«ФАКТАМ» удалось разыскать и сфотографировать этот бюст, который вот уже долгие годы хранится в запасниках киевского Музея Ивана Кавалеридзе
Готовя материал, приуроченный к смерти Смирнова, «ФАКТЫ» попросили рассказать о фехтовальщике известного скульптора и кинорежиссера Ростислава Синько, который сейчас работает директором киевского Музея Ивана Кавалеридзе. Ростислав Александрович познакомился со спортсменом, когда снимал документальный фильм «Слово о Киеве», посвященный к 1500-летию украинской столицы.
- Один из эпизодов мы снимали в спортивном зале Киевского военного округа, — вспоминает Ростислав Александрович. — Там я и увидел Володю Смирнова. Знаете, редко встретишь столь гармоничного человека: высокого, статного, с профилем Апполона, с длинными артистичными золотыми волосами, с упругим, словно у тигра, телом. Если бы я снимал фильм о мушкетерах, на роль д'Артаньяна я пригласил бы только Смирнова.
Я загорелся идеей вылепить портрет спортсмена. Он к тому времени уже выиграл Олимпиаду-80 и был достаточно известен. Пригласил рапириста к себе в мастерскую — позировать. Он в моей тесной комнатке чувствовал себя словно в клетке. Не мог ни минуты простоять без движения, постоянно делал «выпады», словно колол соперника.
Мы много беседовали о жизни. Володя рассказывал о своей семье, как он любит жену Эмму и детей. Спортсмен показался мне очень гармоничным человеком: не курит, не пьет, занимается любимым делом, обожает жену и детей, которые отвечают ему тем же.
Смирнову пришло время уезжать на сборы. Он решил, что портрет уже готов, и все уговаривал показать его Эмме. А я был недоволен. Мне казалось, что я передал только внешнее сходство этого человека, а вот суть никак не мог уловить. Володя уехал. Мы договорились, что после соревнований он еще раз заглянет ко мне на часок, попозировать
Глина начала высыхать, крошиться. Однажды бюст мне показался крайне неудачным и я в сердцах резким ударом стеки срубил левую часть головы вместе с глазом. А приблизительно через месяц, возвращаясь из отпуска, купил на вокзале газету. «В Риме на соревнованиях погиб выдающийся рапирист Владимир Смирнов», — гласил крупный черный заголовок на первой полосе. Я был потрясен. Мой хороший знакомый, биоэнергетик, сказал, что я, помимо своей воли, напустил на спортсмена порчу, прервал линию его жизни.
Но на этом мистика, связанная со скульптурным портретом известного фехтовальщика, не закончилась. Ростислав Александрович решил сделать гипсовый слепок с бюста Смирнова. А после работы вдруг обнаружил пропажу золотого именного перстня. Обыскал всю мастерскую, но украшение словно в воду кануло. Жена высказала предположение, что перстень «затерялся» внутри скульптуры. А знакомый посоветовал сделать рентген гипсовой «головы». Перстень был в затылке!
Все тот же биоэнергетик категори-чески запретил Синько «копаться» в чужой голове, но скульптор не послушал и, подковырнув гипс, таки достал свой перстень. Правда, спустя некоторое время он снова исчез. На этот раз безвозвратно