Происшествия

Ковер ручной работы с изображением любимых жены и детей обойдется в 60 тысяч долларов. Правда, ждать его придется… Пять лет

0:00 — 5 ноября 2005 eye 526

Специалисты утверждают, что на территории СНГ самые интересные, воссозданные по старинным технологиям, экземпляры можно найти в галереях Москвы и на знаменитой Рублевке Ковры сегодня не считаются «мещанским пережитком», как это было в советскую эпоху, когда достаток семьи определялся по количеству паласов на полу и хрустальной посуды в сервантах. Ковер снова стал предметом искусства, роскоши и коллекционирования… С 70-х годов прошлого столетия лидером в производстве ковров является вовсе не Азия, а Америка. Дизайнерские конторы Нового Света скупают на аукционах разные редкости, а затем заказывают копии своим фабрикам в Пакистане, Индии и Китае. С Востока лучшие ковры привозят на ярмарку в Атланте, а оттуда они попадают в салоны и галереи по всему миру. Специалисты утверждают, что на территории СНГ самые интересные, воссозданные по старинным технологиям, ковры можно найти в галереях Москвы и на знаменитой Рублевке. Ковровые бутики появляются и в Украине, но пока их ассортимент не отвечает высоким запросам клиентов.

Современная копия старинного гобелена стоит 900-1000 долларов за квадратный метр

В Москве поиски ковра следует начинать с визита к знаменитому галеристу и бизнесмену Марку Патлису. В Белокаменной он открыл ателье, а в Жуковке (поселок, считающийся центром Рублевки) — галерею-бутик «Дача». За советом к Марку обращаются самые именитые дизайнеры России, так как считают, что он обладает сверхчутьем на по-настоящему стоящие ковры.

В ателье Марка Патлиса встретились Запад и Восток: европейский дизайн интерьера и обилие шерстяных гобеленов и паласов. Коврами помещение заполнено до потолка. Но по желанию клиента любое изделие достают и разворачивают — и тут даже у совершенно равнодушного к прекрасному человека перехватывает дыхание. Вот копии итальянских фресок или же французских дворцовых ковров с розами и облаками. Хороши гобелены, повторяющие знаменитую коллекцию Вильяма Морриса — англичанина, пытавшегося в XIX веке возродить средневековые техники производства ковров. Отдельный зал в галерее отдан модным нынче в Соединенных Штатах искусственно состаренным копиям пешаварских ковров.

- Неужели все эти изделия найдут своих хозяев? А если клиент желает приобрести не репродукцию, а настоящий старинный ковер? — спрашиваю я у продавца ателье.

- Ему нужно обращаться к коллекционерам. Однако старый ковер — необязательно хороший, — ласково, как маленькому ребенку, объясняет консультант салона.  — На блошиных рынках и сегодня полно шерстяных ковров конца ХIХ — начала ХХ веков. Однако их не имеет смысла брать даже даром. Как правило, из таких изделий уже вылезает шерсть, они могут быть подгнившие или просто некачественные. А определение «новый» совсем не означает плохой. Все эти копии впоследствии станут антиквариатом.

- Существует ли какая-то формула, по которой покупатель может хотя бы приблизительно прикинуть стоимость такого ковра?

- Если речь идет о серийных коврах, то они стоят порядка 900-1000 долларов за квадратный метр. Копий одного антикварного ковра можно найти не меньше сотни по всему миру. А если хочется чего-нибудь суперэксклюзивного, нужно сделать заказ, и вы получите СВОЙ ковер — единственный на всем белом свете. По желанию клиента мастера могут сплести нарисованную им картину или же сделать ковер с изображением любимых жены и детей. Достаточно предоставить фотографию и рассказать, в какой технике должен быть выполнен ковер. Такого понятия, как «мелочь», в этом деле не существует. Есть такие фанаты, которые оговаривают, из какой шерсти должна быть выткана «мечта», какие красители необходимо использовать, указывают даже плотность узлов на квадратный метр, выбирают живописную манеру, в которой будет «написан» нитками потрет. Россияне отдают предпочтение стилям Микеланджело, Рафаэля, Леонардо да Винчи.

В подтверждение своих слов продавец попросил развернуть ковер, сделанный по заказу состоятельного россиянина. Ковер был почти точной копией знаменитой картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Отличие состояло в том, что вместо Богородицы в центре ковра была изображена дражайшая супруга заказчика с двумя пухлыми бутузами-наследниками на руках.

- И сколько времени потребовалось для создания этого шедевра?

- Четыре года. Это еще немного. По-настоящему хороший ковер, выполненный вручную с соблюдением всех старинных технологий, придется ждать около пяти лет…

- И обойдется он в…

- Все зависит от размера. Например, стандартный, три на четыре метра, будет стоить не меньше 60 тысяч долларов.

- Фотографировать нельзя — это частная собственность, — строго предупредил будто из-под земли возникший охранник.

Восемьдесят лет — для ковра не возраст

Ковры ручной работы продаются не только в бутиках и галереях. Их много и на базарах. В Москве за старинными коврами ездят в торговый центр «Измайловский вернисаж». Причем только в выходные, по будням лавки закрыты.

- А почему вы работаете лишь в субботу и воскресенье? — спрашиваю у хозяина первого магазинчика. Колоритный мужчина восточной наружности загадочно улыбается и отвечает вопросом на вопрос:

- Ковер нужен? Проходи, чай будем пить. Нельзя такую вещь в спешке выбирать, потому и работаем в выходные. Садись на ковер, который нравится.

Хозяин Гаго разливает чай в маленькие пиалы и неспешно ведет беседу. Ну прямо как на восточном базаре из «Тысячи и одной ночи». Гаго работает на ярмарке с момента ее открытия. Причем занимается только старинными коврами. Он их не продает, а, скорее, пристраивает в хорошие руки. Правда, совсем не даром.

К Гаго начинают подходить продавцы из соседних магазинчиков. Знакомясь со мной, они вручают визитки, долго пожимают руку и требуют считать их отныне своими друзьями. Минут через десять в шерстяной лавочке собрался целый консилиум.

Вот Саша — он коллекционирует ковры уже 20 лет. А Рейман Ахметович поставлял ковры певцам Малинину и Баскову.

- Выбирай спокойно. Здесь нет подделок, — с достоинством разворачивает ковры Рейман Ахметович.  — У меня в Москве репутация — я не продаю фальшивки.

- Да не умею я выбирать. Порекомендуйте ковер, в который можно влюбиться.

- Правильный подход, — Рейман Ахметович одобрительно кивает, а Гаго предлагает обратить внимание на азербайджанский ковер размером три на четыре метра.  — Довольно «молодой» экземпляр: ему не больше восьмидесяти лет. Для ковра это не возраст. Посмотри на узор, все красители натуральные: бежевый цвет приглушенный, коричневый — благородный… Но главное — ковер должен нравиться. Мы даже дадим его домой «на примерку».

- Чтобы посмотреть, вписывается ли в интерьер?

- Это современный подход, а раньше на Востоке было принято начинать обустройство дома с покупки ковра. Я вам так скажу, мебель надо подбирать под ковер, а не наоборот. И не вешайте ковер на стену, он должен лежать на полу, чтобы его топтали, по нему ползали дети… Даже по самому дорогому и ценному. Вот этот азербайджанский ковер тебе отдам за 1 тысячу 700 долларов.

Цена изделия во многом зависит от того, насколько вдумчиво клиент его выбирает

- Это только первая цена, — с улыбкой дает совет еще один новый друг Рафик.  — Не торопись. Можно поискать недостатки, которые сделают цену приятней. Обязательно смотри изнанку — она рассказывает всю историю ковра. Походи по нему босиком или потри локтем. Если нет раздражения, значит, это натуральная шерсть, причем хорошего качества.

Рафик энергично переворачивает ковер за ковром, показывает узлы, обращая внимание на их форму, плотность, манеру вязки… К нашей беседе присоединяется Несредин. В лавку к Гаго он пришел с книжкой «Ковры и ковровые изделия из Туркменистана» и теперь на имеющихся в магазине изделиях демонстрирует отличительные мотивы бухарских узоров. Несредин кладет рядом два тридцатилетних текинских ковра-близнеца (одинакового размера — один на два метра) и просит определить, какой дороже. Тот, что мне нравится больше, стоит 400 долларов. Тот, что меньше, Несредин отдает за 180 долларов. Открываем изнанку: у дешевого ковра она выполнена несколько небрежно и вся в каких-то волосках. У более дорогого — гладкая.

- Теперь понимаешь, почему ковры не нахваливают?  — спрашивает Несредин.  — Они сами о себе говорят. Правда, здесь, на Измайловском, много хороших, красивых и довольно старых ковров. Хотя все они обычные. «Аристократов» (которым за 100 лет, из хорошей шерсти, с нестандартными узорами и историей) среди них нет — те стоят раз в 150 дороже.

- А заказать ковер по своему эскизу можно?

- У меня имеются связи с фабриками в Туркменистане и Дагестане, — говорит Несредин.  — Над стандартным ковром пять человек будут работать полгода, и обойдется он в 2 тысячи долларов. А что-нибудь эксклюзивное, например портрет любимой, сделают года за три. Правда, будет дороже — от 5 тысяч долларов.

Вообще, цены на ковры во многом зависят от того, насколько вдумчиво клиент выбирает. Вот к Гаго зашли иностранцы, они бегло посмотрели пару-тройку ковров и попросили завернуть бежевый азербайджанский — тот самый, который мне предлагали за 1 тысячу 700 долларов. Им он достался за 2 тысячи 400 долларов.

- Куда они спешат? — снисходительно пожимает плечами Гаго.  — Этот экземпляр я отдал бы и за тысячу, но эти иностранцы даже чаю не выпили…

А в восточной лавочке надо присесть, поговорить с хозяевами, полистать старые книжки, послушать легенды. Из «Измайловского вернисажа» я вышла без ковра, но с полной сумкой визиток с трогательными надписями: «Абус и Рафик, handmade carpet, телефон… », «Толик, ковры ручной работы из Афганистана, Ирана, Туркмении… », «Рейман Ахметович… », «Несредин Гаджиагаевич… ». Хозяева лавочек клялись в дружбе и преданности и обещали выплатить мне половину прибыли, если я приведу к ним покупателей…