Политика

Как поссорились юлия владимировна с николаем владимировичем

0:00 — 1 ноября 2005 eye 334

Экс-премьер Тимошенко и народный депутат Мартыненко перешли от «блицкрига» к позиционным боям?

Коррупционные скандалы, похоже, стали эффективной политической технологией грядущих выборов-2006. В последнее время некоторые политические силы небезуспешно «накрывают» этим «зонтиком» все больше своих конкурентов. Самыми громкими оказались обвинения в адрес представителей «Нашей Украины», прозвучавшие со стороны бывших соратников. Как оказалось, ярлык «коррупционера» производит эффект значительно больший, чем любое решение суда. Обратной стороной медали стало усиливающееся разочарование людей в «компроматных войнах».

До последнего времени Мартыненко под свет юпитеров явно не стремился

Некоторое удивление в среде политиков и экспертов вызвало появление в перечне, так сказать, нехороших людей, фамилии главы фракции «Наша Украина». Впрочем, кое-кто вспомнил, что за Николаем Мартыненко давно уже тянется шлейф подозрений в сомнительных сделках, связанных с компаниями «Бринкфорд» и «Энергоатом». Эта тема активно раскручивалась во время президентских выборов, когда Мартыненко был одной из ключевых фигур штаба Виктора Ющенко. Но опять же — далее предположений дело не зашло.

До последнего времени Николай Мартыненко, которого причисляют к окружению Президента, был человеком малопубличным и под свет юпитеров явно не стремился. Хотя давно известен как весьма влиятельный политик (в политику пришел из бизнеса еще в 1998 году). Считается одним из спонсоров избирательной кампании Виктора Ющенко. Во время прошлых выборов был заместителем руководителя избирательной кампании Ющенко по оргвопросам, занимался обеспечением Майдана.

После избрания нового Президента Николай Мартыненко стал его преемником в должности главы фракции «Наша Украина». Он также входит в руководящие органы президентской партии, возглавляет ее киевскую организацию. Одно время ходили упорные слухи, что Мартыненко готовят на смену Омельченко. Однако депутат уже не раз отрицал возможность своего участия в выборах столичного мэра.

Общение с политиками и экспертами позволило выделить три возможные версии того, почему не очень «раскрученный» политик попал под мощный удар со стороны самой Юлии Тимошенко и ее окружения. Итак, версия первая: Мартыненко, известный своим опытом работы в предвыборных штабах, просто попал под «огонь по штабам» конкурентов, который заранее и весьма предусмотрительно начала вести команда экс-премьера.

По другой версии, весьма «родственной» с первой, лидеру фракции «Наша Украина» досталось лишь за то, что он входит в ближайшее окружение Президента. Причем не как свадебный генерал, а как возможный независимый канал его информирования.

По третьей версии, главной причиной включения его в список «мишеней» стала глубокая личная неприязнь к Мартыненко со стороны Юлии Тимошенко. Такая «нелюбовь» окончательно сформировалась после известного ночного разговора Юлии Владимировны с Президентом и его окружением. На своем «звездном» эфире на «Интере» экс-премьер процитировала именно Мартыненко, чем невольно себя выдала. Ведь именно он в присутствии Ющенко сказал ей прямо в глаза, что Александр Зинченко — часть проекта по дискредитации Президента. И координировала эту кампанию, по словам депутата, именно Юлия Владимировна. Также Мартыненко в присутствии Президента обвинил Тимошенко в лоббировании интересов олигарха Коломойского в конфликте вокруг Никопольского завода ферросплавов. Не исключено, что системный и всегда четко «запрограммированный» на решение поставленных задач Мартыненко нарвался на бурлящие женские эмоции…

«Извините, это личное… »

Наверное, истина, как всегда, лежит посредине. У Юлии Владимировны не отнять острого политического чутья, как и чувства опасности. Можно предположить, что именно Мартыненко сумел просчитать ее действия перед отставкой с поста премьера — стало быть, есть риск, что может просчитать и в дальнейшем. Осознание того, что этот противник достаточно серьезен, могло подвигнуть Юлию Владимировну на соответствующие шаги. На это осознание, как уже упоминалось, могли наслоиться и некие эмоциональные факторы.

Жесткая риторика Александра Зинченко, Николая Томенко, Александра Турчинова и самой Юлии Тимошенко показывает, что «разобраться» с Мартыненко было решено любой ценой. Похоже, штабисты леди Ю. пошли ва-банк, не особо утруждая себя поиском каких-либо фактов и аргументов. Впрочем, этот риск вполне объясним, исходя из ментальности украинского избирателя и его привычки видеть огонь там, где только появляется дым.

Масштаб обвинений, выдвинутых против главы «нашеукраинской» фракции (чего стоит один только тезис о «создании системы влияния на государственное управление»), а также уровень обвинителей — экс-госсекретарь, экс-вице-премьер, экс-премьер, экс-глава СБУ — свидетельствуют о том, что существовала программа-максимум — сделать все возможное для устранения Н. Мартыненко из политики вообще.

Попавший под обстрел депутат, похоже, решил не ввязываться в локальные стычки, а выбрал направление главного контрудара. В основном он публично и весьма жестко выступает против самой Тимошенко, не размениваясь на персоналии из ее окружения. Лидер фракции «Наша Украина» уже не раз заявлял, что в случае прихода экс-премьера к власти Украину ожидает весьма печальная перспектива. Во-первых, авторитарная система власти. Во-вторых, регулирование экономики государством, что открывает шлюзы для коррупции. Кроме всего прочего, Мартыненко постоянно приписывает стилю работы Тимошенко неизменный поиск внутренних и внешних врагов, на которых потом сваливаются все просчеты и неудачи. А в умении Юлии Владимировны заигрывать с населением вплоть до стимулирования противостояний в обществе, по мнению Мартыненко, с лидером «Батькчвщини» может посоревноваться только Наталья Витренко.

Правда, в своих ответных ударах Мартыненко иногда делает исключение для Александра Зинченко. На экс-госсекретаря он, видимо, обиделся лично. Потому и допускает в его сторону разные колкости и сарказмы. В частности, СМИ охотно приводили их заочную словесную перепалку, в которой Мартыненко то цитировал Высоцкого (»Он был мне больше, чем родня, он ел с ладони у меня… »), то весьма афористически сетовал, дескать, «мы его на помойке нашли, а он нам теперь «фигвамы» рисует». (Прозрачный намек на то, что Мартыненко был одним из инициаторов прихода Зинченко в команду Ющенко во время избирательной кампании прошлого года. ) В общем, дискуссия получается весьма занимательной. Сейчас Мартыненко судится с экс-госсекретарем, требуя извинений и… одну копейку компенсации, ехидно обещая передать ее на политическую деятельность Александра Алексеевича.

Однако вернемся к войне Юлии Владимировны с Николаем Владимировичем. Уже через месяц стало ясно, что «блицкриг» не удался. Потому команда экс-премьера, похоже, перешла к выполнению программы-минимум по созданию максимально негативного имиджа оппонента. Здесь уже «высветились» основные этапы. Вначале идут заявления разнокалиберных политических фигур — нападки со стороны экс-членов фракции «Наша Украина» и однофамильцев Владимира и Елены Бондаренко, мелкие уколы со стороны Зинченко. Далее — этап «солянка». В него вошли неожиданная атака со стороны бывших журналистов газеты «Бизнес», странные обвинения банкира Лебедева в неуплате арендной платы, попытка «достать» Мартыненко через центр им. Разумкова (ведь именно Мартыненко возглавляет совет центра последние пять лет), демарш пяти депутатов райсоветов Киева и т. п.

Постоянный повтор подобных обвинений явно складывается в определенную мозаику. Это дало Мартыненко основания заявить о системной и продуманной пиар-кампании с целью его дискредитации. Если это так, то масштаб привлеченных для этого человеческих ресурсов не может не впечатлять.

Однако выдающихся успехов на этом поприще команда Ю. Тимошенко не достигла, чему способствовало отсутствие реального компромата. По некоторым сведениям, на заседании парламентской спецкомиссии правая рука лидера БЮТ Александр Турчинов вообще отказался выдвигать какие-либо обвинения против главы фракции «Наша Украина», объяснив это отсутствием доказательств.

Похоже, попытка «блицкрига» леди Ю. плавно перешла в позиционную войну. Каким может быть развитие событий? На примирение сторон рассчитывать не приходится. Как признаются люди из ближайшего окружения экс-премьера, ее буквально «переклинило» на Мартыненко. Тот, в свою очередь, сдаваться не собирается.

Скорее всего, личная война Ю. Тимошенко с Н. Мартыненко будет низведена до качественно иного уровня — если не «убрать», то хотя бы «достать». При таком раскладе успех операции будет зависеть не столько от ее исполнителей, сколько от выдержки самого депутата…