Происшествия

«чтобы заработать на восстановление самолетов, мы сдаем огромный авиалайнер ил-86 в аренду для проведения… Вечеринок»

0:00 — 30 июля 2005 eye 260

В коллекции Государственного музея авиации появилась копия первого украинского серийного самолета «Анатра-Анасаль», который выпускали в Одессе в 1917-1918 годах Теперь в экспозиции Государственного музея авиации (он начал работать почти два года назад и находится неподалеку от аэропорта «Киев») есть первый самолет, который серийно выпускался в Украине, — «Анатра-Анасаль». «Это модель, изготовленная в натуральную величину, с двигателем и другим оборудованием, — объяснил нам старший научный сотрудник Борис Антоненко.  — Она построена на том же одесском заводе, где «Анатры-Анасаль» собирали в 1917-1918 годах. Назвали самолет по фамилии владельца предприятия Артура Анатры. А его конструктором был инженер Декан. Первые 45 машин поступили на вооружение царской армии, но так и не были использованы во время войны. Примерно половину этих самолетов затем включили в воздушный флот Украинской Народной Республики. А весной 1918 года, когда Одессу захватили австрийцы, по заказу Австро-Венгерской империи рабочие завода построили 180 «Анатр». Эти самолеты развивали скорость до 140 километров в час и использовались как разведчики и бомбардировщики. Причем пилоты сбрасывали бомбы вручную. Кроме того, крылатые машины были оснащены двумя пулеметами — они находились на носу самолета и возле задней кабины».

«Киностудия имени Александра Довженко передала нам чуть ли не весь свой авиационный парк»

В зарубежных музеях сохранилось несколько «Анатр», так что у энтузиастов из Одессы, строивших копию этого самолета, было достаточно информации о конструкции машины. Но корпус копии они сделали не из фанеры, как у подлинных самолетов, а из алюминия. Модель является демонстрационной, она не предназначена для полетов. Но сейчас одесситы работают над экземпляром, который сможет подняться в воздух.

Рядом с «Анатрой» выставлен еще один недавний подарок музею — Як-3, который использовали во время съемок одного из лучших советских фильмов «В бой идут одни «старики». Впрочем, истребителем машину можно назвать лишь условно, это переделанный спортивный самолет, который существенно отличается от настоящего Як-3. Для съемок киноленты были сделаны две такие машины.

- Мы перекрасили киношный Як в голубой цвет, — говорит заведующий научно-популяризационным отделом музея авиации Александр Табунец.  — Киностудия имени Александра Довженко передала нам чуть ли не весь свой летный парк, однако все самолеты нужно привести в порядок, а денег у нас очень мало. Зарплата сотрудников музея в среднем составляет 300 гривен. Чтобы заработать на покупку и ремонт экспонатов, мы вынуждены сдавать в аренду для проведения праздников и вечеринок гигантский лайнер Ил-86. Места в самолете предостаточно, ведь он мог принимать на борт до 350 пассажиров! В нашем Ил-86 кресел нет, поскольку он был летающей лабораторией. Сейчас там есть столы и танцплощадка. Сдача внаем позволяет компенсировать лишь незначительную часть расходов музея, ведь арендная плата относительно мала — 300 гривен в час. А чтобы перевезти, например, из Одессы в Киев большой самолет, необходимо более 50 тысяч гривен.

Мы добиваемся, чтоб власти Киева передали музею парашютную вышку, которая уже много лет не используется по назначению. Она стоит на Трухановом острове. Мы готовы ее разобрать и установить на территории музея, тогда посетители смогут испытать радость полета. Кстати, риска при этом не будет никакого: человека спустят на надежном тросе, а парашют станет всего лишь бутафорией. У желающих уже сейчас есть возможность посидеть за штурвалами наших самолетов. Экскурсоводы расскажут и покажут, что летчик делает и переживает в полете.

Для обновления стратегического бомбардировщика Ту-22 М2 понадобилось 300 килограммов краски

- А этот огромный бомбардировщик знаком миллионам телезрителей по фильму «Особенности национальной охоты».

- Действительно, корову в фильме перевозили как раз в бомболюке такого же Ту-22 М2, — отвечает Александр Табунец.  — Бомбардировщик в разобранном виде нам привезли из Николаева. Бригада специалистов собирала самолет около трех недель, а чтобы покрасить его, понадобилось 300 килограммов краски. К нам даже приезжали американские эксперты, чтобы проверить, снято ли с Ту оборудование. Ведь в годы холодной войны такие бомбардировщики могли нести крылатые ракеты с ядерными боеголовками. На одном стратегическом Ту были крылатые ракеты с зарядами такой же мощности, как у тридцати атомных бомб, сброшенных на Хиросиму. Стекла в кабинах пилотов в этих самолетах особые: при ядерной вспышке они мгновенно темнеют, чтобы члены экипажа не потеряли зрение. Серийный Ту-22 М2 стоил около 70 миллионов долларов. Американцы пытались создать подобную машину, но им это не удалось. Кстати, к нам недавно поступил весьма любопытный авиационный двигатель, конструкцию которого советские специалисты позаимствовали у американцев. Речь идет о двигателе одного из лучших бомбардировщиков F-4 «Фантом», находившегося на вооружении США. Советские инженеры создали на его основе силовую установку для модификации самолета Су-17.

- Есть ли в экспозиции машины, которые использовались для перевозки руководителей СССР?

- Да. Например, Ил-62 М. Он создан для межконтинентальных перелетов и до сих пор находится в правительственном авиаотряде России. А на Ил-18, который также есть в нашей экспозиции, любил летать Никита Хрущев. Генсеку нравилось, что самолет оснащен четырьмя двигателями, ведь сразу все моторы отказать не могут. Благодаря надежности Ил-18 его эксплуатируют до сих пор. А наш музейный Ту-104 мы долгое время считали ворошиловским: он якобы был закреплен за Климентом Ефремовичем. Но обнаруженные нами в России документы этого не подтверждают, хотя Ту-104 — первый советский реактивный самолет — действительно использовался для перевозки глав СССР.