Киевский метрополитен готовится к внедрению новой системы оплаты за проезд, на днях ее планируют презентовать представителям мэрии
Нынешние проездные с привычной магнитной полоской постепенно сменит бесконтактная пластмассовая карточка с микрочипом и штрих-кодом. Но изменится не только внешний вид проездного документа. Пассажиры, покупая карточку, смогут получить определенные скидки на проезд, а со временем будут платить в зависимости от количества станций и времени, проведенного в подземке.
Представители метрополитена уверяют: при такой системе проезд для постоянных пассажиров окажется дешевле, чем для тех, кто пользуется жетонами.
Повысятся ли при этом тарифы на проезд, пока не известно.
- Карточки с магнитной полоской, внедренные еще в начале 90-х, сейчас нуждаются в серьезной модернизации, — уточняет начальник Киевского метрополитена Николай Шавловский. — Они не всегда вовремя срабатывают, довольно часто блокируются, из-за чего возникают перебранки между контролерами и пассажирами. К тому же, чтобы пройти с такой карточкой через турникет, необходимо время, порой приходится вставлять проездной в щель турникета несколько раз, что приводит в часы пик к очередям и недовольству людей.
Да и от подделок нынешние проездные недостаточно защищены — во всяком случае, фальшивок изымаем немало. Более того, каждый месяц пассажир, покупая проездной, переплачивает одну гривню — именно во столько обходится изготовление карточки, затем, по истечении срока действия, ее выбрасывает. Новые же проездные будут куда долговечнее и надежнее, а благодаря микрочипу, еще и более «умными», ведь смогут считывать гораздо больший объем информации.
По мнению разработчиков, пластиковая карточка прослужит около десяти лет, и ее не придется каждый месяц менять. К примеру, купив проездной в декабре, пассажир получит возможность ездить, скажем, до марта, — пока на карточке есть деньги. А затем достаточно лишь внести новую сумму и ездить дальше.
Пополнить проездной можно будет в кассах на всех станциях метро, специальные приборы здесь уже установлены. Причем процедура займет не более 10 секунд. На какую сумму пополнить карточку, решит сам пассажир — это будет зависеть от количества поездок в подземке. Кроме того, чтобы не создавать очередей у касс, на станциях установят специальные банкоматы: пассажир, вставив в такой автомат карточку и деньги — на любую сумму любыми купюрами, мгновенно пополнит счет и получит соответствующий чек.
Точной даты введения новой системы оплаты проезда в метрополитене пока не называют, скорее всего, она станет известной после презентации пластиковых карточек. Но уже на всех станциях часть турникетов переоборудована и под новые проездные. А первыми их несколько месяцев испытывали сами сотрудники метро.
По словам Николая Шавловского, «служебная апробация» продемонстрировала преимущества бесконтактных карточек, а еще позволила усовершенствовать новую систему проезда. Внедрять ее планируют постепенно: первое время можно будет пользоваться двумя карточками — магнитной и бесконтактной, а также жетонами. Но затем старые проездные изымут, а стоимость жетона, которым пользуются, как правило, иногородние пассажиры, намерены повысить.
Новую карточку достаточно будет лишь поднести к небольшому квадратному окошечку на турникете, где установлено считывающее так называемое ридер-устройство, срабатывающее за доли секунды. Главное — подносить проездной не слишком высоко и не очень быстро им махать. В памяти карточки заложено определенное количество поездок — в зависимости от стоимости проезда, и каждый раз на дисплее турникета высветится, сколько поездок пассажиру осталось.
Одновременно разрабатывается более гибкая и дифференцированная система оплаты: проехал одну станцию — плати, условно говоря, 10 копеек, две — 20. То есть чем больше станций, тем дороже плати за проезд, но не выше установленного тарифа (ныне — 50 копеек). Запланированы и скидки. Так, при одной-пяти поездках пассажир заплатит за проезд 100 процентов (условно одну гривню), от 6 до 10 поездок — уже только 90 процентов, за 20 поездок — 80 и так далее. Одним словом, если пассажир, купив жетон, за поездку заплатил, скажем, одну гривню, то владельцу проездного она обойдется, например, в 30-40 копеек.
Чтобы определить, какое время человек провел в подземке и сколько станций проехал, считывающие устройства планируют установить на турникетах не только на входе, но и при выходе со станции. Тогда пассажиру, если он проехал меньше станций, вернут определенную сумму автоматически.
А пока что метрополитеновцы модернизируют автоматы для выдачи жетонов, и многие аппараты уже принимают денежные купюры как старого, так и нового образца (недавно исключительно гривни старого образца).