Политика

«пусть мельниченко наконец расскажет, кто ему дал пленки, записанные со стационарного оборудования»

0:00 — 2 декабря 2005 eye 194

Большинство народных депутатов ждут не новых порций компромата, а пояснений экс-майора по поводу «кассетного скандала» и его истинных режиссеров

Полумифический бывший майор Государственной охраны Николай Мельниченко вернулся в Украину в ставшем привычным для него образе — политического жупела. Правда, за пять лет имидж «правдоискателя» изменился. После «оранжевой» революции он перестал быть «борцом с преступным режимом», превратившись в элемент избирательной кампании в парламент. Как День свободы на Майдане-2, заявления Лазаренко и Березовского или откровения подполковника Крыжановского. Впрочем, большего, чем быть «говорящей головой», от майора и не требуется.

Александр Ельяшкевич пообещал по прибытии в Киев провести «серьезный разговор» с журналистами, которые печатали во время его отсутствия не понравившиеся ему статьи

Во время своего пятилетнего пребывания за океаном Николай Мельниченко не давал забыть о себе. Оказалось, что записей у майора хватит на все случаи жизни: почти каждая резонансная тема в украинской политике получала дополнение в виде «бэк-вокала от Николая». Наивные граждане, которые ждали возвращения Мельниченко сразу после инаугурации Ющенко, были разочарованы — беглый майор на Родину не спешил, зато регулярно выдавал в эфир новые записи, рассказывал о готовившихся на него покушениях, вступил в заочную дуэль с Борисом Абрамовичем Березовским и время от времени наведывался в Европу и Москву.

Информация о том, что Мельниченко таки прибывает в Украину, появилась неожиданно. Медиатором темы стал далеко не самый публичный представитель парламентской фракции социалистов Иван Бокий. Народный депутат поделился скупой информацией о том, что 29 ноября Николай Мельниченко и его соратник Александр Ельяшкевич взяли билеты на самолет, который довезет их сначала в Москву, а уже из Первопрестольной оба обличителя ушедшего режима попадут в Киев. Бокий также сообщил, что никаких гарантий безопасности бывший майор и бывший народный депутат от действующего руководства Украины не получили и едут сюда на свой страх и риск.

То, что в развитие сюжета никаким образом не вмешался лидер СПУ Александр Мороз, который к тому же на днях в очередной раз напомнил, что пока не видит Мельниченко в избирательном списке своей партии, родило определенные подозрения. Похоже, что Александр Александрович подумывает, каким образом сохранить дистанцию между своим имиджем последнего честного украинского политика и Мельниченко, который заслужил реноме настоящего информационного киллера.

Вместе с тем самоустранившегося Мороза «с успехом» заменили коллеги по парламенту. Представитель блока Юлии Тимошенко Андрей Шкиль оперативно сообщал интернет-изданиям о том, что Мельниченко и Ельяшкевич уже в московском аэропорту «Шереметьево», что по неизвестным причинам двум пришельцам не предоставили охрану в Украине. В телефонном разговоре Мельниченко от каких-либо комментариев отказался, а Ельяшкевич таинственно сообщил, что в аэропорту происходит «очень серьезный разговор, посвященный мерам безопасности и дальнейшим действиям в Киеве», и также пообещал по прибытии в Киев провести «серьезный разговор» с журналистами, которые печатали во время его отсутствия не понравившиеся ему статьи.

Заметной реакцией на перелет дуэта через Атлантику стал целый ряд заявлений. Соратник Бориса Абрамовича Березовского Александр Гольдфарб, знающий майора не понаслышке, обвинил его в том, что тот ввел общественность в заблуждение, когда распространил информацию о даче показаний американским правоохранительным органам по поводу «кассетного скандала» и «дела Гонгадзе». Подоплека этого заявления была понятна — команда Березовского ревниво следит за конкурентом, который может взбудоражить ситуацию в Украине не по сценарию Бориса Абрамовича, а согласно инструкциям других заинтересованных лиц.

Более адекватный ответ на визит Мельниченко и Ельяшкевича был получен от временной следственной комиссии Верховной Рады по расследованию аспектов организации «кассетного скандала». Председатель комиссии Виктор Драчевский заявил, что комиссия «ради разговора с Мельниченко» готова будет собраться на внеочередное заседание в любое время. А интересует парламентских следователей многое. В частности — достоверность историй о том, что Мельниченко якобы на протяжении двух лет в одиночку записывал Леонида Кучму в его кабинете, в одиночку переслушал сотни часов записей, в одиночку отобрал нужные фрагменты и в нужный момент передал Александру Морозу исключительно по зову совести.

Николай Рудьковский готов уступить свое место в Верховной Раде этого созыва Мельниченко

Оперативно отреагировал еще один социалист — Николай Рудьковский. Он готов уступить свое место в Верховной Раде этого созыва Мельниченко. Аргументация народного депутата следующая: «Я, как и каждый из нашей фракции, готов сложить полномочия при принятии решения ЦИК для того, чтобы дела относительно расследования резонансных преступлений и привлечения заказчиков к ответственности через пять лет были сдвинуты с места». Таким нехитрым способом Рудьковский подставил всю СПУ: ведь не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять — стань Мельниченко народным депутатом сейчас или весной — и следствие по «кассетному скандалу» и «делу Гонгадзе» зайдет в тупик. Если ранее экс-майор уклонялся от контактов с украинским следствием за рубежом, то теперь он будет прикрыт депутатской «броней».

По наблюдению представителя «Нашей Украины» Юрия Ключковского, решение Европейского суда, согласно которому Мельниченко не вправе были лишать права баллотироваться в Верховную Раду, не содержит требования возобновить депутатство майора, а попытки отдельных социалистов (и, очевидно, не только их) «хоть чучелом, хоть тушкой» протащить опального майора в парламент Ключковский назвал политическими играми.

Большое воодушевление прилет Мельниченко вызвал у Олега Зарубинского из Народной партии. Народному депутату и его однопартийцам было бы интересно услышать о специфике деятельности майора, когда тот еще «охранял» Кучму. «Пусть он наконец расскажет, кто ему дал пленки, записанные со стационарного оборудования. Пусть расскажет, кому он предлагал пленки — Морозу или до этого Симоненко», — интересовался Зарубинский. «Пусть наконец покажет, как он одной рукой поднимает диван, а другой — бытовое записывающее устройство ставит. Пусть он расскажет, как ему удавалось одному заходить в кабинет Кучмы, хотя инструкцией это запрещено (минимум четыре человека одновременно). Может, он расскажет, кто ему давал команду это бытовое устройство с собой носить, и кто ему помогал выезжать из страны, в то время как Гию Гонгадзе бросили на произвол судьбы», — так прокомментировал Олег Зарубинский приезд Мельниченко в Украину.

Какое развитие может получить данная ситуация? Все зависит от того, кто действительно является автором «пришествия» Николая Мельниченко в Украину. Многие политики и аналитики полагают, что скороспелый визит майора в Украину — часть избирательной стратегии Социалистической партии Украины и Александра Мороза. Особенно в части нейтрализации своего главного, как говорил сам лидер СПУ, оппонента на грядущих выборах Владимира Литвина. Но эта версия может быть верна лишь наполовину, так как абсолютно понятно, что приезд легендарного Николая Мельниченко на Родину мог быть санкционирован только теми группами влияний в украинской политике, которые на протяжении пяти лет запрещали ему приближаться к границам Украины на расстоянии пушечного выстрела. Естественно, это не Александр Мороз, не работники Генеральной прокуратуры и даже не Президент Ющенко.

Таким образом, на сцену снова выходят неназванные режиссеры «кассетного скандала». Сегодня они снова приступают к новой «большой игре», в которой у того же Мороза есть собственный интерес, но совсем небольшой. А именно — в момент старта избирательной кампании получить неплохой инструмент для огульной критики Литвина как лидера сильного блока. Ну а «тайные режиссеры», судя по всему, заинтересовались не только фигурой Литвина. Да и Литвин их интересует скорее не в качестве лидера избирательного блока, а в качестве руководителя парламента. Означает ли это, что некоторые силы влияния снова затевают в Украине политический кризис и ослабление руководства парламента — один из ключевых элементов данной кампании? Ответ на этот вопрос можно будет получить уже после первых действий Мельниченко на украинской земле.