Внука новоиспеченный дедушка так и не увидел. В тот день, когда он отправился за дешевым товаром в Харьков, малыша только забрали из роддома В дорожно-транспортном происшествии, случившемся на рассвете 1 ноября под Пирятином Полтавской области, остается еще много загадок. (ФАКТЫ 2 ноября кратко сообщали об этой аварии. ) Пока нет однозначного ответа на самый главный вопрос: почему водитель большегрузной фуры с прицепом, выехавшей ночью из Броваров Киевской области, вдруг плавно пошел влево, пересек разделительный газон и столкнулся на встречной полосе с грузопассажирским микроавтобусом «Фольксваген», в котором находились восемь человек? Уснул ли шофер или у него случился сердечный приступ? И почему крыша автобуса, оставшегося стоять на трассе, оказалась вскрытой, словно консервная банка? Летела фура по воздуху, что ли? Следствие выясняет обстоятельства ДТП. Но один факт остается неоспоримым: в аварии не выжил никто.
Как удалось выяснить корреспонденту «ФАКТОВ», мелкие предприниматели из райцентра Новоград-Волынский Житомирской области возвращались с харьковского оптового рынка Барабашово на трех микроавтобусах. «Фольксваген», за рулем которого находился опытный 46-летний водитель Иван Биндю, ехал последним. Шедшие впереди свернули в Пирятине к ночному кафе, чтобы взбодриться чайком-кофейком, а Иван Константинович останавливаться не стал. Посигналив попутчикам, он проследовал вперед. Но через десять километров его путь оборвался. Навсегда. И первыми, кто увидел это, оказались земляки погибших, которые остановились на несколько минут в придорожном кафе. Они вызвали ГАИ, «скорую», начали обзванивать родственников людей, оказавшихся в «мясорубке».
- Авария случилась около пяти утра, и уже через несколько минут меня подняли по тревоге, — рассказывает начальник Пирятинского районного отделения ГУ МЧС Украины в Полтавской области Геннадий Бровар. — На 145-й километр автотрассы Киев-Харьков между селами Александровка и Виктория, где произошла трагедия, я прибыл одновременно с двумя гаишниками. На трассе все вперемешку: грязь, кровь, искореженные детали, разбросанный товар, части человеческих тел В общем, картина жуткая. Сразу невозможно было определить, сколько людей пострадало. Удар по микроавтобусу пришелся как-то сверху и больше на правую сторону и на переднюю часть. Как раз туда, где сидели люди. Сзади находился грузовой отсек, забитый тюками с товаром, он практически не пострадал. Предполагаю, если бы кто-то из пассажиров находился в том месте, то уцелел бы.
Было еще темно, я посветил фонариком. От тел, начавших остывать, шел пар. Единственным, кто еще дышал, был водитель микроавтобуса. Он лежал на выбитой дверке, зажатый панелью управления, и хрипел в предсмертной агонии. Где-то в его кармане звонил мобильный телефон. Мы стали осторожно вытаскивать мужчину — не получалось. Когда я наклонился, чтобы посмотреть, что не пускает ноги, обнаружил, что вокруг одной из них обкрутилась педаль. Пришлось разгибать металл ломиком. На это ушло минут пять, и за это время человек скончался. Когда подъехала «скорая», оказалось, что везти в больницу некого.
Мужчины, находившиеся в салоне «Фольксвагена», внешне были более-менее целы. Основной, ужасной силы, удар пришелся на трех женщин, сидевших спереди Позже голову одной из погибших обнаружили среди упаковок пасты «Колгейт» в кювете, где лежала искореженная фура, в двадцати пяти метрах от микроавтобуса!..
Долго не могли найти и водителя фуры. Мне удалось поговорить с заместителем начальника по транспорту частного предприятия «Визит» из Броваров Анатолием Доценко, который приехал забирать тело водителя — 52-летнего Анатолия Игнатенко — из пирятинского морга. По странному совпадению, как выяснилось, навстречу трем загруженным микроавтобусам с прицепами из Новоград-Волынского двигались три большегрузных автомобиля из Броваров. Первый, который был без прицепа, ушел вперед и поджидал коллег все в том же придорожном кафе в Пирятине. А два с прицепами двигались помедленнее. Первым ехал Анатолий Игнатенко на фуре. Он вез зубную пасту, жидкое мыло и другие предметы личной гигиены в Днепропетровск.
- Минут через пять после аварии водитель фуры, шедший за Игнатенко, позвонил мне на мобильный и сообщил о случившемся, — рассказывает Анатолий Доценко. — «Машина Алексеевича ушла налево и лежит в кювете, — сказал он мне. — В общем, машины нет. А его самого не можем найти». «Ищите в кабине», — советую ему. «Так кабины нет», — отвечает.
- Действительно, — подтверждает Геннадий Бровар, — кабины не было видно, так как сверху на ней лежал прицеп вверх колесами. Чтобы извлечь оказавшегося под многотонным завалом человека, пришлось вызывать кран и применять «болгарку». Водитель был внешне не сильно поврежден, только посиневший весь. Видимо, задохнулся.
Мой собеседник предполагает, что дальнобойщик в последний момент затормозил, но прицеп нагнал машину, перевернулся и, смяв микроавтобус, полетел в кювет. Сила удара была такой, что передняя ось с колесами, оторвавшись, перебила несколько деревьев в лесопосадке и очутилась аж на поле, метрах в семидесяти от самой машины. Кабина же — всмятку.
- Последний раз мы виделись с Алексеевичем утром 30 октября, — продолжает Анатолий Доценко. — Он был, как всегда, в хорошем настроении. Его любили за это, в любой компании он был заводилой. Имел такую голосину — затянет песню, вся округа слышит. В хоре выступал. Никогда на здоровье не жаловался, хотя я знаю, что его старая травма на колене часто побаливала. Но он замотает ногу эластичным бинтом и не обращает на это внимания.
Следствию предстоит выяснить, как провел день накануне ночной поездки Анатолий Игнатенко, достаточно ли отдыхал. Возможно, причиной случившегося была усталость водителя. Техническое состояние фуры, как отметил начальник Полтавского областного управления ГАИ Виктор Градоблянский, было хорошим, как и состояние трассы и видимость на участке.
Уже к вечеру 1 ноября в Пирятин стали съезжаться родственники погибших. Их разместили на свободных койках в районной больнице, оказали людям всяческую поддержку. До самой полуночи пришлось работать в тот день районному судмедэксперту, буквально по кусочкам складывая искалеченные тела, остатки которых сюда доставили в огромных неиспользованных мешках, предназначенных для упаковки товаров.
- За 28-летней учительницей, приехавшей забирать труп матери, пока она разыскивала фрагменты, мы ходили с валерьянкой, — вспоминает медсестра морга Инна Ведмидь. — «Эта мочка с сережкой мамина, и эти крашеные волосы тоже, а вот пальцы не ее » — подсказывала она нам, чтобы мы могли собрать все это. И только когда она вышла на улицу, ей стало плохо. Но мы успели подхватить молодую женщину под руки.
Самую старшую из погибших, 53-летнюю Елену Гусак, дочь с зятем увезли домой раньше всех. Ее похоронили в закрытом гробу. Остальные ждали вскрытия, покупали гробы, венки, оформляли какие-то документы. Непросто было разговаривать с людьми в этой ситуации, поэтому диалоги выходили скупыми.
Присаживаюсь рядом с высоким худощавым мужчиной, сидящим на корточках возле еще пустых открытых гробов и не вынимающим сигареты изо рта. Теперь Андрей Семенчук вдовец с тремя детьми. Самой младшенькой всего четыре годика.
Наталья Горбатенко оставила на мужа-сердечника двух детей, 10 и 15 лет. Двое детей осиротели и в семье Василия Андрейчука. Старшей дочери, которая учится в Харькове на программиста, отец успел завезти еще и передачу из дому, а уже потом отправился на Барабашовку.
Остался без жены и Олег Пелешок. Они вместе торговали на местном рынке уже лет двенадцать. Татьяна бросила ателье, где работала швеей, поскольку там очень мало платили, и вынуждена была уйти на рынок.
Как оказалось, для всех погибших «челноков» базарная торговля была семейным бизнесом, обычной работой, в которую уже втянулись.
Занималась торговлей и супруга водителя «Фольксвагена» Марина, которая всегда ездила вместе с мужем на оптовые рынки. Вместе они и погибли. Их тела забрал племянник, тоже, кстати, водитель микроавтобуса. Машина «Мерседес», на которой он возит «челноков», принадлежала его дяде. Дядя собирался ее продавать, да не успел. Племянник увез тела своих родных именно на этом «Мерседесе».
- Я о трагедии узнала позже всех, поскольку мы живем в селе в 11 километрах от райцентра, и ко мне долго не могли дозвониться, — плачет жена одного из пассажиров злополучного «Фольксвагена» Виктора Савчука Татьяна. — Только в десять утра сообщили, что муж попал в аварию. Я давай обзванивать знакомых, с родственниками которых Виктор уехал в Харьков. Не верила в худшее, пока не увидела тело супруга своими глазами. Его лица я не узнала: голова превратилась в лепешку, а все тело побитое, помятое Только по рукам и ногам догадалась, что это мой муж. На правой руке у него была небольшая наколка.
Немного успокоившись, Татьяна рассказала, что торговлей на рынке они с мужем занимались больше десяти лет. Более дешевый товар закупали в Харькове, Хмельницком, Одессе. Обычно каждое воскресенье кто-нибудь из них двоих выезжал на оптовый рынок. Ни в какие дорожно-транспортные происшествия никогда не попадали, хотя поездки приходились в основном на ночное время, поскольку скидки на опте начинаются с шести вечера. До полуночи обычно отоваривались и выезжали домой.
«Все, последний раз еду за товаром, хватит уже, устал, лучше буду внука нянчить», — сказал перед поездкой в Харьков 45-летний Виктор. 26 октября дочь родила сына, он так радовался его появлению на свет! Но так и не увидел малыша. В тот день, когда внука забрали из роддома, новоиспеченный дедушка отправился в свою последнюю поездку