Происшествия

Митрополит владимир: «люди в кожанках зашли в алтарь. Отец давид приостановил чтение и обратился ко мне: «продолжай, сынок, вместо меня читать канон». Больше его никто не видел»

0:00 — 23 ноября 2005 eye 277

Сегодня Предстоятель Украинской православной церкви отмечает свой юбилей

Для православных христиан Церковь — это место общения с Богом, место просьб о помощи. А для Владимира Сабодана — это его жизнь. Потому что порог храма он переступил, когда научился ходить. С тех пор он служит Богу и людям.

«Я поступил в медицинский институт. Проучился недолго: после практических занятий понял — не мое»

- Блаженнейший, сегодня вы отмечаете

70-летний юбилей. А как в церковных кругах принято поздравлять высших иерархов Церкви?

- Какой-то установившейся строгой традиции не существует. Все зависит от различных условий и возможностей. В обязанности архиерея, среди прочего, входит поддерживать взаимоотношения между Церковью и государством, другими общественными институтами, поэтому в праздничные дни проводятся соответствующие протокольные мероприятия. Самое главное для любого христианина, кем бы он ни был, — в день рождения или в день ангела поблагодарить Создателя за дарованную жизнь, за Его ежесекундное попечение о нас и попросить Божьего благословения на будущее. Обязательно в эти дни мы совершаем Литургию в сослужении архиереев, духовенства и мирян. Соборное служение и церковная молитва о виновнике события составляют кульминацию торжеств.

- Расскажите, пожалуйста, как вы приняли решение посвятить себя Богу? Имели ли отношение к церкви ваши родные?

- Я вырос в верующей семье. Отец Маркиан и мать Феодосия — простые крестьяне. В семье было четыре сына: Михаил, Александр, Степан и я, Виктор. Старший Михаил погиб во время войны, Александр умер молодым, Степан живет в Хмельницкой области. Мои родители в то далекое и нелегкое время воспитали во мне веру и любовь к Богу, поэтому с детства я ходил в церковь, прислуживал священнику в алтаре, мечтал о духовной школе. Под влиянием всего этого во мне родилось желание посвятить себя Церкви.

- Известно, что вы получили два образования — магистра богословия и юриста. От карьеры правоведа отказались в пользу сана?

- Как я уже сказал, с выбором жизненного пути я определился еще в детстве, но достижение мечты давалось не просто. Первоначально я хотел учиться в Луцкой Духовной семинарии, но мне отказали, поскольку не исполнилось 18 лет. И я поступил в медицинский институт. Проучился недолго: после практических занятий понял — не мое. Позже поступил в Одесскую Духовную семинарию, затем — в Ленинградскую Духовную академию и аспирантуру при Московской Духовной академии. Юридическое образование получил уже будучи священнослужителем, поэтому мук выбора не испытал.

- Как вам удалось в советское время сохранить верность Церкви?

- Время и последующие поколения дадут объективную оценку советскому периоду в нашей истории. Но в отношении Православной Церкви уже сейчас можно сказать, что это было время тяжелых испытаний и даже страданий: ведь государство исповедовало атеистическую идеологию, задачей которой было уничтожение веры как таковой и священнослужитей в частности. Вспомним хотя бы обещание Никиты Хрущева последнего священника показать по телевизору в 1980 году.

С действием репрессивной машины по отношению к священнослужителям я столкнулся еще в детстве. В нашем приходском храме в послевоенные годы служил протоиерей Давид, человек очень грамотный, умный, с литературными дарованиями. Однажды в Великий пост, когда читается канон Андрея Критского, к храму подъехал «черный воронок». Люди в кожанках зашли в алтарь, отец Давид приостановил чтение, переоделся. Последние его слова были обращены ко мне: «Продолжай, сынок, вместо меня читать канон». Больше его никто не видел. Длившийся 70 лет советский период был долог, и в разные отрезки этого времени борьба с Церковью велась по-разному, но священнослужитель всегда воспринимался как изгой социалистического общества.

Однако, когда мы говорим о сложностях и трудностях тех лет, мы должны понимать, что все, кто тогда посвящал свою жизнь Богу и Церкви, это были люди, глубоко верующие, преданные и в какой-то мере уже готовые к тем испытаниям, лишениям, трудностям и даже жертвам, которые были уготованы священнослужителям в атеистическом государстве.

«В поэзии я любитель»

- Блаженнейший, вы прекрасно говорите по-французски. При каких обстоятельствах изучали французский язык?

- Иностранные языки начал учить в школе, потом — в семинарии и академии. Но самый эффективный метод изучения — оказаться в языковой среде. В этом смысле мне повезло. Служение за границей, а позднее командировки, конференции дали возможность усовершенствовать свои познания в этой области. Сейчас, к сожалению, говорить по-французски выпадает нечасто, случается при посещении Франции или общении с иностранными делегациями.

- Владыка, известно, что вы пишете стихи и прозу…

- Стихи иногда пишу, хотя поэтом в профессиональном смысле себя не считаю. В поэзии я любитель. Думаю, что всякий стих — и великих поэтов, и любителей поэзии — является выражением какого-то жизненного момента, яркого чувства, прилива творческих сил. Древнее понимание стиха для верующего человека — звучание его как молитвы, хвалы Творцу и Богу, а потом уже это было выражением иных чувств и идей, присущих человеку. Мне иногда интересно попытаться воплотить в словах и созвучиях поразивший меня образ, ощущения или идею. Это бывает редко, а специально я не сажусь писать стихи. Иногда что-то публикуется, иногда оформляется в песню, но чаще всего автор музыки мне неизвестен.

- В свое время вы служили Господу в Иерусалиме и Женеве. Попали туда потому, что в СССР трудно было быть священником?

- Действительно, быть священником в СССР в те годы было трудно, но мое служение за границей связано с решением Священного Синода. В 1966 году меня назначили заместителем начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Это послушание было приятным и ценным, поскольку позволяло соприкоснуться с местами евангельских событий, но в то же время оно было сложным и ответственным. В Женеву, где представлял Русскую Православную Церковь при Всемирном Совете Церквей, я был назначен сразу после хиротонии в епископа Звенигородского.

- Наверняка за рубежом вы познакомились с интересными людьми. Если не секрет, с кем поддерживаете отношения и сейчас?

- Мне пришлось побывать во многих странах, встречаться с государственными, религиозными и политическими деятелями Европы, Америки. Тогда было важным присутствие Православия в международных форумах и вообще в международных отношениях. Помню, нас принимала королева Англии Елизавета. Добрые отношения сложились с королевой Нидерландов Биатрикс, которая подарила свою особую визитку, предоставляющую возможность встречаться с ней в любое время. Знаком с королевой Швеции Викторией. Однажды рассказывал ей, как посмотрел в гостинице путеводитель, где в исторической справке было написано: «Непонятно, откуда взялись русские и внезапно напали на нас под Полтавой». Она очень смеялась. Прошло много лет, но мы поддерживаем дружеские связи, поздравляем друг друга с праздниками.

Запомнилась встреча с последним королем Греции Константином. Это было до прихода к власти черных полковников. Мы с ним — одногодки. Наше знакомство началось с любопытного диалога. Он меня спрашивает: «Сколько вам, Владыка, лет?» «31 год», — отвечаю. «Боже, как вы молоды, чтобы быть епископом!» «Ваше Величество, — говорю, — да и вы не старый, чтобы быть королем».

«Мы должны стараться в своей жизни воплощать евангельские идеалы.

В этом смысл и содержание земной жизни, в этом ее и радость»

- Ваше Блаженство, сейчас в светской литературе и науке появилось много сообщений о конце света. Скажите, как Православная Церковь трактует Армагеддон?

- На основании Священного Писания нельзя однозначно определить место под названием «Армагеддон». Слово «Армагеддон» состоит из двух составных — «ар» и «мегиддо». «Ар» в переводе с еврейского означает «равнина», а «мегиддо» — это местность в Палестине, послужившая полем брани, сначала Варрака с Сисарой (Суд. 5,19), а потом египетского фараона Нехао с Иудейским царем Иосией (4 Цар. 23,29). Таким образом, долина Мегиддо стала местом победы и поражения. Отсюда слово «Армагеддон», по мнению большинства толкователей Священного Писания, имеет символический смысл и обозначает победу и поражение в преддверии Второго и Славного пришествия Христа Спасителя. Борьба Бога с дъяволом ведется постоянно, а полем битвы, по меткому замечанию Федора Достоевского, является сердце человеческое.

- Сейчас идет повсеместный сбор средств на строительство новых храмов. В этой связи как бы вы прокомментировали стихи из книги «Деяния Апостолов»: «Бог не живет в рукотворных храмах»?

- Для правильного понимания слов святого первомученика и архидиакона Стефана (Деян. 7,48) необходимо вспомнить, что речь его была направлена к обличению иудеев, считавших себя праведными и святыми уже в силу святости Иерусалимского храма и их происхождения от Авраама. Надеясь на святое место, «народ грешный, по выражению пророка Исаии, — народ, обремененный беззакониями» (Ис. 1,4), прилагал грехи к грехам. Святой пророк Иеремия обращается к единоплеменникам: «Не надейтесь на обманчивые слова: Здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень — они не помогут вам» (Иерем. 7,4). В таком духе звучит и обличение святого Стефана (Деян. 7,48).

Для православных христиан храм Божий — место особого благодатного присутствия Божия, где каждый приходящий имеет возможность соприкоснуться с Богом и получить Его спасительную помощь. Вся атмосфера храма помогает человеку отрешиться от земной суеты и вознести свой ум и сердце к Создателю. Храм Божий  — это «дом молитвы» (Мф. 21,13). Здесь мы становимся участниками благодатных таинств Христовой Церкви. По слову святителя Феофана Затворника, «от достодолжного пребывания в храме все выше и выше растет пребывание наше в Господе».

- Владыка, в свое время, в 1993 году, стало сенсацией публичное признание покойного Папы Римского Иоанна Павла II в том, что Церковь, вероятно, заблуждалась, празднуя Рождество Иисуса Христа зимой. Ученые, изучающие Библию, утверждают, что пастухи не могли пасти овец на пастбище в декабре-январе в Палестине, когда узнали, что родился младенец Иисус. Скажите, были случаи, когда Православная Церковь пересматривала церковные догмы?

- Если вы имеете в виду догматы веры -

т. е. вероучительные истины, принятые на Вселенских соборах, — они действительно, согласно православному мировоззрению, неизменяемы и пересмотру не подлежат. В то же время неотъемлемую часть церковной жизни составляет ее обрядовая сторона, которая отражает традиции Поместной Церкви, условия и исторический период служения. Поскольку многое со временем меняется, видоизменяются и обряды. Главное, чтобы это не было новаторством ради новшества, а отражало насущную необходимость церковного бытия.

Традиция отмечать праздник Рождества Христова в середине зимы — очень древняя. Она передается из поколения в поколение от первых веков существования христианства. Большинство как древних, так и современных ученых-библеистов на основании археологических, текстологических и других исследований подтверждают ее историческую правомерность. Выводы, пусть даже сенсационного характера, сделанные небольшой группой ученных, — еще не повод, чтобы приходить к каким-то глобальным заключениям.

Что касается мнения покойного римского понтифика — это его право, которым он воспользовался обильно, попросив прощения чуть ли не за все прегрешения Римско-католической церкви, за исключением, наверно, только одного — угнетения католиками украинского народа.

- Иисус указал своим ученикам признаки его второго пришествия: «будут глады, моры, эпидемии, небывалые землетрясения, народ пойдет на народ и царство на царство». Причем подразумевалось, что все это будет в глобальных масштабах. Не это ли мы сейчас наблюдаем?

- Да, нам даны признаки, предваряющие Второе Пришествие Иисуса Христа. Во многом они сегодня, как вы сказали, исполняются. Однако утверждать, что мы находимся у пропасти, никто не может и не должен. Сам Спаситель напоминает: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24, 36). Зная о неминуемости кончины мира, христиане должны жить не страхом перед антихристом, гонениями и катастрофами, а радостным ожиданием встречи с Христом. Именно с таким настроением жили первые христиане, к такому осмыслению призываемся и мы. Каждый из нас независимо от того, когда будет кончина мира, должен быть готовым к собственной кончине. А для этого необходимо жить по совести, по закону Божию и церковным предписаниям.

- В завершение разговора скажите, чтобы ободрить всех мирян: в чем заключается Благая Весть, которую несет Православная Церковь людям? Есть ли реальная надежда на лучшую жизнь?

- Уже более двух тысячелетий Святая Православная Церковь проповедует всему миру Евангелие Царствия Божия. Суть Благой Вести состоит в том, что Господь Бог, по своей любви вызвав нас из небытия, не оставил человеческий род и после своевольного отпадения. Он так возлюбил мир, что отдал Своего Единородного Сына, чтобы «всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16). Сын Божий становится человеком, чтобы человек стал сыном Божиим по благодати. Для этого Он взял на себя нашу природу, наши немощи, был распят, Воскрес в третий день и Вознесся на небо. Теперь только от нас зависит, сможем ли мы воспринять Его усыновление: последуем ли Его спасительным заповедям или утонем в своих грехах и, таким образом, все более и более отдалимся от Его благодати. Мы должны стараться в своей жизни воплощать евангельские идеалы. В этом смысл и содержание земной жизни, в этом ее и радость. Христианство — религия радости, ибо проповедует вечную любовь, мир и долготерпение.