Культура и искусство

Гошу в комедии «москва слезам не верит» вместо алексея баталова мог сыграть вячеслав тихонов, а людмилу вместо ирины муравьевой — анастасия вертинская

0:00 — 23 июля 2005 eye 1292

25 лет назад на экраны СССР вышла картина, ставшая обладателем «Оскара»

Теперь мало кто помнит о том, что фильм «Москва слезам не верит» был очень плохо принят кинематографической общественностью. Критики ругали Меньшова за неинтересную историю, актеры, прочитав сценарий, отказывались сниматься. Кто же мог предположить, что лента станет такой популярной и любимой, а фразу «в стране с бумагой напряженка» долгие годы будут повторять в народе? Более того, мог ли сам Владимир Меньшов мечтать о том, что в 1981 году его картина получит самую престижную киношную награду — американский «Оскар»?

Эротические сцены вырезали, посчитав, что актеры «слишком торопливо раздевались»

Даже сценарий молодой, начинающий тогда режиссер Владимир Меньшов выбрал вопреки советам своего главного авторитета, великого сценариста Яна Фрида, который считал историю неинтересной. Прочитав его, Меньшов сразу же загорелся желанием снять фильм. Однако не все его удовлетворяло, и он предложил автору Валентину Черных кардинально переделать материал. Тот категорически отказался, и за доработку пришлось взяться самому Меньшову. В итоге вместо 60 страниц получилось более 90, возникли новые сюжетные линии, новые герои, к примеру, история спившегося хоккеиста Гурина или сцена в клубе знакомств.

По сценарию главная героиня — депутат Моссовета  — вела прием избирателей. «Скучно!» — решил Меньшов и отправил ее в клуб знакомств, где директриса, которую сыграла Лия Ахеджакова, сватала Екатерину за «работника главка — очень ответственного — всего пятидесяти трех лет».

Вместо фестиваля французских фильмов, как в картине, подружки Екатерина и Людмила должны были наблюдать, как к аргентинскому посольству подъезжают приглашенные на… дипломатический прием. Однако боливийского посла и военно-морского атташе США решили заменить кинозвездами 50-х Юматовым и Конюховой, а «форды» и «бьюики» — отечественными «ЗИСами» и «победами».

У Рудика по сценарию была не только активистка-мать — директриса садика, но и отец — Рачков-старший, токарь по профессии, а когда Рудик пригласил Катерину в телецентр на Шаболовке, то он должен был снимать КВН, а она — наблюдать за концертом из первого ряда. Собирать огромный зал не стали, решив заменить КВН съемкой «Голубого огонька» — визитной карточкой телевидения тех лет. Некоторые сцены Меньшов специально сделал более бытовыми. Герой Баталова Гоша, вместо того чтобы, сидя перед телевизором, смотреть хоккейный матч, потягивая пиво, взялся ремонтировать пылесос.

Многие кадры вырезали уже в процессе монтажа. Например, в сцене, когда Николай находит Гошу дома, тот в сильном подпитии, и у них завязывается беседа. «Что происходит в мире?» — спрашивает Гоша, наливая.  — «Стабильности нет, — отвечает ему Николай.  — Террористы опять захватили самолет компании «Эйр Франс». Так вот, «Эйр Франс» во избежание международных проблем решили вырезать. И если по сценарию Гоша и Коля распевают «По Дону гуляет казак молодой», в фильме они всего-навсего разделывают таранку.

Кстати, поскольку в те времена, как известно, в Советском Союзе секса не было, сильно урезали и встречу главной героини с героем Табакова в его квартире, посчитав ее слишком откровенной. Наверху посчитали, что актеры «переигрывали» и «слишком торопливо раздевались».

Кате Тихомировой Маргарита Терехова предпочла роль Миледи в «Трех мушкетерах»

В работе над картиной Владимиру Меньшову приходилось преодолевать сопротивление и собственной съемочной группы, пренебрежительно относившейся к этой «дешевой мелодраме». Некоторые актрисы, пробовавшиеся на роли героинь, просто уходили. Ирина Муравьева призналась, что, впервые увидев картину на монтажном столе, рыдала от обиды. «Моя героиня совсем не понравилась мне, — призналась как-то «ФАКТАМ» актриса.  — Грубая, неотесанная, местами пошлая. Все, что я ненавидела, вылезло на экран». Тем не менее роль Людмилы стала одной из самых ярких и запоминающихся работ актрисы. Кстати, Муравьеву режиссер нашел случайно, увидев в одном из телеспектаклей.

На роль Людмилы пробовались десятки актрис — известных и не очень. Руководство «Мосфильма» рекомендовало Меньшову Анастасию Вертинскую, Жанну Болотову, Валентину Титову. «Неинтересно!» — в один голос заявляли они, прочитав сценарий.

На главную роль провинциалки Кати Тихомировой, приехавшей покорять Москву, «примеряли» массу артисток: Маргариту Терехову, Валентину Теличкину, Ирину Купченко, актрису Театра на Таганке Наталью Сайко. Терехова предпочла сниматься у Юнгвальд-Хилькевича в «Трех мушкетерах» в роли Миледи, Купченко не понравился сценарий, Теличкина была неубедительна. Сайко пробы прошла, но, когда на роль Гоши взяли Баталова, оказалось, что они плохо смотрятся вместе. Стали искать актрису «под Баталова». Тогда-то попробовали Веру Алентову.

А вот на роль скромняги Тоси пробовались Галина Польских, Людмила Зайцева, Наталья Андрейченко и Нина Русланова, однако убедительнее всех смотрелась Раиса Рязанова, которую худсовет и утвердил. Польских обиделась на Меньшова, не понимая, как он вообще мог ей такое предлагать, а Русланова — потому, что не взял.

Во время съемок фильма «Москва слезам не верит» Вере Алентовой было 37 лет, Раисе Рязановой — 35, Ирине Муравьевой — 30. Перед троицей Алентова-Муравьева-Рязанова стояла очень сложная задача — сыграть своих героинь 19-летними наивными провинциалками, а потом их же спустя два десятилетия. И с этим актрисы справились прекрасно. Гримеры и костюмеры тоже потрудились на славу.

На роль 40-летнего Гоши пробовались многие популярные актеры, в том числе Виталий Соломин и Вячеслав Тихонов, однако никто из них не устраивал режиссера. Когда Меньшов уж было отчаялся найти подходящего актера и решил сам сняться в роли Гоши, даже прошел кинопробы, худсовет не утвердил его. Помог случай. Как-то по телевизору Меньшов посмотрел фильм «Дорогой мой человек» с Алексеем Баталовым в роли молодого врача Володи Устименко. Увидев актера, режиссер понял, что именно он должен играть Гошу. Однако заманить в картину Баталова было непросто. Актер, ознакомившись со сценарием, от роли отказался, сославшись на занятость. Однако через пару дней он позвонил режиссеру домой и сказал: «Знаете, я перечитал еще раз сценарий и хочу попробовать!» Баталова утвердили без проб, несмотря на то, что он был на 11(!) лет старше своего героя!

Кстати, благодаря Алексею Баталову роль дочери главной героини Александры сыграла Наталья Вавилова, которая снялась в дебютной картине Меньшова «Розыгрыш» еще школьницей. Родители Наташи были категорически против, они прочили ей серьезную карьеру — устроили на курсы в МИД, готовили в институт. Съемки начались без Александры, и тут Меньшову пришла в голову замечательная мысль. Уговаривать родителей он отправил Баталова. Увидев знаменитого актера, они не смогли ему отказать. К тому же Баталов пообещал, что девушка запросто сможет совмещать учебу и работу над фильмом. После съемок Вавилова бросила курсы, поступила во ВГИК и стала актрисой.

Картина получила Государственную премию и «Оскар», а Меньшовы… квартиру

Роль телевизионщика-совратителя Родиона Рачкова Меньшов сперва предлагал популярному тогда Олегу Видову. Режиссер трижды(!) звал его на роль, но актеру было не до съемок — он разводился с женой. Видов отказался и, как позже признавался, очень жалел. Не захотели сниматься и Евгений Жариков, Владимир Ивашов, Лев Прыгунов. Неплохие шансы получить роль были у Анатолия Васильева — тогдашнего мужа Татьяны Васильевой, но его не утвердили, посчитав, что актер не дотягивает до видавшего виды донжуана. В конце концов сыграть Рачкова пригласили Юрия Васильева — ныне народного артиста России, ведущего актера Театра сатиры. Кстати, на роль его матери, которую сыграла Евгения Ханаева, Меньшов звал и Инну Макарову, и Клару Лучко, однако те категорически отказались.

Повезло режиссеру, пожалуй, лишь с актером на роль хоккеиста Гурина. Ассистент как-то привела молодого актера Александра Фатюшина. Меньшов приглашал артистов на пробы парами, и их дуэт с Ириной Муравьевой сразу утвердили. Позже Фатюшин признавался, что очень полюбил своего героя, правда, жалел, что многое не вошло в окончательный вариант картины. Как, например, сцена во Дворце спорта «Лужники»: советская сборная играла матч со шведами, и Гурин стал героем этой встречи. Куда больше жаль было Фатюшину последней вырезанной сцены. Если помните, ближе к концу фильма все собрались на даче, Гурин «завязал», перешел на тренерскую работу… Три героини сидят на завалинке, поют. И тут должен был появиться Гурин: галстук набок, рубашка навыворот, с ним какой-то ханыга. Гурин препирался с Муравьевой из-за трояка, а ханыга кричал на нее: «Ты как с ним разговариваешь? Это Гурин, я на его матчах вырос как личность!» Но руководители тогдашнего Госкино по поводу этой сцены сказали: «Нет, завязал — значит, завязал. Игрок сборной, пусть и бывший, не может так опуститься».

Роль вахтерши общежития стала последней для выдающейся актрисы Зои Федоровой. «Все! Ухожу на пенсию. Пора и отдохнуть… » — заявила она. Спустя два года Федорову нашли застреленной с телефонной трубкой в руках в ее квартире Ь 234 дома Ь 4 по Кутузовскому проспекту. Смерть актрисы так и осталась загадкой.

Когда фильм вышел на экран, его обвиняли в мещанстве и даже пошлости, называя никому не нужной сказкой про Золушку. Все решил фантастический успех у зрителей. Оказалось, что эта история понятна и близка множеству людей не только в России, но и в мире. В 1980 году фильм «Москва слезам не верит» занял второе место в прокате нашей страны, уступив лишь «Пиратам

XX века», и собрал почти 85 миллионов зрителей. В 1981 году он был удостоен Государственной премии СССР. Получила картина и международное признание  — приз Гильдии прокатчиков США (только в 1980 году в США и Канаде он собрал больше миллиона долларов!), и «Оскар» за лучший иностранный фильм.

Правда, поверили столь сенсационному сообщению не все и не сразу. Дело в том, что известие из-за океана подоспело аккурат к 1 апреля. Получать высокую награду отправился какой-то чиновник. Меньшова не захотели выпускать за границу — кто-то писал на него анонимки, и, чтобы перестраховаться, решили не рисковать.

Теперь статуэтка «Оскара» стоит дома у Алентовой и Меньшова на полочке возле телевизора среди видеокассет. Кстати, впервые режиссер взял ее в руки лишь спустя восемь лет после присуждения. Во время первой церемонии вручения «Ники» Меньшову сказали, что дадут только подержать «Оскара» на сцене, а потом статуэтку надо вернуть. Меньшов попросил, чтобы награда хотя бы один день постояла у него дома. И «Оскар» остался в семье.

Успех фильма принес семье Меньшовых не только творческий успех, но и материальное благополучие. Сразу после его выхода на экран они получили трехкомнатную квартиру в Олимпийской деревне. Вера Алентова, названная журналом «Советский экран» в 1980 году лучшей актрисой страны, стала лауреатом Государственной премии СССР, обладательницей Гран-при «Сен-Мишель-81» за лучшую женскую роль на VIII Международном кинофестивале в Брюсселе, ей было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.