Начальник Департамента Госавтоинспекции МВД Украины генерал-майор милиции Сергей Коломиец рассказывает читателям «ФАКТОВ» о наказаниях нарушителей, предусмотренных после завершения реформы ГАИ и создания службы безопасности дорожного движения
Проезжая мимо опустевшего здания поста ГАИ с забитыми фанерой окнами, ловлю себя на мысли, что ездить на этом загородном участке трассы стало менее уютно. Пусть раньше здесь дежурили сержанты, задающие порой бестолковые вопросы вроде «Вы пили вчера? Нет? А сегодня?», но, случись что, было к кому обратиться за помощью. Нынче же потребность в этой помощи, похоже, возникает чаще. Различной тяжести ДТП можно увидеть практически каждый день по пути на работу.
Что это, бардак в стране или издержки реформы? Не слишком ли дорогая плата за искоренение коррупции? Этот вопрос начальнику Департамента ГАИ МВД Украины генерал-майору милиции Сергею Коломийцу адресую не как должностному лицу, а как человеку, которому наверняка иногда самому приходится садиться за руль.
- Сергей Геннадиевич, разрешите поинтересоваться, у вас своя машина есть?
- Есть. «Гольфик» (Фольксваген-Гольф. — Авт. ). Но на нем больше дочка ездит. Я в основном на работе
- Ну и как ездит? Папочке не приходится отдуваться?
- Нормально ездит.
- А приходится выслушивать ходатайства за высокопоставленных нарушителей, которых пытаются привлечь к ответственности ваши подчиненные? Взятки большие предлагают?
- Случается. Теперь вельможного хамства типа «я с вас со всех погоны посрываю » стало значительно меньше. Чаще всего вежливо просят «объективно разобраться». Ну и разбираемся. Видим, что человек неправ, говорим: извини, уважаемый
- Сыну Президента тоже это говорили?
- Его оштрафовал сам Юрий Луценко. Что же касается опустевших постов, да, это результат реформы. После значительного сокращения стараемся рационально использовать личный состав. Для круглосуточного обслуживания одного стационарного поста ГАИ необходимо 16 человек. Меньше нельзя. А ведь в районе поста нарушений, как правило, меньше. Как и вообще на магистральных дорогах, где происходит лишь 15-20 процентов общего количества ДТП. Раньше мы держали на них около 60 процентов работников дорожно-патрульной службы. Зато в других местах их было меньше, чем надо.
Вместо же стационарных постов, очевидно, будут строиться придорожные комплексы — стоянка и гостиница, станция техобслуживания, кафе — и там же база, своеобразная дежурная часть для патрульных экипажей, обслуживающих данный участок дороги. Здесь нужны солидные инвестиции. А если вам вдруг понадобится помощь ГАИ, вы в любой момент можете вызвать ее сотрудников по мобильному телефону.
- А как вам ездится на наших дорогах? Каковы впечатления?
- Конечно, чувствуется, что с каждым годом машин становится все больше. Наверное, надо радоваться росту благосостояния наших граждан.
- Что вы делаете, если, допустим, едете по столичному проспекту Победы по крайней левой полосе с максимально допустимой здесь скоростью 80, впереди вас — вереница машин, и вдруг вас догоняет какой-то гражданин на крутом джипе или «бимере» и мигает, требуя уступить?
- Согласно требованиям правил дорожного движения, транспортные средства должны двигаться как можно ближе к правому краю проезжей части. Если же человек едет по третьей полосе со скоростью 40 километров в час, то это тоже нелогично. Едь себе в первом ряду. Но если даже я еду в крайней левой полосе с максимально разрешенной скоростью, но кто-то очень спешит, я отойду в сторону, а проблема ответственности за превышение скорости ляжет на того, кто спешит. Тут больше вопрос воспитания.
Почему на Западе меньше нарушают? Там правилам поведения на дорогах и улицах учат сызмальства. В Германии, например, школьникам в 10 лет после изучения правил и сдачи экзамена выдают права на вождение велосипеда. И стимул у них есть неплохой: Гельмут получил — и Зигфриду захочется.
- В проекте нового закона вы предлагаете вернуть органам ГАИ право наказывать нарушителей.
- А зачем нарушившему, но признавшему свою вину водителю тащиться в суд? Зачем судье заниматься делом, где все очевидно?
Другой вопрос, если человек не согласен с решением автоинспекции! Тогда он имеет право обратиться в вышестоящую инстанцию ГАИ, МВД, а также в суд. А просто так заваливать суды копеечными делами, думаю, несерьезно.
- Да теперь уже не копеечными Какие штрафы предлагает ваш законопроект, который одобрен в правительстве и осталось принять Верховной Раде?
- Если раньше основная масса штрафов составляла 17-34 гривни, то теперь предлагается увеличить их до 85-170 гривен. Примерно в пять раз. Самый большой штраф — 830-867 гривен — за повторное управление в пьяном виде, за серьезное дорожно-транспортное происшествие или оставление места ДТП и невыполнение требования уполномоченного лица МВД остановиться. Хотя по сравнению с соседней Польшей, где за управление в состоянии алкогольного опьянения штрафуют на 1400 евро (три средних зарплаты), наши 100 долларов или даже 150 за повторное такое нарушение — это смешно.
Зато теперь водителей не будут наказывать за отсутствие огнетушителя, аптечки и все прочие незначительные грешки, подпадавшие под анекдотическую формулировку « и другие». Главное, чтобы вы и ваш автомобиль не были опасны для других.
- Отнимать водительские удостоверения будут?
- Не отнимать, а временно задерживать. На год и другие сроки, предусмотренные законом. Да, наш законопроект предоставляет органам ГАИ такое право. Если водитель пьян за рулем, допустил тяжелое ДТП, не выполнил требование милиции остановиться. Ведь что происходит сейчас? Инспектор имеет право только составить протокол и направить его в суд. Суд выносит решение. А действенного механизма выполнения его решения в законодательстве фактически нет. В Украине отсутствует общегосударственная система учета правонарушений и контроля за выполнением наложенных взысканий. В итоге одного таксиста в Житомире девять раз за неполных три месяца сотрудники ГАИ останавливали пьяным, суд его дважды штрафовал, затем выносил решение лишить права управления, а он себе ездил, продолжал работать, подвергая опасности себя и пассажиров!
- Ну и как же все-таки обуздали этого выпивоху? Сняли номера?
- Совместными усилиями, в установленном законом порядке его в конце концов лишили не только водительских прав, но и транспортного средства. Согласно действующему закону, формально у нас есть право запретить эксплуатацию транспортного средства. Да, раньше мы снимали номера. А теперь юристы сказали: не имеете права, номерной знак — частная собственность. Хотя мы считаем, что водитель его не покупает, а всего лишь компенсирует затраты на изготовление. Тут, конечно, можно поспорить. Но мы решили изымать талон государственного техосмотра. Да-да, тот, который сейчас намертво клеится на лобовое стекло на два года или год. Он будет выдаваться бесплатно и помещаться в такой прозрачный пластиковый карман, приклеиваемый на стекло. Вот его и будет в случае необходимости в установленных законодательством случаях изымать инспектор и прилагать к протоколу о нарушении.
Есть, конечно, смельчаки, которые без талона техосмотра ездят. Для таких, если попался, предусмотрено временное задержание транспортного средства на штрафплощадку. Конечно, содержание этих транспортных средств будет платным.
- Здесь снова встает вопрос о роли техосмотра. Это правда, что его можно будет проходить на обычных СТО?
- Надо разделять понятия государственного техосмотра и проверки технического состояния автомобиля. Государственный техосмотр — более широкое понятие. Включает в себя проверку, не угнан ли автомобиль, уплачен ли транспортный сбор, имеется ли полис гражданской ответственности, здоров ли водитель, имеет ли он право управления транспортным средством данной категории, а также проверку состояния самого автомобиля. Так что все эти важнейшие моменты остаются под контролем государства. Сегодня рассматривается вопрос, чтобы, когда для проверки техсостояния у нас не будет хватать своих мощностей, задействовать другие СТО, являющиеся субъектами предпринимательской деятельности и получившими соответствующий допуск. Надеемся, очередей станет меньше.
- А штрафы платить предстоит снова на месте?
- Нет, конечно. Как и раньше — в сберкассе, любом отделении банка. Но постановление о наложении штрафа будет в большинстве случаев выносить инспектор, а не суд. Те, кто в свое время думал, что суды помогут искоренить взятки, не учли, что люди или боятся, или просто не хотят тратить время на хождения в эти инстанции, поэтому зачастую предпочитают на месте договариваться с инспекторами. В итоге взяток стало еще больше! Конечно, в случае несогласия провинившегося или если правонарушение предусматривает лишение права управления, решение будет принимать суд.
- Хорошо. В суд проштрафившемуся, допустим, идти не надо. Но и в сберкассу идти облом. Не проще ли все-таки дать на лапу инспектору? Где гарантия, что гаишник не соблазнится?
- Набор в службу безопасности дорожного движения будем проводить на конкурсной основе, повысим зарплату. Сегодня на периферии сотрудники младшего состава получают в среднем 960 гривен в месяц. Это немного. В Киеве больше — 1098 гривен. В столице прапорщики милиции с 20-летним стажем получают 2100-2300 гривен в месяц.
- Не всякий столичный инженер, учитель, врач столько получает!
- Но и не всякий прапорщик. Это же двадцать лет надо в жару и мороз газами дышать! В основном же у нас работает молодежь, которой надо становиться на ноги — и на памперсы для маленьких детей зарабатывать, и на жилье Поэтому, исходя из наших возможностей, среднюю зарплату для сержантов и старшин хотим поднять до 1200-1400 гривен в месяц. Мы подсчитали, что разница между этой и предыдущей зарплатами и составляет примерно ту общую сумму взяток, которую удается за месяц настрелять по десятке-двадцатке некоторым нашим сотрудникам, и надеемся, что повышение избавит их от постыдной нужды доить водителей.
Хочу также подчеркнуть, что размер зарплаты автоинспекторов будет поставлен в прямую зависимость от их добросовестности. Служебные автомобили будут оборудованы системами связи и видеонаблюдения, позволяющими контролировать и маршрут патрульной машины, и разговоры в кабине, и разговоры на дороге. Предполагается также изучение общественного мнения: что говорят водители, пешеходы, жители микрорайона или поселка о каждом сотруднике.
Кстати, как недавно выяснилось, ГАИ не самая коррумпированная отрасль. Мы, согласно опросам, находимся на пятом месте (после медицины). Но здесь есть интересный психологический момент. Во многих случаях люди сами суют инспекторам деньги! Кто 20 гривен, кто 100 долларов (если пьян). Мы начали отлавливать таких. И отлавливаем. Ведь за дачу взятки тоже ответственность предусмотрена. Увы, сколько мы ни направляли дел в прокуратуру, ответ практически один: причин для привлечения к ответственности нет, на взятку предлагаемая инспектору сумма не тянет Получается, давать взятку — это нормально, это не общественное преступление. А взять 20 гривен — это уже опасно.
Чтобы избавиться от этого позорного явления, прежде всего взятки не надо давать. Нужно так настроить общественное мнение. Вас остановили, как вам кажется, безосновательно, с явной целью вытянуть из вас деньги? Или вы действительно нарушили? Ничего не бойтесь, требуйте оформления протокола! Сотрудник ГАИ имеет право остановить вас только за нарушение. И если тянет с протоколом, это уже грубое нарушение с его стороны, вы имеете право на него пожаловаться. И он будет наказан.