Теперь соседи шутя называют Ивана Ильича террористом. Переполоху он наделал, конечно, много. Когда утром к дому Ь 2 по улице Новой в поселке Опошня Зеньковского района Полтавской области подъехала милицейская машина, все, понятно, навострили уши: к кому, зачем? Паники, правда, не было, и эвакуация не проводилась. А по-настоящему народ испугался, когда опасность миновала.
- Я не послушался работников милиции, которые приказали не прикасаться к найденной мной бомбе, и пошел искать велосипед, чтобы вывезти ее подальше, — рассказал Иван Голыш. — Повесил полиэтиленовый пакет с боеприпасом на руль и поехал на заброшенный химсклад. Рассуждал так: раз она не взорвалась, когда я на нее наступил, а потом вытягивал и мыл, почему же она должна взорваться сейчас?
- А мыли-то зачем?
- Так надо ж было рассмотреть, что это за железяка! Я рассаду помидоров сажал на огороде. Решил сходить за водой к колодцу в долину. Было скользко, потому что накануне прошел дождь, и я свернул с тропинки в высокую траву. Уже в самой долине поскользнулся, как говорится, на ровном месте. Глядь — под ногами какая-то болванка. Интересно стало. Потянул — тяжелая. Думаю: сдам в металлолом, заработаю какую-никакую копейку. Ну и притащил находку на огород. Посадил помидоры, а любопытство разбирает: на чем это я поскользнулся. Вода у меня оставалась, вот я и помыл, как потом выяснилось, авиабомбу, пролежавшую в земле более шести десятков лет.
Я припрятал боеприпас в картошке, а потом подумал: вдруг дети на него случайно наткнутся — еще рванет Вот и решил забрать его к себе в квартиру, — рассказывает Голыш.
Еще вечером мужчина через дежурную часть пытался вызвать начальника милицейского участка к себе домой. Не объяснив, по какому делу. Естественно, такая беспредметная просьба не была удовлетворена. Но, когда уже утром он уточнил, что в его квартире находится снаряд, милиция прибыла через три минуты.
- К месту происшествия была срочно направлена пиротехническая группа отряда технической службы Главного управления МЧС Украины в Полтавской области, — рассказал «ФАКТАМ» временно исполняющий обязанности начальника областного управления Сергей Фирсов. — Наши специалисты проверили место, где была найдена авиабомба, но других боеприпасов там не обнаружили. После этого успешно ликвидировали опасную находку. Она оказалась пятнадцатикилограммовой осколочной толстостенной авиабомбой советского производства с пригодным взрывателем. То есть достаточно было удара о носовую часть, чтобы она взорвалась. Обычно пиротехники в таких случаях стараются не перемещать боеприпас и, если позволяет местность, подрывают его на месте. Просто чудо, что в этом случае, когда с бомбой проводилось столько всяких манипуляций, никто не пострадал.
Начальник группы пиротехников Владимир Виннык объяснил, что разлет осколков бомбы такого класса на открытой площадке достигает 500 метров. Не дай Бог, сработал бы механизм — от шестнадцатиквартирного дома остались бы одни руины.
А начальник Опошнянской пожарной части Михаил Шкурпела, которому пришлось охранять бомбу до приезда пиротехников, уверен, что она была сделана на совесть, в соответствии с ГОСТами. Поэтому и не рванула.
Сам же виновник переполоха был несколько разочарован — взрыв, на его взгляд, оказался слабеньким, как выстрел из ружья. Специалисты объяснили это тем, что они его приглушили, закопав боеприпас в землю и прикрыв его бетонной плитой. А на память Ивану Ильичу достался осколок толщиной сантиметра три — под пепельницу, но он не захотел такой памяти и выбросил его. Только после взрыва мужчина по-настоящему осознал, что на самом деле родился в рубашке.
- Ну а если бы сдать пятнадцать килограммов сплава чугуна и стали на приемный пункт, сколько можно заработать? — интересуюсь у него.
- Пять гривен.
- А приняли б?
- Если бы в общей массе, в мешке, например, приняли б. Мешки ведь не проверяют