Происшествия

«лучший отдых для меня — чтение и… Подготовка к урокам»,

0:00 — 9 ноября 2005 eye 953

- говорит 13-летний полтавчанин Антон Шапошников, завоевавший титул «Самый умный» в старшей лиге популярной телеигры Победителем очередного отборочного турнира телеигры «Самый умный» в старшей лиге стал Антон Шапошников, учащийся полтавской гимназии N 31. Многим его победа запомнилась тем, что Антон ее… предсказал в ходе интеллектуального состязания. Ведущая программы Тина Канделаки тоже была удивлена: новичок, так уверенно вышедший в финал, — такое случается довольно редко. А вот в гимназии, где учится мальчик, его победу восприняли как должное.

Свою победу Антон высчитал математическим способом

Этот не по годам серьезный, имеющий собственное суждение чуть ли не обо всем на свете и в то же время стеснительный мальчуган с копной черных кудрявых волос — и есть герой дня. Даже если не знаешь, что Антон обладает дипломом «Самого умного», его неординарность нельзя не заметить.

Выйдя в полуфинал турнира, свою победу девятиклассник просчитал математически.

- По баллам я был третьим, — объясняет 13-летний Антон Шапошников.  — Чтобы стать вторым, мне требовалось набрать шесть баллов. Но вторым я мог стать и в случае, если б девочка, моя соперница, стала третьей. Полагаться на ее везение или невезение я не мог, нужно было рассчитывать только на себя. Поэтому вместо шести баллов набрал девять.

Победа Антону Шапошникову, по его утверждению, далась легко. Он уверяет, что не было ни одного вопроса, в правильности ответа на который он бы сомневался. Хотя борьба была жесткой. В финале разрыв Антона с ближайшим соперником составил всего один балл.

- Я почувствовал уровень игры и понял, что мне он по силам, — спокойно объясняет подросток.  — Своей победе ничуть не удивился. Все в жизни нужно воспринимать как случайность, а чаще — как закономерность…

Антон не разделяет многих увлечений сверстников (например волшебником Гарри Поттером). Зато ему близки по духу идеи Великой французской революции. Даже домашний перекидной календарь он «переделал» под республиканское летоисчисление.

- Сегодня 30 вандемьера 214 года Республики, — просвещает меня Антон.  — Вандемьер — название осеннего месяца, который приходится на наши сентябрь-октябрь (новый месяц начинается в 20 числах). Идет сразу после фруктидора, за вандемьером следует брюмер, месяц туманов.

Самое большое увлечение Антона Шапошникова — история. Тем более что он, имея феноменальную память, легко запоминает даты важных событий. Иногда даже спорит с учителями, отстаивая историческую точность.

- Данилу Галицкого называют князем, но я точно помню, что в 1246 году он был коронован в Дорогочине, то есть являлся первым и предпоследним украинским королем! — горячится Антон.  — Последним был его внук Юрий I.

- И как учителя относятся к подобным спорам? Возможно, своими познаниями ты иногда ставишь их в неудобное положение?

- Подрываю авторитет педагогов, хотите сказать? Я так не считаю. Ведь если ученик знает больше учителя, тот должен радоваться, что его труд дает плоды.

Мальчик научился читать еще в четыре года

- Наверное, ты отличник с первого класса…

- Был только в первом и в третьем, — отвечает Антон.  — Но понятия «умный» и «отличник» частично несовместимы. Я вот, например, не пошел в гуманитарный класс, потому что там изучают другой иностранный язык, немецкий, в котором я бы не был силен. Вот и получилось, что выбрал более сложное направление, экономическое.

Антон считает, что с гимназией ему повезло — она не отбила у него желания учиться. А стереометрию, дроби и числа в степенях (то, что изучают в пятом, седьмом, а то и в десятом классах) они с первой учительницей Ларисой Геннадиевной Лычман прошли еще в третьем.

- В нашей гимназии впервые в Украине была внедрена собственная развивающая методика в начальных классах, — объясняет завуч полтавской гимназии Ь 31 Александр Зарубенко.  — И уже к пятому мы видим склонности своих учеников и начинаем их развивать более углубленно, разделяя по специализации. Это дает превосходные результаты. Достаточно сказать, что многие гимназисты — постоянные победители различных олимпиад, их научные работы отмечаются Малой Академией наук, и выпускники, естественно, без труда поступают в высшие учебные заведения.

Жалуясь на большие нагрузки, Антон не соглашается, чтобы их уменьшили. Каждый предмет важен, и на любом уроке можно узнать то, что нигде больше не узнаешь, философски размышляет он. Именно поэтому вопрос о том, чтобы «перескочить» через какой-то класс, в семье Шапошниковых даже не обсуждался.

А успешно учиться пареньку помогает его страсть к чтению монографий, словарей, энциклопедий и, конечно, художественной литературы.

- Моя самая любимая книга — «Водители фрегатов» Николая Чуковского, — рассказывает Антон.  — Это классика беллетристики. Я ее прочитал не менее десяти раз и, что интересно, всякий раз находил в этом произведении что-то новое. В шестом классе «Водители фрегатов» меня здорово выручали: почти не надо было учить о знаменитых путешественниках, потому что я знал о них из этой книги.

Еще одна любимая книга — о Суворове — сыграла важную роль в игре «Самый умный»: тема о великом полководце была у Антона его специальным заданием. Сейчас паренек занят изучением языковых семей.

Мама Антона, Эльвира Юрьевна Лаврентьева, инженер завода «Лтава», говорит, что из ребенка никто не пытался сотворить вундеркинда. Просто он рано, еще в три с половиной года, выучил все буквы алфавита и к четырем научился ими пользоваться. Папа складывал кубики, а малыш читал. Правда, когда Антон еще лежал в пеленках, с ним постоянно разговаривали, читали сказки, стихи. Поэтому мальчик знал многое наизусть, еще не зная букв. А уже к первому классу самостоятельно прочел серьезную для такого возраста книжку — «Приключения Незнайки» Николая Носова.

Одноклассники к Антону относятся по-разному. Многим не нравится то, что у него нельзя списать. Здесь Антон принципиален. Но с радостью подскажет решение задачи, если ему позвонят домой и попросят о помощи. Считает, что человеку, нашедшему время на вопрос, отказать невозможно, ведь он хочет что-то узнать.

- А как ты отдыхаешь? — интересуюсь у юного собеседника.

- Я долго думал над этим вопросом и пришел к интересному выводу, — серьезно отвечает Антон.  — Мы все время тратим определенное количество жизненной энергии. То есть отдых — это ее накопление. Лучше всего энергия восстанавливается, когда человек сидит или лежит. Но просто так сидеть или лежать неинтересно. Поэтому я использую это время для выполнения домашних заданий или чтения…