Происшествия

«через мели на реке неман ладью весом пять с половиной тонн мы… Переносили на руках»

0:00 — 27 июля 2005 eye 510

В минувший понедельник завершилось плавание по древнему торговому Янтарному пути на копии старинного судна «Сварог». В путешествии смогли принять участие и корреспонденты «ФАКТОВ»

Сильнейшая гроза обрушилась на деревянный корабль «Сварог», когда в минувшее воскресенье утром он вошел в гигантский коридор шлюза Киевской ГЭС. Как только открылись шлюзовые ворота, по судну ударил мощнейший порыв ветра и бросил его носом на бетонную стену. Раздались зловещие раскаты грома, начался ливень. «Сейчас морду дракону разобьет, — выпалил капитан «Сварога» Сергей Воронов, имея в виду украшающую нос корабля голову зверя с оскаленной пастью.  — Левый борт загребай! Теперь оба борта вместе». Путешественники, к которым за полчаса до этого присоединились корреспонденты «ФАКТОВ», изо всех сил налегали на весла. Как только удавалось выровнять корабль, его бросало к противоположной стене шлюза. Но капитан был начеку: команды сыпались одна за другой. Еще пару маневров — и судно вырвалось из бетонного коридора.

«Раны на голове старпома зашивали в походных условиях»

«Что же вы батоны распустили, — отчитывал капитан свою команду, когда опасность была уже позади.  — Это вам не в Каунасе на балет ходить… » Нам же Сергей Воронов объяснил: «Распускать батоны — это старинное морское выражение, означающее «не вовремя расслабиться, потерять бдительность». Капитану вторил его старший помощник Владимир Росоха: «Налегайте на весла — вас ждут сухие халаты, теплые тапочки и приятно пахнущие дамы». За промокший до нитки экипаж философски отвечал штурман Виталий Селивончик: «Я люблю тебя, жизнь, а ты мне снова и снова… » Но по лицам путешественников было видно, что настроение у всех отличное — ливнями бывалых моряков не испугать, да и экспедиция уже завершается. За месяц плавания по старинному Янтарному пути из Гданьска (Польша) до Киева (это 1609 километров!) мужчины переживали затяжные дожди и даже попали под град, оставивший изрядные синяки на спинах.

- Мелких повреждений — ушибов, порезов на руках и ногах — получили довольно много, — рассказывает врач и кок (повар) экспедиции профессор Сергей Гуляр.  — Серьезная травма была только одна — у старпома. Он пилил сухую березу, на долю секунды зазевался, и дерево ударило его по голове. Результат — рваные раны. Врачей в экспедиции двое  — я и Олег Красинский. Помощь пострадавшему оказали своими силами. Все нужное для этого было — четыре ящика медикаментов и инструментов. При необходимости мы могли операцию сделать. Так что раны на голове старпома обработали и зашили, дав обезболивающее по всем правилам врачебного искусства.

- Как спасались от солнца? Вы ведь плыли без остановок с пяти утра до девяти вечера…

- У нас есть очень хороший крем, который в 40 раз уменьшает солнечную нагрузку, — отвечает Сергей Гуляр.  — Правда, мазали, в основном, лица. Кстати, солнце хорошо действует на психику, а в небольшом замкнутом коллективе крепкие нервы имеют немалое значение. Конфликтов между членами экипажа не было, хотя капитану порой приходилось быть довольно жестким, и участники экспедиции то и дело подтрунивали друг над другом. К тому же, команда сдружилась в предыдущих походах по древним водным путям — нынешняя экспедиция была уже шестой.

Напомним, две из них прошли на копии ладьи времен Киевской Руси «Княгиня Ольга», одна — на копии казацкой чайки и три — на «Свароге», который сделан по канонам кораблестроения тысячелетней давности. В прошлом году путешественники плавали на нем по Янтарному пути от Киева до польского города Гданьска, а в нынешнем отправилась в обратном направлении, стартовав в Балтийском море. На этот раз в экспедиции, кроме украинских и белорусских путешественников, участвовали поляки и латыши. Всего 12 человек

- Где вы ночевали? — продолжаю беседу с профессором Гуляром.

- На борту корабля в спальных мешках. Одни укладывались спать на лавках, другие — в проходах между ними. Очень беспокоили комары, приходилось постоянно жечь специальные спирали от насекомых. Дым обволакивал палубу, и это выручало.

«Догоняя корабль, Володя пробежал с мешком овощей 54 километра»

- Повар экспедиции норвежских студентов, лет семь назад прошедших путь «из варяг в греки» на копии старинного корабля, рассказывал мне, что каждый вечер члены экипажа выпивали несколько бутылок водки…

- А у нас негласный сухой закон. Да и не тянет к спиртному. Позволяем себе разве что пиво, и то изредка. Большинство членов экипажа не курит. Кстати, и бранные слова на борту звучат крайне редко — народ собрался интеллигентный, ведь экспедиция научно-историческая.

- Чем кормили команду?

- Я отказался от давней туристской традиции варить так называемый кондер — это когда в котелок бросают все продукты, какие есть. Готовлю борщ и каши по средневековым украинским рецептам. Правда, немного изменяю эти рецепты, ведь, например, картофеля в старину славяне не знали. На борту всегда есть запас дров, поскольку на берегу найти топливо не всегда удается. У нас имеется особая 14-литровая кастрюля, в которой можно варить при температуре ниже точки кипения. Это позволяет сохранить в овощах больше полезных веществ. Используем кастрюлю и как термос: сваренная вечером каша в ней остается теплой до завтрака. Готовим раз в день — после девяти вечера, когда причаливаем к берегу. Так что ужин у нас поздний. Завтракаем в девять утра. К этому времени уже четыре часа проводим в пути. Обедаем бутербродами: черный хлеб, сало и лук. Запас продуктов хранится в особом трюме и защищен от воды, но хлеб, фрукты, картофель и другие овощи мы покупаем в селах. Этим занимаются наиболее коммуникабельные члены экипажа.

- И наиболее выносливые, — вступает в разговор «заготовитель» Сергей Зеленецкий.  — Мы с Владимиром Хмаровым однажды десять километров догоняли ладью по берегу, таща на себе мешок с картошкой. Но это мелочь по сравнению с забегом на 54 километра с мешком овощей, который совершил Хмаров во время одной из предыдущих экспедиций! Володе помогло то, что он бегун на сверхмарафонские дистанции. Это когда преодолевают сотни километров по нескольку дней кряду, делая передышки лишь по ночам. Для меня такие большие нагрузки — тоже дело привычное. Занимаюсь марафонским зимним плаванием. В экспедиции целый день налегаю на весла (в режиме час гребли — час отдыха), а также делаю зарядку и проплываю ежедневно по нескольку километров. Приходится вставать в три часа ночи. Позанимаюсь спортом и бужу экипаж.

«Белорусский пограничник с утра до ночи ехал за «Сварогом» на велосипеде»

За месяц плавания «Сварог» получил четыре пробоины. И все на реке Неман, которая протекает по территории Литвы.

- Там часто попадаются мели, а дно каменное, — говорит капитан Сергей Воронов, возглавляющий департамент подводного наследия Института археологии НАН Украины.  — После каждого удара корабля о камни всем членам экипажа приходилось прыгать в воду, надев кеды или кроссовки, чтобы не поранить ноги, проверять, цел ли корпус, проталкивать судно по мели вручную. Причем против течения! Бывало, на руках переносили корабль (с поклажей он весит около пяти с половиной тонн), приподнимая его над дном. Пробоины «Сварог» получал от очень сильных ударов о камни. Его тотчас же тянули к берегу, наклоняли, чтобы место течи оказалось над водой, законопачивали, ставили заплаты.

- Целый день нас сопровождал литовский пограничник на катере, пока не доплыли до заставы, — говорит старпом Владимир Росоха.  — Потом стражи границы нас даже в магазин за хлебом отвезли. А вот в прошлом году вообще доходило до смешного. Представьте себе: на берегу реки Буг в отдаленном от населенных пунктов месте стоит новенький «Вольво», а рядом мужчина в костюме и галстуке… ловит рыбу! Делает вид, что мы ему неинтересны, но как только «Сварог» отплывает на десяток метров, мужчина фотографирует судно и уезжает. В другом месте нас встречал человек, грузивший ведрами песок в кузов трактора. При появлении корабля он бросил ведра и стал снимать нас на видеокамеру. На противоположном берегу Буга белорусские пограничники поступили проще: с семи утра до поздней ночи за нами по берегу ехал солдат на велосипеде…

Старпома перебил кто-то из путешественников: «Смотри, Володя, не то ли это место, где ты женщину спасал?» Оказалось, во время экспедиций на старинных ладьях путешественники не раз приходили на выручку людям, пытавшимся утопиться.

- Впервые это было в день последнего звонка в школах, — вспоминает старпом.  — Девушка сиганула с высоченной скалы в воду. А внизу мелко, камни из воды торчат. Мы бросились к тому месту, по дороге встретили выпускников. Оказалось, это их одноклассница решила свести счеты с жизнью из-за несчастной любви. Прибегаем, а девушка цела-целехонька, даже ни одного перелома! Она была порядком выпившая, и все сошлись во мнении: трезвая разбилась бы. В Белоруссии пришлось спасать пьяную женщину. Сначала мы подумали, что дама решила искупаться, правда, озадачило то, что она шла в воду в платье. Женщина заходила все глубже и глубже, пока не исчезла под водой. Но утонуть ей мы не дали. Под Смоленском на наших глазах мужчина прыгнул в воду с моста. Мы побежали к спасателям и вместе стали искать утопленника. И вдруг из кустов раздался радостный голос: «Мужики, я жив… » Ну, а здесь, возле Киева, случай был совсем иного рода. Ночью мы услышали, что женщина громко стонет на берегу. Бросились на помощь, а там… парочка занималась любовью. Вот такой вышел конфуз.