Политика

В украине вступил в силу закон, по которому кража на сумму, не превышающую 465 гривен, больше не является уголовным преступлением

0:00 — 22 июля 2005 eye 20987

В МВД считают, что народные депутаты развязали руки ворам

Уже на следующий день после «черного» для украинской милиции заседания коллегии МВД, на котором Виктор Ющенко, кроме того, что лишил Госавтоинспекцию права на жизнь, еще и обязал подразделения Службы по борьбе с организованной преступностью до 1 января кардинально разобраться с этой самой преступностью в Украине, в Интернете гулял анекдот: «Объявление: купим недорого вязальные машины. Подпись: уставший райотдел милиции». Тот, кто действительно работает в милиции, над анекдотом не смеется. Оперативники УБОП, мнением которых «ФАКТЫ» поинтересовались, требование Президента о тотальной борьбе с оргпреступностью не комментировали, но сказали, что будут выполнять. Хоть и не уточнили — как.

Между тем заместитель министра внутренних дел Геннадий Москаль, на которого Президент, собственно, и возложил ответственность за очищение страны от бандитов, настроен оптимистически: с поставленной задачей украинской милиции справиться по силам, считает генерал.

Но организованные преступные группировки — не единственная сегодня головная боль правоохранителей. По утверждению Г. Москаля, вот уже 20 дней Украина стоит на пороге настоящего криминального бума. В то время как вся страна бурно обсуждает, что же будет с ГАИ, в Украине начал действовать закон, согласно которому отныне кража личного имущества на сумму, не превышающую 465 гривен… не считается уголовным преступлением, а является всего лишь административным правонарушением, наказание за которое — мизерный штраф.

Принимая закон, депутаты забыли о «маленьком» нюансе?

- Суть в том, что 30 июня вступили в действие принятые Верховной Радой Украины изменения к Кодексу Украины об административных правонарушениях, — говорит Г. Москаль.  — Согласно новой 51 статье Админкодекса, «мелкой кражей чужого имущества путем хищения, мошенничества, присвоения или растраты» считается такая кража, при которой стоимость похищенного на момент совершения правонарушения не превышает трех не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. На первый взгляд, ничего «такого» в этих изменениях нет. 51 гривня (размер необлагаемого минимума составляет сейчас 17 гривен.  — Авт. ), действительно, не очень большая сумма, чтобы из-за нее проводить следственные действия. Но депутаты забыли(?) о «маленьком» нюансе. В 2003 году Верховная Рада приняла закон о налогообложении физических лиц, который вступил в действие 1 января 2004 года. В этом законе записано, что величина необлагаемого минимума — 17 гривен — не распространяется на нормы административного и уголовного законодательств в части квалификации преступлений или административных правонарушений. В этих случаях размер не облагаемого налогом минимума устанавливается на уровне размера налогово-социальной льготы. А значит, сумма в 51 гривню при этом увеличивается многократно. Например, с 30 июня этого года три не облагаемых налогом минимума «превращаются» уже в… 393(!) гривни. А уже с 1 июля (с учетом повышения минимальной заработной платы до 310 гривен) «мелкой» считается кража на сумму в 465 гривен. С сентября же, когда минимальная зарплата увеличится до 332 гривен, сумма, на которую можно будет фактически безнаказанно украсть всякой всячины, достигнет 498 гривен. К 2007 году эта цифра возрастет до почти 1000 гривен. Кража на эту вовсе не маленькую сумму, по сути, не будет считаться воровством!

- Но милиция ведь должна расследовать такие дела?

- Вот именно, что нет. Милиция, выезжая на место совершения кражи, должна провести оценку похищенного имущества. Если сумма украденного не превышает 465 гривен, правоохранители даже не имеют права возбудить уголовное дело и, соответственно, провести обыск у подозреваемого (даже если на него показывает полсела) или его задержание. Нет состава преступления! Это, выходит, административное нарушение, наказание за которое — мизерный штраф, исправительные работы или 15 суток админ-ареста. И это все! Но по административным правонарушениям суд не возмещает материальный ущерб — только по уголовным делам! Вот и получается, что удар пришелся, в первую очередь, по жителям сел и райцентров. С момента вступления в силу этих изменений прошло всего 20 дней, а нам уже звонят граждане и возмущаются бездействием милиции.

«Теперь все подразделения по борьбе с карманными кражами можно распускать — в их работе государство больше не нуждается»

- Раньше нас ругали за сокрытие преступлений, а ведь укрывали не убийства или разбои, а вот эту «мелочь». Так теперь и укрывать ничего не надо! — говорит Геннадий Москаль.  — Беседую с начальниками УВД. Те в шоке: как, говорят, людям в глаза смотреть? Получается, что сегодня у любого жителя села можно фактически безнаказанно украсть на улице или во дворе, скажем, 20 кур или кролей, утащить две овцы, козу, теленка, выкопать весь огород или похитить сельхозинвентарь. Хата в селе по оценке БТИ может стоить 300-400 гривен, значит, можно отобрать у человека дом — и ничего за это не будет.

В больших же городах, безусловно, увеличится количество краж мобильных телефонов, которых и без того хватает. И, конечно же, карманных краж. Раньше, даже если вор-карманник вытащил у вас пустой кошелек, это считалось кражей личного имущества и квалифицировалось как уголовное преступление. А теперь все подразделения по борьбе с карманными кражами можно распускать — в их работе государство больше не нуждается. К тем, кто ездит на «Мерседесах», в карман не залезут, значит, страдать будут простые граждане. К чему это приведет? Люди начнут устраивать самосуд, ведь милиция уже не сможет защитить их право на собственность, которое им гарантирует 41 статья Конституции Украины. Там записано, что никто не может быть противоправно лишен права собственности. Оно незыблемо.

Как, скажите, пожалуйста, закон может определить, что человеку дорого, а что нет? Россия, которая прошла через принятие подобного закона, уже его отменила. Если сегодня мы имеем либеральное законодательство и, как следствие, наплыв воров из Грузии, где за такое же преступление им светило бы до 15 лет тюрьмы, то теперь нас ожидает засилье воров из соседних государств — Молдовы, Белоруссии и той же России. Да и «свои» не будут медлить. Подсчитают, что можно украсть на 465 гривен, — и будут воровать каждый день.

- Разве за каждую следующую кражу не увеличивается ответственность?

- В том-то и дело, что в этих изменениях к Админкодексу о повторных кражах нет ни слова!

Люди клянут милицию, а мы ничего не можем сделать. Милиционер может только составить протокол об административном правонарушении и, если вор пойман с поличным, ненадолго его задержать. Но провести обыск в его жилище милиция без санкции суда не имеет права. А какой суд даст санкцию по административному, то есть «мелкому» правонарушению?

Воры в каждом райцентре нашим депутатам памятники должны поставить. Ведь для села 465 гривен — это большие деньги. Теперь легко можно отобрать у какой-нибудь бабушки всю пенсию и остаться безнаказанным!

Мы писали в комитеты ВР, доказывая, почему нельзя принимать такие изменения в кодекс, — все впустую. Единственный выход, который мы на сегодняшний день видим — это обращение депутатов в Конституционный суд и признание принятых изменений неконституционными. Государство не должно определять пределы воровства. Частная собственность — это святое!

- Геннадий Геннадьевич, вы готовы совершить чудо и побороть организованную преступность до

1 января следующего года?

- Так ее до меня уже побороли. Когда в феврале этого года я пришел в МВД и спросил в УБОПе и угрозыске, где организованные преступные группировки, мне сказали: таковые на учете в милиции не состоят. То есть они были когда-то, но уже все «поборены». «Старые» кадры «покончили» с организованной преступностью раз и навсегда. От нас же требовалось одно: не ворошить эти дела.

- Так это с вашей легкой руки мы теперь имеем 78 преступных сообществ в Украине?

- Можно и так сказать. С приходом новой команды во все области выехали сотрудники оперативных служб министерства, которые выясняли на местах, кто там у них «хозяйничает»: оказывает давление на местную власть, влияет на расстановку кадров в регионе, на бизнес и, соответственно, на криминогенную ситуацию. В итоге оказалось, что на территории Украины до недавнего времени реально действовала 121 организованная преступная группировка. Но перед нами стояла задача задокументировать «подвиги» этих группировок не нынешние, а с момента начала их преступной деятельности.

- Какие регионы в «лидерах» по числу преступных сообществ?

- Львов, Донецк и Киев. У нас есть вопросы к нынешнему руководству милиции в этих городах. Да, многие из ОПГ занялись бизнесом и легализовались, но давайте проанализируем, за счет чего они смогли укрепиться в регионах. За период с 1991 по 1994 год в Украине накопилось около 1500 дел по преступлениям, совершенным с применением огнестрельного оружия и взрывчатки,  — заказные убийства и криминальные разборки. В борьбе за лидерство члены ОПГ стреляли друг в друга и таким образом поднимались на вершину бандитского Олимпа. Эти 120 действующих преступных сообществ мы связали с такими «расстрельными» делами и проследили, кто кого заказывал, расчищая себе дорогу. Ведь в живых остался тот, кто стрелял последним.

К 22 июля наши оперативные службы должны подготовить уточненные списки ОПГ. Ведь почти каждый день из регионов к нам присылают данные по 15-16 группировкам для снятия их с учета. Тогда из министерства на места выезжают наши сотрудники и выясняют, что это за ОПГ. Если оказывается, что это отъявленные бандиты, спрашиваем с местного руководства. Я стою на позиции, что мирное сосуществование милиции и бандитов на одной территории невозможно. И до тех пор, пока у меня будет кредит доверия в этом вопросе, буду эту позицию отстаивать.

То, что за пять месяцев число ОПГ со 121 сократилось до 78, о чем-то ведь говорит. Не подумайте только, что мы бандитов дубинками поразгоняли. Одни попродавали свое имущество и выехали за пределы Украины, другие под следствием, третьи привлечены к уголовной ответственности по старым делам…

- Но цифра 78 все равно сильно впечатлила Президента…

- Это тема очень деликатная. Думаю, министр найдет время и все объяснит Президенту.

- Считаете, реально до конца года справиться с организованной преступностью?

- Мы постараемся. А сколько останется — пусть нашей работе оценку даст Президент. Никто за показателями здесь не гонится.

- В свое время вы объявили о начале войны с живущими в Украине ворами в законе. После этого многие из них сами пришли в милицию, чтобы письменно заявить, что не являются «законниками».

- Ну какие в 2005 году могут быть воры в законе или воровские традиции? Когда в 1973 году я пришел работать в милицию, то еще застал воров, коронованных в 20-30-х годах. Но тогда политика была такая, чтобы стравливать преступные группировки. Воры в законе как раз и были нужны. А кто сегодня называет себя вором в законе? Я вот у одного спрашиваю: скажи, кто из «авторитетов» тебя короновал, а мы проверим по московским, белорусским, грузинским каналам. Он бубнит что-то невнятное. Ему сказать нечего, он же самозванец. Потом уже и сам пишет заявление, что, мол, не являюсь. И таких заявлений у нас уже с десяток. А ведь молодежи они совсем другое рассказывают. Из оставшихся десяти так называемых воров никто пока не подтвердил свою «законность».