Происшествия

«я не преследую цель посадить парня в тюрьму, мне нужно, чтобы восторжествовала справедливость», — говорит отец мальчика, которому пять лет назад попали камнем в глаз

0:00 — 23 июля 2005 eye 485

Все эти годы дело постоянно возвращали на доследование по требованию семей то потерпевшего, то пострадавшего

29 марта в «ФАКТАХ» была опубликована статья «За пять лет уголовное дело в отношении подростка, угодившего камнем в глаз 11-летнему мальчику, не сдвинулось с мертвой точки». Поводом для газетного материала стало обращение в редакцию родителей пострадавшего Ивана Муты и выступление 3 марта в Верховной Раде народного депутата Геннадия Астрова-Шумилова, который рассказал о волоките, сопровождающей это дело на протяжении нескольких лет.

По решению Апелляционного суда Луганской области дело было передано для проведения независимого следствия из Свердловска в Краснодон. Второго апреля начальник отделения по расследованию преступлений, совершенных несовершеннолетними, следственного отдела Краснодонского городского отдела УМВД Украины в Луганской области Сергей Кузьмин вынес постановление, в котором говорится о привлечении к уголовной ответственности Владимира Кондратьева (мальчика, который бросил камень) в качестве обвиняемого за умышленное нанесение телесных повреждений.

Олег ТРАЧУК «ФАКТЫ» (Луганск)

«Я посоветовал сторонам перевести дело в другой суд»

Напомним суть произошедшего пять лет назад. Летом 2000 года группа детей играла на улице поселка Александровка, что в пригороде Свердловска (Луганская область). Не поделив мяч со старшими, детвора начала швырять в обидчиков каштаны, а потом и камни. Один из них угодил Ивану Муте в голову. В результате, по данным медицинской экспертизы, которые предоставил редакции Виктор Мута, отец пострадавшего ребенка, у его сына диагностировали тяжелую контузию, разрыв сосудистой оболочки глаза, поражение диска зрительного нерва, закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение мозга. У мальчика резко ухудшилось зрение, его неоднократно возили в Одессу в Институт глазных болезней имени Филатова на операции.

- В отношении Владимира Кондратьева, бросившего в моего сына камень, было возбуждено уголовное дело по статье «Умышленное нанесение телесных повреждений», — рассказывает Виктор Мута.  — Однако с самого начала расследование дела затягивалось. А в 2001 году следователь изменил обвинение c умышленного нанесения телесных повреждений на неумышленное.

Однако после этого родители Ивана стали обращаться во все инстанции с требованием наказать виновного именно за умышленные действия. Однако всякий раз ответ присылали в местный суд, где на рассмотрении дела принималось решение, не устраивающее семью Мута. В этом Виктор Мута винит председателя Свердловского суда Василия Литвинова, так как большинство ответов из различных инстанций приходило именно на его имя.

- Лет пять назад Виктор Мута пришел ко мне с просьбой о помощи, — рассказывает Василий Литвинов.  — Тогда я сказал ему, что не могу вмешиваться в это дело. Буквально на следующий день пришли Кондратьевы. Им я, как и Муте, посоветовал дать отвод суду и перевести дело в другой, чтобы не было никаких кривотолков. Но отвода никто так и не сделал. Зато Виктор Мута начал писать жалобы Президенту, в Генпрокуратуру, Верховный суд. Везде он утверждает, что я являюсь в данном деле заинтересованным лицом и торможу его ход. Да, ответы приходили на мое имя. Все документы есть в материалах дела. Я расписывал их тому судье, кто этим делом занимался. Я заслуженный юрист Украины, поэтому лично попросил Совет судей Луганской области разобраться в этой ситуации. С аналогичной просьбой я обратился в Верховную Раду.

- Это дело попало ко мне в середине прошлого года, — говорит судья Свердловского суда Валентин Руденко.  — За пять лет в суде оно было в общей сложности меньше года. Все остальное время находилось на доследовании. Проверив материалы, допросив участников дела, рассмотрев ходатайства, я пришел к выводу, что принять окончательное решение не могу, поскольку есть сомнения при даче юридической оценки действиям Кондратьева.

«Семье Мута сразу же была предложена помощь… »

В вынесенном постановлении краснодонского следователя говорится, что в ходе следствия было установлено: «… когда Кондратьев В. Б. бросал камень в сторону Муты И. В. , он не имел прямого умысла причинить телесные повреждения, а хотел, чтобы Мута и Бардаков (товарищ Ивана.  — Авт. ) прекратили бросать камни в его сторону, что свидетельствует о наличии в действиях Кондратьева В. Б. косвенного умысла причинить телесные повреждения Муте И. В. »

С этим решением не согласны родители Владимира Кондратьева. Они считают, что их сына пытаются обвинить в том, чего он не совершал.

- В постановлении указано, что его приняли, руководствуясь указаниями прокуратуры Краснодона об изменении квалификации действий Кондратьева на умышленное нанесение телесных повреждений, — говорит адвокат Владимира Мария Алексеева.  — При этом никакие экспертизы не проводились. Судя по всему, решение было основано на жалобах Муты, которых в деле уже целый том.

- Когда мы через неделю после происшествия поехали проведывать Ваню в областную больницу, у него даже шрамика не было, — говорит мама Володи, Надежда Кондратьева.  — Только глаза немного косили, но у него и до этого были проблемы со зрением. Когда все случилось, он плакал и говорил: «Я и так плохо вижу, а тут еще в меня попали… » Спустя некоторое время после происшествия мы спросили у сына, действительно ли именно он попал камнем в Ваню, ведь их бросали и другие мальчишки. Он говорит: «Я много раз думал об этом. Помню, что подбросил камень вверх, он улетел в листву, и в этот момент заплакал Ваня. Я тут же подбежал к нему со словами «Прости, Ванечка, я нечаянно». Володя решил, что это его камень попал в мальчика. Хотя до сих пор это не подтверждено ничем, кроме слов Володи.

- Семье Мута сразу же была предложена помощь, в первую очередь, материальная — на лечение ребенка, — говорит Мария Алексеева.  — Кондратьевы дали им тысячу гривен, о чем в материалах дела имеется расписка. Мы намерены в суде требовать проведения повторной медицинской экспертизы, так как у нас есть повод сомневаться в ее правильности.

- Сейчас жители села написали письма на имя Президента, премьер-министра, Генерального прокурора, — рассказывает Надежда Кондратьева.  — Они считают, что в этом деле какая-то ошибка. В школе наш сын хорошо учился, мы регулярно получали благодарственные письма. Володя с первого раза поступил в Харьковский аэрокосмический университет имени Жуковского.

- Поймите, я не преследую цель посадить Володю в тюрьму, — говорит Виктор Мута.  — Мне нужно, чтобы восторжествовала справедливость. Я думаю, суд вынесет справедливый вердикт.