советует бывший миротворец Александр Крым, который вместе с друзьями
по зову алмазной лихорадки отправился в африканскую страну Сьерра-Леоне
Сергей КАРНАУХОВ «ФАКТЫ» (Львов)
Не успел 28-летний сержант-контрактник Александр Крым вернуться в родной Львов из далекой африканской страны Сьерра-Леоне, где год в составе миротворческих сил ООН поддерживал мир и спокойствие, как почти сразу вместе с бывшими сослуживцами решил отправиться обратно. Но уже не в качестве наемных солдат — молодых людей захватила в «плен» алмазная лихорадка. Я встретился с Александром, чтобы понять, на что рассчитывают украинские старатели.
- Откровенно говоря, я, как и большинство наших ребят, отправился в составе миротворцев в Африку зарабатывать на хорошую квартиру для своей семьи, — признается «ФАКТАМ» Александр Крым. — Но, вернувшись, был просто шокирован — за короткое время цены на жилье взлетели невероятно! А в Сьерра-Леоне, как в сказке, земля нашпигована алмазами. Во время службы от местных аборигенов довелось услышать сотни реальных историй, а может красивых легенд, о том, как старатели, найдя пару крупных сияющих камушков, становились состоятельными людьми. Вот и мы с мужиками решили попытать счастья. Тем более в этой стране хорошо относятся к белокожим старателям, много рабочих есть и из Украины
Александр признался, что понимает: пускается он в весьма опасное предприятие.
- Это только со стороны все просто: прилетел в африканскую страну, купил себе лицензию на добычу алмазов и — вперед! — говорит Александр. — Первой загвоздкой оказывается цена документа — 40 тысяч долларов! Но выход, как оказалось, есть. Лицензию, за определенную мзду, нужно оформить на кого-нибудь из местных жителей. Со своих граждан правительство берет в два раза меньше денег, да и величина налогов значительно сокращается. Когда этот вопрос решен, начинаешь метаться в поисках участка, который можно взять в аренду под разработку (вся земля находится в руках вождей и маленьких вождиков многочисленных местных племен). Именно на этом этапе ловкие африканцы больше всего и «кидают» наивных заезжих искателей сокровищ. Владельцы постараются подсунуть или подчистую разработанный, или безнадежный участок. И копай себе до упаду! На жалобы, что порода пустая, вождь лишь отмахнется: «Значит, не повезло или плохо ищешь!» Но даже череда неудач почти никого из добытчиков не останавливает. Обнищавшие, грязные, исхудавшие, но с фанатичным блеском в глазах, они продолжают поиски, до последнего веря в удачу. Сколько довелось их повидать за время службы!
Рассказы Марка Твена о золотоискателях — гордых «волках-одиночках» — в Африке надо забыть: слишком велик шанс стать жертвой преступников. Поэтому разработкой шахт старатели занимаются, собравшись в артели.
Выяснилось, что работа алмазодобытчика сезонная. В засуху, в страшной пыли, прикрыв рты платками и отбиваясь от насекомых, старатели яростно роют штольни (размер их и глубина зависит от толщины кошелька владельца). А сама добыча начинается только в период проливных дождей, когда вода вымывает пустую породу. Никакой романтикой, признался Александр, тут и не пахнет: весь световой день старатель стоит согнувшись или на коленях, держа в руках своеобразное сито, через которое, постоянно делая вращательные движения, пропускает смесь воды и грязеподобного грунта. Адская по своей тяжести и монотонности работа! Кому-то везет, и на тонкой сетке сита оседают крохотные малоценные алмазики. Их бережно собирают в сумочки из плотного материала и относят к вооруженной автоматами охране. Добыча, после тщательной сортировки, сдается перекупщикам. А вырученных денег, после уплаты всех налогов, чаще всего, едва хватает на оплату места в убогой хибарке без удобств и более чем жалкое пропитание. И все сначала!
- Более опытные добытчики, пока позволяют средства, на рытье штолен и промывку породы нанимают африканцев, — продолжает Александр. — Чаще всего за еду — рис, сушеную рыбу, полусгнившие овощи и фрукты. Бывает, в случае удачного «улова» хозяин расщедрится и заплатит абсолютно бесправным «рабам» за месяц каторжной работы 5-10 долларов. Но это, скорее, исключение, чем правило. Работяги делятся на «пятерки», за трудом каждой из которых строго следит вооруженный надзиратель. Надсмотрщиков нанимают из различных, чаще всего враждующих между собой племен, чтобы не смогли сговориться и похитить камушки.
Еще недавно рабочему, пойманному на краже, в лучшем случае, отрубали руку. Сейчас в Сьерра-Леоне закон осуждает подобное варварство. Но хозяева, как мне рассказывали, нашли способ наказать вора (или даже заподозренного в этом): сначала провинившегося избивают, а затем каждый день во время еды насильно заставляют принимать огромную дозу слабительного. И без того не пышущий здоровьем человек буквально на глазах превращается в скелет. А если еще вспомнить, что единственные доступные развлечения вечером — это алкоголь и наркотики, то становится ясно, почему век чернорабочих африканцев очень короток — до 35 лет!
Впрочем, крупные алмазы старатели тоже частенько находят. И тут, как объясняет собеседник, возникает очередной вопрос: как и кому их реализовать? Можно, конечно, — если не отберут бандиты — продать алмаз скупщикам здесь же в поселении. Но выручишь лишь пару сотен долларов, в то время как только один такой камушек в Европе стоит десятки тысяч! Поэтому остается на свой страх и риск отправляться через джунгли в далекое путешествие — в столицу страны Фритаун, где находятся тысячи магазинов и магазинчиков. При каждой торговой точке, которую, как правило, держат ливанцы, есть своеобразная лаборатория, где тщательно взвесят алмаз, проверят его чистоту, окраску, наличие изъянов. Здесь за один карат можно выручить от тысячи до полутора тысяч долларов, правда, после ожесточенных долгих торгов. Обычно же продавцу, обойди хоть десяток магазинов, предложат несколько сотен «зеленых». И отчаявшийся добытчик сдает, наконец, свое богатство за сумму, в десятки раз меньшую реальной стоимости.
- Конечно, риск есть, но и шанс на удачу тоже очень большой, — оптимистически считает Александр. — В случае крупной находки практически все белые старатели пытаются вывезти алмазы в Англию, Израиль, Германию или США и там за нормальную цену продать ювелирам. Разумеется, это трудно: сначала за вами охотятся бандиты, потом местные чиновники предпринимают все, чтобы сокровища не покинули страну. От наших соотечественников слышал рассказы о том, как счастливцев с алмазами «вычисляли» полицейские, под надуманным предлогом отправляли в тюрьму, а камушки, естественно, загадочно исчезали. Но алмаз — вещь маленькая, ее легко спрятать, в конце концов, просто проглотить, и никакой рентген или собака его не отыщет. Да и кто сказал, что уже нельзя найти камушки такие, как, например, «Звезда Африки» на 530 каратов или алмаз «Норе» стоимостью 200 миллионов долларов! Мы хотим рискнуть и надеемся на успех