Политика

После того как кабмин решил повысить выплаты властной элите, только на содержание народных депутатов государство ежемесячно тратит на полтора миллиона долларов больше, чем прежде

0:00 — 19 ноября 2005 eye 196

Члены фракции «народников» — за то, чтобы отменить запредельные зарплаты, установленные для государственных чиновников. Проект соответствующего постановления в Верховной Раде, однако, не прошел…

Парламент не принял проект постановления, которым предлагалось пересмотреть зарплаты руководящих работников государственных органов. С таким предложением выступали члены парламентской фракции Народной партии Игорь Еремеев и Владимир Майстришин. О необходимости вынесения подобного решения говорил и сам спикер парламента Владимир Литвин (что и неудивительно, так как Майстришин и Еремеев — его соратники по партии и избирательному блоку), а также социал-демократы и некоторые другие парламентские фракции.

Однако то ли политические интриги, то ли наличие других, более актуальных законопроектов, то ли банальное нежелание некоторых народных избранников отказываться от более чем приличной, даже по европейским меркам, зарплаты не дали хода этому предложению.

А началось все еще 30 июня 2005 года, когда тогдашний премьер-министр Юлия Тимошенко подписала постановление Кабмина о порядке начисления должностных окладов руководящим работникам государственных органов. Высшим государственным чиновникам с той поры начисляли оклад в процентном соотношении от утвержденного премьерского оклада (кстати, эта сумма, от которой, собственно, вели отсчет, оставалась тайной за семью печатями). К примеру, Госсекретарю Украины и секретарю СНБО полагалось 95 процентов от суммы оклада премьер-министра, а вице-премьерам и руководителям министерств — по 92 процента от той же суммы. При этом для всех госчиновников сохранялись дополнительные выплаты в виде разного рода премий и надбавок «за особый характер работы», «за интенсивность работы», «за особые условия прохождения государственной службы» и т. п. Общая сумма таких бонусов у некоторых чиновников в несколько раз превышала утвержденный размер должностного оклада. Тогда же Тимошенко подписала еще одно распоряжение — зарплату самому Президенту начислять из расчета 140 процентов от премьерского оклада.

Мотивы такого решения премьер-министра были вполне благородными — общеизвестно, что лишь высокие зарплаты чиновников могут быть альтернативой коррупции, борьба с которой была и остается одним из главных обещаний новой власти. Начать, естественно, решили «с головы» — и одним махом повысили оклады всей властной элите. Ведь в стороне не остались и народные депутаты — согласно закону, они уравнены в правах с министрами (помните, 92 процента от премьерского оклада?). Таким образом, народных избранников просто «обязали» получать почти в пять раз больше прежнего — около 18 тысяч гривен вместо прежних 4 тысяч. Кстати, именно на данном факте акцентировал внимание общественности Владимир Литвин в своем недавнем заявлении по этому поводу. Мол, повышение зарплат депутатам — это всего лишь следствие принятого правительством решения, и это в очередной раз подчеркивает неурегулированность отношений между Кабинетом министров и парламентом.

Нехитрые подсчеты показывают, что с принятием этой нормы только на содержание депутатов парламента государство ежемесячно тратило в среднем на 1,5 млн. долларов больше прежнего. Впрочем, стиль руководства Тимошенко политологи уже тогда называли «склонным к популизму». Повысить зарплаты чиновничьей армии «в ручном режиме» — штука не хитрая. Решение вопроса «где взять денег?», по-видимому, отложили на потом. Интересно, что новый премьер-министр Юрий Ехануров никак не пересмотрел скандальное постановление Тимошенко — то ли руки до этого не дошли, то ли жаль с такими деньгами расставаться.

И вот за дело взялись народные депутаты. Кому, как не им, да еще и накануне парламентских выборов, отстаивать интересы народа, ратовать за всеобщее благоденствие и бороться с перегибами на местах? Проект постановления, внесенный членами парламентской фракции Народной партии Игорем Еремеевым и Владимиром Майстришиным, как раз и предусматривал рекомендации Кабмину относительно того, чтобы пересмотреть зарплаты чиновников и ликвидировать чудовищную диспропорцию в оплате труда государственных мужей и простых граждан. Ведь социальное недовольство, вызванное такими запредельными зарплатами чиновников, да еще и на фоне общих постреволюционных разочарований, было вполне очевидным. Постановление депутатов-»народников» предусматривало не только пересмотр зарплат, но и введение новой нормы, согласно которой общий объем дополнительных выплат и премий тому или иному чиновнику не может превышать половины суммы его должностного оклада. Отдельной строкой депутаты прописали предложение опубликовать в СМИ размеры заработной платы Президента Украины и главы правительства. А это, согласимся, никак не способствовало комфортному прохождению постановления сквозь парламентские дебри.

Лидеры парламентских фракций и групп решили действовать личным примером — на согласительном совете у спикера они договорились в одностороннем порядке отказаться от повышенных депутатских зарплат, не дожидаясь соответствующего постановления правительства. Таким образом, уже с понедельника депутаты будут переведены на прежнюю ставку — оклад в размере до 4 тысяч гривен. Правда, спикер Владимир Литвин посетовал на то, что за подпись, поставленную под таким распоряжением, его могут привлечь к судебной ответственности. «Если вдруг кто-то из депутатов обратится в суд, то меня привлекут к ответственности, поскольку я отменил закон распоряжением», — сказал спикер. И опять напомнил о системных проволочках и заторах во взаимоотношениях Верховной Рады и Кабмина.

Но демонстрации удивительной щедрости всем парламентом так и не получилось. Нежелание державных мужей отбирать «копейку» у себя, родимых, вполне объяснимо. Ведь постановление парламента, если бы его таки приняли, носит не рекомендательный, а обязательный для исполнения Кабинетом министров характер. Впрочем, сами же депутаты высказывали предположение относительно того, что если бы проект постановления был-таки допущен к голосованию, а также был принят большинством парламентских голосов, то в доме правительства он бы и затерялся — слишком большие суммы стоят на кону, а до выборов осталось не так уж и много… Впрочем, проект Еремеева и Майстришина еще сохраняет некоторые гипотетические шансы на прохождение в Верховной Раде.