30-летнему врачу из Черкасщины противопоказано подключение к аппарату «искусственная почка», а более современный метод выведения шлаков из организма в этой области Украины еще не внедрен
- Проблемы с почками у меня начались шесть лет назад, — рассказывает Владимир Полищук, который живет в поселке Лысянка Черкасской области. — Это связано с диабетом, я страдаю им с детства. Если содержание сахара в крови очень высокое, его начинают выводить почки, хотя они этого делать не должны. Развивается серьезное осложнение — нефропатия, которое приводит к тому, что почки перестают работать вовсе. Я врач и хорошо понимаю, как опасна такая ситуация. Когда почки перестанут работать и шлаки не будут выводиться, появятся сильные отеки, затем начнется отравление организма токсинами, из-за чего возможны даже галлюцинации. А дней через двадцать после этого я умру
Владимир произносит эти слова спокойно, но заметно, что они даются ему с трудом. Хотя сейчас его почки еще функционируют, правда, не в полную силу, мужчина выглядит плохо: отекшее лицо землистого цвета, глаз практически не видно.
- Я знал, что возможны осложнения, — продолжает мой собеседник, — и делал все, чтобы их отсрочить. Но не предполагал, что они разовьются так быстро. И если с диабетом уже научился жить, то с отказавшими почками жить невозможно. В нашей стране наиболее распространен такой метод очистки крови, как гемодиализ, когда больного подключают к аппарату «искусственная почка». Мне это противопоказано, потому что из-за диабета сосуды стали слишком хрупкими, подключение к аппарату очень опасно. Но существует еще один метод — перитонеальный диализ: кровь очищают от шлаков с помощью специального раствора, больной сам вводит его в живот. Этот способ более естественен, он поддерживает почки, если они хоть немного функционируют. В нашей области перитонеальный диализ не внедрен, хотя в соседней, Полтавской, несколько человек уже полгода живут только благодаря ему. Честно говоря, боюсь, что не дождусь помощи, которая мне необходима. Без нее я протяну не более полугода.
В кармане доктора Полищука, каждый день спешащего в районную больницу, всегда лежит горсть конфет. 30-летний мужчина не угощает сладостями знакомых, они необходимы для спасения его жизни.
- Если вовремя не поем, уровень сахара в крови резко снизится, из-за чего я могу даже впасть в кому, — объясняет Владимир. — Это может произойти и на улице, и на рабочем месте В такой ситуации помогает кусочек сахара, конфетка, вложенная в рот. Вот и приходится носить сладости с собой.
- Болезнь у меня обнаружили в 1988 году, — вспоминает Владимир. — Я тогда учился в школе. 23 февраля наш класс в сельском клубе поздравлял военных с Днем Советской армии. Мне стало очень плохо, морозило, как при гриппе. Родители отвезли меня в больницу. Оказалось, уровень сахара в крови очень высокий. Сахарный диабет первого типа — таков был диагноз. Чтобы держать показатели сахара в норме, были необходимы инъекции инсулина. Сначала их делала мне мама, ведь приходилось кипятить многоразовые шприцы. А потом, когда появились шприцы-ручки, я начал сам вводить препарат. Сейчас делаю уколы инсулина три раза в день. Как и другие больные, боюсь впасть в диабетическую кому. Это может произойти из-за снижения содержания сахара в крови. Если такое случится на улице, ко мне, думаю, мало кто подойдет. Обычно считают, что на тротуаре валяется пьяница или бомж. А два часа без сознания — и клетки мозга начинают погибать
Владимир показывает мне картонную карточку, обернутую клеенкой. Это так называемый паспорт диабетика. Найдя его в кармане человека, потерявшего сознание, прохожий будет знать, как действовать. Напечатанный текст лаконичен и понятен:
«Окажите помощь больному сахарным диабетом! Мое состояние связано с тяжелым незаразным заболеванием. Убедительно прошу Вас спасти мне жизнь и оказать неотложную помощь.
Мне необходимо съесть что-нибудь сладкое. Дайте мне, пожалуйста, какие-нибудь сладости (сахар, конфету, печенье) — они лежат у меня в верхнем кармане одежды.
Если я не смогу глотать или мое состояние не улучшится, прошу Вас вызвать скорую помощь и сообщить о моем состоянии родственникам».
На другой стороне карточки — адреса и телефоны людей, которым нужно дать знать о случившемся. Наверняка тяжело осознавать, что однажды твоя жизнь будет зависеть от того, кто найдет эту картонку в кармане. Разве можно быть уверенным, что незнакомый человек все сделает, как написано?
- После окончания школы я решил поступать в медицинский университет, — говорит Владимир. — С первого раза не поступил. Пришлось добиваться приема у тогдашнего министра здравоохранения, чтобы получить разъяснения, что при сахарном диабете я имею право учиться в высшем учебном заведении. Как оказалось, для меня был закрыт только фармацевтический факультет. В следующем году я стал студентом. А потом выбрал дерматологию. Меня увлек профессор, который на лекции сказал: «Кожа — зеркало здоровья человека». Это правда. Да и работа дерматовенеролога не так тяжела, как, допустим, хирурга, что для меня тоже очень важно.
Медсестра Татьяна Сергеевна, с которой Владимир Полищук работает уже четыре года, отзывается о нем по-матерински нежно. И не удивительно: ее дочь училась вместе с Владимиром.
- Честно говоря, я даже побаивался рассказывать журналистам о своей беде. Кому нужно чужое горе? — признается Владимир. — Но моя жена Лена убедила, что это необходимо. Да и недавняя смерть 23-летнего парня, которому помочь мог только перитонеальный диализ, меня потрясла. Неужели эта участь ждет и меня?
Что такое тридцать лет для мужчины? Расцвет. Самое время утверждаться на работе, растить детей. Но Владимир старается не говорить об этом с любимой женщиной. Сейчас ему нужно бороться за возможность прожить больше, чем полгода
- В нашей области 18 больным необходим перитонеальный диализ, — продолжает Владимир. — Мы обратились к главе Черкасского областного совета Виктору Павличенко с просьбой выделить деньги на лечение. Он пообещал помочь до конца нынешнего года. Ведь люди, которые проходят гемодиализ, получают помощь бесплатно. А мы, значит, хуже их? Но почему? Я же, если буду очищать кровь, смогу работать без ограничений, принимать больных, лечить их.
- Мы готовы оказать помощь и Владимиру, и другим людям, нуждающимся в перитонеальном диализе, — говорит главный врач Черкасской областной больницы Валерий Черняк. — Но сперва нужно получить финансирование. Если государство выделит деньги на эту статью расходов, мы тут же внедрим новый метод.
То, что говорит главврач Черкасской областной больницы, весьма логично. Но, оказывается, в соседних областях, где медицинские учреждения финансируются точно так же, новый метод очистки крови уже работает, десятки больных получают необходимую помощь, а не обивают пороги чиновников. Это зависит, наверное, как в домашнем хозяйстве, от умения грамотно распорядиться деньгами.
- В первую очередь мы проанализировали ситуацию с больными, у которых почки перестали работать, — рассказывает начальник управления здравоохранения Полтавской областной госадминистрации Виктор Лысак. — С каждым годом таких людей становится все больше. Ездить в нефрологический центр, где можно проходить очистку крови на аппарате «искусственная почка», удобно не всем. Некоторым пациентам приходилось три раза в неделю преодолевать более 200 километров. Людям было бы удобнее жить в больнице, но это дорого для бюджета области. Поэтому мы решили внедрить новую методику, при которой пациенты делают процедуру в домашних условиях. Для меня самым веским аргументом было то, что этот метод в первую очередь поможет больным из сел. 15 человек уже полгода проходят перитонеальный диализ. Мы видим: эта методика действительно подходит пациентам, да и с финансовой точки зрения она вполне по силам областному бюджету здравоохранения.
Всех жителей Полтавской области, у которых серьезные проблемы с почками, внесли в реестр. Сейчас в нем 508 фамилий.
- Благодаря этому реестру врачи могут проследить, как быстро прогрессирует болезнь, обнаружить причины ее развития, — продолжает Виктор Лысак, — и сделать все возможное, чтобы тем, у кого почки функционируют все хуже и хуже, методы очистки крови не понадобились как можно дольше. В тех случаях, когда человеку необходимо искусственно очищать кровь, мы обязаны предоставить качественную помощь в полном объеме. Такими принципами руководствуемся во всех отраслях медицины. Благодаря помощи Полтавской облгосадминистрации и областного совета обновили реанимационное отделение областной больницы, закупаем современные кровати для ожогового центра, открыли отделение для выхаживания недоношенных детей. Безусловно, проблемы есть, средств не хватает, чтобы дотянуть до нужного уровня все медучреждения области, но все же мы находим возможности для развития.
В Полтавской областной больнице я случайно столкнулась с женщиной, которая уже полгода испытывает на себе все плюсы и минусы перитонеального диализа. Она согласилась рассказать свою историю.
- Я уже 23 года болею нефритом, — говорит 42-летняя Мария Ивановна, жительница поселка Машивка Полтавской области. — Недуг развился во время беременности, дав о себе знать сильными головными болями и тошнотой. Долгое время поддерживать функцию почек помогали медикаменты, но с каждым годом результаты анализов ухудшались — значит, вредные вещества плохо выводились из организма. Этой весной врачи сказали, что в любой день мне может понадобиться подключение к «искусственной почке». Но я знала: люди, которым делают гемодиализ, вынуждены оставлять работу, чтобы проходить эту процедуру трижды в неделю, поэтому испугалась. Благодаря перитонеальному диализу у меня сохранился прежний ритм жизни.
Когда собеседница сказала, что продолжает трудиться бригадиром полеводческой бригады и у нее в подчинении 27 человек, я была искренне удивлена.
- Каждый день нужно выходить в поле, работать согнувшись Неужели вы продолжаете это делать? — задаю вопрос Марии Ивановне.
- Меня берегут коллеги и семья, не позволяют работать столько, сколько раньше, но я все равно не могу сидеть без дела. Хозяйство у нас большое — куры, гуси, свиньи, 25 соток огорода. По дому делаю все, что нужно, это не сложно даже сейчас. В мае мне вшили катетер в брюшную полость, научили вводить через него раствор, а затем сливать его, когда шлаки впитает. Я быстро привыкла к ощущению наполненности живота, неудобств нет. А ведь сначала отказывалась от этой методики: еще не было пациентов, которые могли бы рассказать о своей жизни при таком лечении. Теперь же очень рада, что согласилась на перитонеальный диализ.
- Четверо из 15 больных, которые получают перитонеальный диализ, продолжают работать, — говорит заведующая нефрологическим центром Полтавской областной больницы Наталья Могильник. — Один мужчина знал о новом методе очистки крови и ждал его внедрения в Полтавской области, другой пациент страдает сахарным диабетом, подключение к аппарату «искусственная почка» ему противопоказано. Оба они теперь лечатся. У всех больных, которым начали делать перитонеальный диализ, состояние улучшилось: нормализовалось артериальное давление, снизился уровень креатинина, поднялся гемоглобин.
- Я даже в Москву на неделю съездил, — добавляет 57-летний Анатолий Николаевич из Кременчуга. — На новорожденную внучку поглядеть. Был бы на гемодиализе, не смог бы поехать так далеко.
- Новый метод очистки крови особенно хорош, если его применить сразу, как только почки перестали работать, — добавляет заместитель главного врача по медицинской части Полтавской областной больницы им. Н. Склифосовского Ольга Лаптева. — Для него, как и для гемодиализа, существуют противопоказания, мы обязательно учитываем их при назначении. Раз в месяц все пациенты, которые проходят перитонеальный диализ, приезжают на обследование. Думаю, в следующем году сможем взять на этот метод еще 15 больных.
- К сожалению, из-за несовершенства Закона о трансплантации в нашей стране проводят мало пересадок почек, — говорит главный нефролог Украины профессор Николай Колесник. — А ведь методы очистки крови в первую очередь служат для того, чтобы больной дождался трансплантации. В таких случаях освобождаются диализные места для других больных. Мы же с каждым годом вынуждены увеличивать количество таких мест. И новый метод, появившийся в Украине три года назад, в этом значительно помогает. Еще в 2003 году Минздрав и Академия медицинских наук приняли совместное решение о внедрении перитонеального диализа во всех областных центрах Украины. Несмотря на это такая медицинская помощь пока отсутствует в ряде регионов страны, в том числе и в Черкасской области.