Культура и искусство

«размножайтесь, друзья мои! « — кричал со сцены киевского дворца спорта юрий шевчук

0:00 — 15 ноября 2005 eye 406

В день рождения сына знаменитый рок-музыкант дал сольный концерт «Пропавший без вести», посвященный 25-летнему юбилею группы «ДДТ»

Трехчасовым рок-марафоном легендарный Юрий Юлианович завершил юбилейный тур группы по городам Украины. На концерт в Киеве во Дворце спорта собралось около 10 тысяч зрителей, максимум, что может вместить арена. На их суд была представлена новая программа рок-музыканта «Пропавший без вести». Это название очередного альбома «ДДТ», в который вошли 11 довольно контрастных композиций. Жесткий рок соседствует с лирикой и философскими размышлениями, крик чередуется с шепотом… Именно под такие песни в зале зажигались свечи и мерцали разноцветными огнями мобильные телефоны. Но горячее всего публика воспринимала любимые хиты: «Осень», «Родина»…

«Попса поет с утра до ночи, а все равно никто не рожает»

«Ну здравствуйте, — сказал Юрий Шевчук, исполнив первую песню.  — Она была написана еще в прошлом веке. Наша группа много лет начинала с нее свои концерты». Зал визжал от восторга: живая, настоящая музыка, от которой аж в ушах закладывало, и музыкант Михаил Чернов, которого Шевчук любовно называл дядей Мишей!.. Он, поддерживаемый охранниками, появился на сцене лишь на пять минут и так сыграл на саксофоне, что публика своими криками и аплодисментами заглушила музыку.

Кстати, вместо привычных стражей порядка в милицейской форме или строгих деловых костюмах спокойствие на концерте обеспечивали здоровые парни в кожаных куртках, джинсах и массивных ботинках, многие с длинными волосами, собранными в хвост. Они называли друг друга прозвищами. Оказалось, это охрана киевского мотоклуба «Серебряные пули». Помогали стражам порядка и обычные зрители. Молодые парни, полностью экипированные в стиле рок, «сдали» милиционерам нескольких пьяных полуобнаженных мужиков, танцевавших в зале.

Удивил Юрий Шевчук новыми песнями о любви. Правда, почему-то стал оправдываться: «Вон попса поет о любви с утра до ночи, но все равно никто не рожает. Это потому, что они поют о любви без духа. А надо с духом! Так что размножайтесь, друзья мои! А то нас мало стало. Вон китайцы наезжают. Любите друг друга!» Кстати, попсу король рок-н-ролла, как и прежде, терпеть не может. Готов бороться с нею всевозможными способами и клеймить ее везде и всюду. Даже песню сему «высокому» искусству посвятил. Назвал просто — «Попса». «Эта песня посвящается не только этим мудакам в перьях, которые чешут под фанеру по Украине и России, но и продажным ментам, коррумпированным политикам, олигархам… У них должно быть все на свете, кроме души», — не подбирая выражений, высказывал свое отношение Шевчук. А на больших плазменных экранах в это время шла нарезка из клипов Филиппа Киркорова, Анастасии Стоцкой, Валерия Леонтьева, Валерия Меладзе. Досталось и нашей «ВИА Гре»…

Как только зазвучали первые аккорды знаменитой песни «Осень», почти все зрители ринулись на танцпол, где и так яблоку негде было упасть. «Эта песня написана на кладбище, а впервые исполнена под гитару в подъезде, — открыл тайну Юрий Шевчук.  — Сейчас вам хорошо. Есть всякие клубы, дискотеки, а у нас только подъезды были. Но в них тоже хорошо: зимой — тепло, летом — прохладно». В общем, певец был настроен философски, размышлял о вечном и пытался заглянуть в туманное будущее. «Что же будет завтра с нами? Каким будет завтрашнее утро? У кого-то светлое и ясное, у кого-то похмельное с головной болью… » — размышлял музыкант и просил словами из своей последней исполненной на концерте песни: «Не умирай, Киев, возвращайся в небо».

«Наши страны обмениваются музыкой на каком-то странном уровне, ниже пояса»

После трехчасового представления лидер «ДДТ» нашел в себе силы пообщаться с прессой. Правда, сначала немного перевел дух. Ведь по сцене носился, как угорелый, танцевал, прыгал, бегал, стучал в барабаны… Три(!) майки сменил.

Перед журналистами Шевчук появился с улыбкой. На лице — ни капли усталости! Правда, своим выступлением он, в отличие от зрителей, остался не вполне доволен.

- На концерте могли бы сыграть и получше. Были кое-какие нюансы, немножко тяжеловато доходил звук. Живая музыка, всякое бывает!.. Но мы рубились.

- Это чувствовалось. Ведь такой многолетний опыт…

- Сейчас у группы великолепный этап. Мы стоим перед смертью, а это самая главная стадия жизни. Я не ерничаю. Это очень красиво, здорово, еще есть время кое-что сделать, разобраться с самим собой, своими грехами, с этим миром.

- Думаете заняться чем-то новым для себя?

- Сейчас работаю над документальным фильмом, в котором буду ведущим. Он посвящен празднованию столетия русской демократии. В 1906 году была организована первая Дума. Мы проводим исследование научно-политического характера, консультируемся с историками, сидим в библиотеках. Недавно сняли эпизод о захудалой императрице Анне Иоановне. Еще есть предложение сняться в художественном фильме о любви, сыграть интеллигента-очкарика, влюбленного в интересную женщину. Все происходит в 1991 году на фоне революции и перестройки.

- Вы ведь были реальным участником тех исторических событий, даже поддерживали кандидатуру Бориса Ельцина.

- Да, в 1991 году я стоял на баррикадах, но не поддерживал Ельцина. Тогда мы все вместе рубились за демократию и свободу. Вы же знаете, что рок-н-ролл изначально подразумевает свободу. Хотя бы внутреннюю. После первой кампании в Чечне я очень сильно разочаровался в Борисе Николаевиче. Видел, как 18-летние пацаны погибали почем зря. Это было так отвратительно! Жизнь человека не стоила ничего. И вот это убийство молодых граждан, цинизм власти, слепота какая-то… А в это время пьяный Борис Николаевич стукнул кулаком и сказал: «Установим демократию». Ничего он не установил, а уничтожил несколько полков пацанов. Многие из них стреляли один раз холостым. Когда я приехал после этой войны, увидел, что демократия в нашей стране совсем не та, которую хотелось бы видеть.

Во время выборов под лозунгом «Голосуй или проиграешь» мне позвонили из Кремля и предложили 120 тысяч баксов наличными, не облагаемых налогом, за то, чтобы «ДДТ» спела свою «Осень» в трех городах. Я собрал группу, но ребята сказали, что никуда не поедут, потому что эти деньги не от Бога. Мы не участвовали в политических игрищах. А закончились они тем, что Ельцин, когда победил, просто забухал. Причем очень сильно, месяца на три. Я не понимал этого, ведь надо было все строить, налаживать отношения, выгонять коррупционеров…

- Помнится, вы и на нашу революцию приезжали… Следите за развитием событий в Украине?

- После подъема национального духа вас хватило месяца на три. Наверное, слишком скоро все происходит. Украина очень политизированная страна. Всем надо быть попроще, почище.

- Но вы же нашли людей, которые помогли организовать вам концерт?

- Это сделали «Братья Карамазовы» — мои старые друзья. В Украине сейчас подъем рок-музыки. Нам нужен не поп-рок типа «ВВ» и «Океана Эльзы» или Верки Сердючки, а нормальный рок, не связанный с эстрадой. Мне нравятся группы «Кому вниз», «Братья Карамазовы». Они думают своими мозгами. Никому ничего не целуют. А то знаете, есть такая поговорка: куда не целуй, везде ж… Наши страны обмениваются музыкой на каком-то странном уровне, ниже пояса. Попса для нас — глобальный процесс. Это уничтожение национальных культур. С этим нужно воевать, чтобы наши предки встретили нас на том свете как полагается и не послали обратно.

- Думаете о загробной жизни?

- Я человек православный. У меня есть духовник, Андрей Кураев. Он очень много путешествует, часто бывает в Украине. Отлично стучит на компьютере, читает «Гарри Поттера» и смотрит блокбастеры, знаком с шоу-бизнесом, поэтому легко устраивает мне промывку мозгов.

- Это, наверное, особо необходимо после напряженной работы?

- График у нас действительно напряженный. Тур длится с 1 июня. Мы проехали от Владивостока до Киева. Во Владивосток притащили вагон аппаратуры. Люди в этом городе никогда не слышали звук 120 киловатт. А мы как дали! Но ни копейки не заработали. Все съела дорога. Жизнь нас не очень любит. Не знаем, за что. Наш тур продлится до февраля, а потом будет творческий перерыв. Посижу в деревне Лебедевке, разберу накопившийся материал, запишу что-то на диктофон. Буду думать над тем, продолжать ли деятельность группы, будем ли мы дальше работать. Собралось много впечатлений, эмоций, идей. Может, это воплотится в новом альбоме. Если он будет…