По мнению специалистов, такие правила должны быть закреплены в законе, чтобы исключить коррупцию при определении суммы доплаты за промышленные объекты Одним из главных вопросов, обсуждавшихся на Майдане в дни «Помаранчевой» революции, были нарушения при приватизации государственной собственности. Руководители оппозиции тогда говорили, что многие предприятия проданы за бесценок, и, естественно, обещали восстановить справедливость. Когда оппозиция стала властью, возник вопрос о том, как практически можно выполнить революционные обещания, ведь формально нарушения закона при приватизации, если и были, то допускались самим государством, а не нынешними собственниками. Оказалось, что единого мнения о том, как выходить из сложившейся ситуации, во власти нет. Бывший премьер-министр Юлия Тимошенко предлагала провести максимально широкую реприватизацию, отняв у владельцев до трех тысяч приватизированных ранее предприятий. Нынешний премьер Юрий Ехануров занимал другую позицию: оставить предприятия собственникам, но предложить им либо доплатить за приватизированные объекты, либо взять на себя дополнительные инвестиционные обязательства.
Попытки правительства Юлии Тимошенко реализовать сценарий массовой реприватизации успехом не увенчались. Разразился целый ряд громких скандалов, потянулись длительные и сложные судебные процессы. Напуганные переделом собственности инвесторы стали сворачивать деятельность в Украине, в результате чего замедлился рост экономики. При этом вернуть в госсобственность и перепродать за год удалось только один объект — «Криворожсталь».
В результате сегодня власть, похоже, склоняется к другому пути пересмотра результатов приватизации — заключению с нынешними владельцами мировых соглашений, которые обяжут их выплатить за объекты реальную цену.
Во время своего визита во Францию Виктор Ющенко постарался успокоить потенциальных инвесторов украинской экономики, заявив о прекращении реприватизационных процессов в нашей стране. Отвечая на вопросы журналистов в парижском Институте международных отношений, Президент Украины заявил: «Я хотел бы, чтобы вы восприняли завершение повторного конкурса по продаже «Криворожстали» как точку в вопросе реприватизации».
А выступая на съезде НСНУ, Виктор Ющенко с трибуны назвал реприватизацию ошибкой, которая породила «недоверие к правительственным шагам». По его словам, этот процесс посеял «колоссальную смуту» в бизнес-кругах: «Каждый начал думать, что это преследование, которое рано или поздно коснется и его».
Точку в спорах о целесообразности реприватизации Президент поставил 10 ноября: в прямом эфире четырех телеканалов он заявил о необратимости результатов приватизации государственного имущества прошлых лет. А также сообщил журналистам и телезрителям о том, что поручил Кабинету министров в трехмесячный срок разработать законопроект об «экономической амнистии» для подачи его в Верховную Раду в качестве первоочередного.
Намерение Президента остановить реприватизацию поддержали практически все представители власти, бизнеса и экспертного сообщества. Однако вопрос, как это сделать, вызывал широкую дискуссию.
Премьер-министр Юрий Ехануров еще в бытность свою губернатором Днепропетровщины предлагал: « назначить аудит, переоценить предприятие и пусть доплатят. При чем здесь суды? Вопрос надо решать бескровно и без шума».
Были попытки решить эту проблему и в парламенте. Еще 23 марта в Верховной Раде официально зарегистрирован законопроект депутата Александра Морозова, который предлагал механизм, напоминающий продажу «имущественных индульгенций». А в конце апреля в прессе были опубликованы выдержки из законопроекта «О дооценке стоимости объектов госсобственности, приватизированных с нарушением правил открытой конкуренции», подписанного заместителем министра экономики Владимиром Игнащенко. Да и Юлия Тимошенко заявляла в одном из интервью о возможности «экспертных аукционов», призванных определить сумму доплаты за приватизированные предприятия.
- Мы считаем, что нет необходимости вносить изменения в действующее законодательство. Есть соответствующий процессуальный закон, который может урегулировать спор между государством и инвесторами путем заключения мирового соглашения», — заявил неделю назад корреспонденту УНИАН министр экономики Арсений Яценюк. По его словам, Минэкономики подготовило юридическую формулу, по которой, как предполагается, будет происходить заключение мировых соглашений. При этом министр отметил, что применение подобных меморандумов станет возможным «после того, как Президент даст добро».
В свою очередь, секретарь СНБОУ Анатолий Кинах, напротив, считает, что процедура мировых соглашений «должна быть четко выписана, чтобы она не превратилась в закулисные коррупционные договоренности бизнеса и власти». Ведь если правительство с каждым собственником будет договариваться отдельно и на особых условиях, это неизбежно создаст почву для коррупции.
Однако времени на дискуссию почти не осталось. Претворять намерения Президента в реальные и решительные действия нужно уже сейчас. Ведь если после единодушных заявлений всех представителей власти о конце приватизации, по таким резонансным объектам, как Никопольский завод ферросплавов или северодонецкий «Азот», не будут заключены первые, «показательные», мировые соглашения, то восстановить доверие инвесторов к Украине будет еще сложнее, чем сейчас.