Тратить деньги на переоборудование автомобиля под пропан-бутан теперь невыгодно
Еще недавно автомобилисты могли неплохо сэкономить, поставив на машину газо-балонное оборудование. Траты на установку, в зависимости от типа машины и уровня оборудования, составляют от 300 до 1200 долларов. Однако при цене газа 2,5, а бензина — 4,10 гривни эти затраты обычно «отбивались» уже через год. Неудобство доставляло лишь малое число газовых заправок и небольшое падение мощности мотора. Но в последнее время рост цен на пропан-бутан побивает все рекорды. В течение октября газ на заправках подорожал почти в полтора раза. Стоимость литра перевалила за три гривни. Оптовые цены выросли еще больше — на 86,5 процента! А это значит, что стоимость пропан-бутана в рознице будет тянуться к уровню «опта» и постепенно может приблизиться к цене девяносто пятого бензина.
В этой ситуации ездить на газу перестало быть выгодным (ведь расход топлива на пропан-бутане на 1-2 литра выше, чем на бензине). Таксисты ворчат, что всему виной начало отопительного сезона в Польше. Это подтверждают и эксперты. По словам директора НТЦ «Психея» Сергея Сапегина, зимой в Европе сжиженный газ часто используют для отопления. Поэтому спрос на него с наступлением холодов растет. У нас напротив — пропан-бутан больше расходуется летом. Основные покупатели «красных баллонов» — дачники и водители грузовиков. Зимой же количество перевозок снижается, а дачники перебираются в город.
Впрочем, сжиженного газа у нас в стране в любое время года вполне достаточно для того, чтобы с лихвой обеспечить автомобилистов. В перспективе Украина за счет пропан-бутана сможет покрыть половину собственных нужд в бензине. Но вся беда в том, что топливо утекает на экспорт. Если у россиян экспортная пошлина на газ — до 134 долларов за тонну, то у нас всего 25. Вези — не хочу! Да еще при транспортировке из Украины европейцы могут сэкономить 50 долларов на тонне сжиженного газа. Ситуация трагикомическая: в Польше, куда вывозится пропан-бутан, он скоро будет продаваться дешевле, чем у нас! Польское правительство за счет низких налогов стимулирует автомобилистов переходить на газ — экологически более чистый вид топлива, — стараясь добиться, чтобы газ стоил в два раза дешевле, чем бензин! В Западной Европе разница в налогообложении машин на бензине и газе составляет в среднем 1,5-2 раза. Автовладельцы после переделки автомобиля на пропан-бутан освобождаются от разных транспортных сборов на три года.
В отличие от пропан-бутана, бензин в Украине в последние недели, напротив, понемногу дешевеет. По прогнозам Сергея Сапегина, тенденция к снижению его цены на заправках в ближайшие месяцы, вероятнее всего, сохранится. Несмотря на то что, к примеру, столичные АЗС героически держат рубеж в 4,10 гривни за литр 95-го. В то время как во многих областях он уже стоит дешевле четырех гривен, а в Харьковской области на некоторых заправках торгуют и по 3,65 гривни за литр. Жаль только, что темпы удешевления бензина в среднем по Украине невелики — в пределах одного процента в неделю, то есть не более 3-4 копеек. Но все равно приятно, однако!..