, был нательный крестик.

- Я никогда его не снимал, — объясняет парень.  — Когда учился в седьмом классе, собрался в лагерь, а мой старый крестик сломался. Даже не представлял, как поеду без него. Поэтому мы с мамой купили новый. Думаю, он расплавился во время взрыва или потерялся в суматохе.

- Люди, которые узнавали о том, что случилось с Алешей, старались нам помочь, — вспоминает мама паренька Тамара.  — За здоровье Алеши молились прихожане православного храма при Донецком институте неотложной и восстановительной хирургии. Одна прихожанка, Анна Кулиш, приносила еду, помогала мне ухаживать за сыном. Алешин научный руководитель в краматорском филиале общества «Юный медик» Донецкого медуниверситета Нина Сергеевна Чумлякова часто навещала нас, заботилась о моем сыне, как о своем ребенке.

Благодаря помощи президента АО «Новокраматорский машиностроительный завод», народного депутата Георгия Скударя Алеша прошел несколько курсов реабилитации в специальном санатории для ожоговых больных в Немирове. Самковы хранят дома целый список имен и фамилий благотворителей, дававших деньги на медикаменты, приобретение которых не предусмотрено бюджетом медучреждений. Если бы не сотрудники отдела образования Краматорской городской госадминистрации, предприниматели, руководители предприятий, на которых трудятся Алешины мама и тетя, друзья, знакомые и просто добрые, неравнодушные к чужому горю люди, то такого сильного удара судьбы семья Самковых, живущая на весьма скромные доходы, не выдержала бы. К тому же, этот удар не был единственным: месяц спустя после трагедии у отца Алеши случился инсульт, мужчину еле спасли, а через год после того, как парнишку выписали из больницы, умерла его бабушка.

Все это время Алешу Самкова поддерживали учителя и одноклассники. Они приезжали к нему в Донецк, чтобы поздравить с 17-летием, а в мае 2003 года привезли Алеше школьный колокольчик, устроив прямо в палате праздник последнего звонка! Уже после того, как парнишку выписали, родители его одноклассницы вызвались помочь Самковым с ремонтом квартиры. Тогда Алеша узнал, как тесен мир: папа девушки, Федор Покидько, в 16 лет тоже обгорел и лечился у доктора Фисталя.

Юный медик Алексей Самков написал научную работу о лечении пациентов с тяжелыми ожогами

Алеша стойко переносил боль, как бы изучал свои травмы со стороны. Расспрашивал врачей обо всех тонкостях лечения: «Это препарат для очищения почек? А давление чем поддерживаете?» Мама смастерила специальную подставку для книг, и, лежа в реанимации, Леша смог читать и решать задачи по алгебре и химии!

- Когда я только начал передвигаться на каталке, мама мне сказала, что в больнице есть компьютер, подключенный к Интернету, так я не помню, как, но добежал туда без каталки! — смеется Алеша.

А потом профком Новокраматорского машиностроительного завода подарил парню компьютер, и Алеша стал искать во «всемирной паутине»… работу. Сейчас он подумывает о том, чтобы переводить тексты с английского, и хочет создать собственный веб-сайт.

- Заработки нужны, чтобы отцу хоть немного помочь, — объясняет мне Алеша.  — Его нужно отправить в центр для людей, перенесших инсульт. Это в Харцызске, на Донетчине. У отца тромбофлебит, вены на ногах затвердевают и очень болят. А он даже сказать об этом не может: отнялась речь…

А еще талантливый житель Краматорска мечтает получить высшее образование. Два года назад научная работа Алексея Самкова об эффективности магнитной терапии заняла второе место на конкурсе Малой академии наук в его родном городе и третье — в области. Алеша мог досрочно стать студентом Донецкого национального университета. Во время лечения в ожоговом центре парень читал монографии профессора Эмиля Фисталя, собирал материалы для новой научной работы. Вскоре Алексей Самков предоставил на городской конкурс Малой академии наук работу, посвященную лечению тяжелых термических поражений в условиях донецкого ожогового центра. И победил! Теперь ему снова можно выбирать вуз.

- Главное — отвлечься от плохих мыслей, — говорит Алеша.  — Я делал это так: играл в лотерею, участвовал в конкурсах по разгадыванию кроссвордов, различных радиовикторинах, писал письма в газеты. Выиграл мобильный телефон, много карточек для него и кучу всяких мелочей. Вот сейчас пытаюсь холодильник выиграть, а наш старый выставлю на интернет-аукционе раритетов.

Алеша Самков старается не унывать, хотя знает, что хирургические вмешательства ему начнут проводить уже осенью. Врачи считают, что чем скорее начать этот процесс, тем лучше, ведь он продлится долго: грубо говоря, мало у паренька осталось «живых мест», с которых можно взять верхний слой кожи для пересадки на участки, не способные восстановиться без операции. На лечение понадобятся немалые средства, поэтому семья Самковых снова вынуждена просить о помощи.

Для тех, кто желает помочь Алеше, сообщаем номер счета

Расчетный счет 0490326034

Отделение: Константиновский

филиал Донецкого регионального управления «Приватбанка»

МФО 335496 ОКПО 21955660

Назначение платежа:

для оказания помощи

Самкову Алексею Алексеевичу.