Культура и искусство

Увидев майю плисецкую танцующей под дождем, пьер карден был так впечатлен, что предложил шить для нее сценические костюмы

0:00 — 19 ноября 2005 eye 927

Балерина, блиставшая на сцене полвека, завтра отпразднует 80-летний юбилей

Она все еще танцует. Кажется, время не властно над великой балериной. Майя Михайловна не любит пользоваться косметикой, никогда не делала пластических операций. Всегда была стройной и изящной, хотя диет не признает, любит светлое пиво. Ее фраза «сижу нежрамши» облетела все мировые издание. Журналисты часто спрашивали всемирно известную балерину, что это означает.

За полвека работы в балете своими знаменитыми партиями в постановках «Лебединое озеро», «Айседора», «Спящая красавица», «Дон Кихот» Плисецкая завоевала весь мир, заворожив публику волшебными движениями рук и потрясающими прыжками, когда она как будто замирала в воздухе на короткий миг. Портрет Плисецкой писал Марк Шагал, для нее ставил балеты Морис Бежар, ее приглашали на приемы президенты, премьер-министры и короли. Пьер Карден специально для великой балерины собственноручно изготовил костюмы для «Анны Карениной» и «Чайки».

Несколько фактов из жизни легендарной балерины

1. Майя Плисецкая родилась в Москве в 1925 году. Отец балерины, генеральный консул на Шпицбергене, в 1937-м был арестован и расстрелян. Вскоре в Бутырской тюрьме оказалась и мать, драматическая актриса. В то время она носила под сердцем еще одного ребенка. Маленькую Майю воспитывали родственники. С мамой девочка встретилась за два месяца до начала войны.

2. 21 июня 1941 года Майя впервые выступила на сцене филиала Большого театра (театр «Московская оперетта»), а на следующий день началась Великая Отечественная война. О балете пришлось забыть на целый год — в эвакуацию Майя уехала в Свердловск.

3. В столицу Плисецкая пробиралась тайком. Вернувшись, на «отлично» сдала экзамен и была зачислена в кордебалет. Ее каждое, пускай и незначительное, выступление было похоже на полет птицы. Как говорит сама Майя Михайловна, она не танцевала под музыку, а «танцевала музыку», чувствовала ее каждой клеткой тела. Постепенно девушке стали давать интересные партии. В 1947 году Майя впервые исполняла в «Лебедином озере» партию Одиллии. После этого Плисецкую стали называть демоном обольщения.

4. Став примой Большого театра, Майя Плисецкая была невыездной артисткой. На первые в истории театра крупные зарубежные гастроли, в Лондон, ее не пустили. За молодой балериной постоянно велась слежка, даже ночью машина с гэбистами дежурила под ее окнами. В конце концов Плисецкую объявили английской шпионкой. Тем не менее на празднование 70-летнего юбилея Иосифа Сталина балерину пригласили. Правда, Майя Михайловна от этого была не в восторге. Кроме того, пришлось танцевать и выполнять сложные движения на отполированном до блеска скользком паркете.

5. Как призналась сама балерина, она была последней, кого видел в своей жизни на сцене Сталин. «Он не любил балет. Всегда ходил только на оперу. А тут вдруг перед началом такой переполох. Все нервные, перепуганные. В каждой кулисе по топтуну… Он приезжал инкогнито».

6. Звание народной артистки Майя Плисецкая получила в 1956 году. А через два года вышла замуж за известного композитора Родиона Щедрина. С момента их встречи все свои произведения он посвящал ей. Вместе они создали свой театр и боролись за место под солнцем. Получили возможность поехать с гастролями за границу.

В 1959 году после специального разрешения Хрущева Майя Плисецкая отправилась в 73-дневное турне по США. Затем в одной из влиятельных газет вышла статья, которая заканчивалась словами: «Спасибо, Никита Сергеевич!»

7. Преданными поклонниками российской балерины стали многие знаменитости. Президент Кеннеди с семьей посещал все ее выступления. Роберт Кеннеди, узнав, что день рождения Плисецкой приходится на тот же день, что и его, каждый год неизменно присылал балерине корзину цветов и подарок.

8. Когда Майя Плисецкая выступала на фестивале в Авиньоне на открытой площадке, внезапно пошел дождь. Промокшая до костей, балерина продолжала танцевать. За ней восторженно наблюдали сотни глаз. Среди них был и знаменитый кутюрье Пьер Карден. Их знакомство переросло в дружбу и творческий союз. Карден неоднократно готовил для Майи Михайловны наряды для балетов и предоставлял великолепную сцену своего театра «Эспас Пьер Карден» на Елисейских полях для ее выступлений.

9. После 50-летнего юбилея Майе Плисецкой предложили стать художественным руководителем балета Римской оперы. Полтора года знаменитая балерина проработала на столь почетной должности. Она поставила «Раймонду» для открытой сцены, показала свою «Айседору», возобновила «Федру»… Потом судьба занесла Плисецкую в Испанию.

10. Сейчас Майя Плисецкая и ее муж-композитор живут на три дома. В основном — в уютной съемной квартире в Мюнхене, где работает Щедрин. На концерты и фестивали супруги с радостью приезжают в Москву, где у них есть квартира. А когда душа и тело требуют отдыха и покоя, отправляются на дачу в Литву.

11. О судьбе и силе таланта лучшей балерины XX века можно прочитать в ее книге «Я, Майя Плисецкая… », которая увидела свет в 1994 году. Мемуары балерины тут же стали бестселлером. Несколько раз книгу издавали в Москве. Ее перевели на 11 языков мира. Самый большой успех мемуары имели в Соединенных Штатах. Презентация в Нью-Йорке состоялась через неделю после теракта 11 сентября 2001 года. Тем не менее в знаменитом ресторане «Русский самовар» невозможно было протолкнуться. А один из голливудских продюсеров тут же предложил балерине снять по мотивам ее книги художественный фильм.

Подготовила Лилия

МУЗЫКА, «ФАКТЫ»