Культура и искусство

«ненавижу булгакова! « — кричал на съемках «мастера и маргариты» режиссер владимир бортко

0:00 — 8 декабря 2005 eye 1647

Наконец-то зрители увидят экранизированную версию знаменитого романа, снять которую долго не удавалось никому

Чтобы снять фильм по самому загадочному и мистическому роману XX века, надо обладать большой смелостью и отвагой. «Мастер и Маргарита», пожалуй, возглавляет негласный список нерекомендованной к постановке литературы. Владимир Бортко наличие мистики в романе, экранизацию которого скоро покажет телеканал «Интер», отрицает начисто, хотя и в его постановке не обошлось без некоторой чертовщины. Правда, сам режиссер относится к ней скептически.

«Мастера должен был сыграть Володя Машков, но он отказался: «Извините, у меня контракт с Голливудом!»

- Несколько лет назад, когда я готовился к съемкам, — рассказывает Владимир Бортко, — на Патриарших прудах со мной произошел странный случай. Проходящий мимо человек вдруг обратился ко мне: «Все равно у вас ничего не получится!» И… пошел дальше. Сильно сомневаюсь, что это был черт или кто-то в этом роде. Скорее всего, просто совпадение. Но вам, журналистам, надо о чем-то писать, вот и раздули эту историю. На самом деле ничего мистического в романе Булгакова нет.

- Ну вот, а я хотела сказать, что вы — человек отважный, коль взялись за эту тему!

- А я и есть отважный: взял на себя ответственность экранизировать классику ХХ века  — известнейший роман, который многие знают чуть ли не наизусть. Большей смелости от меня не требовалось.

- В свое время «Мастера и Маргариту» хотели снять Элем Климов, Эльдар Рязанов, Игорь Таланкин, Владимир Наумов, Юрий Кара. Но ни одна предыдущая экранизация не увенчалась успехом.

- Начнем с того, что почти все, кого вы назвали, дальше желания не пошли. А хотеть и делать — разные вещи. Что же до картины Кары, которую никто не увидел и, думаю, уже не увидит, то виной тому вполне конкретные причины. И не мистического, а материального свойства. К тому же все почему-то говорят только о неосуществленных попытках, а ведь было и несколько осуществленных. Например, картина югослава Зоряна Петровича, получившая приз на Венецианском кинофестивале. Были и две польские постановки, одна из них — Анджея Вайды. И ничего, все живы-здоровы!

- И тем не менее многие актеры побоялись сниматься в вашей картине!

- Отказались всего два или три человека, и тоже по вполне конкретным причинам. Например, я предлагал Олегу Янковскому сыграть Воланда, но он сказал: «Я не верю, что такую роль вообще можно сыграть. К тому же, как человек верующий, не хотел бы браться за такой материал!» Что касается Жени Миронова, то он почему-то решил, что в роли Иешуа будет повторяться. Что ж, это их право и их выбор, который я уважаю.

- На роль Мастера у вас были претенденты, кроме Александра Галибина?

- Эту роль еще пять лет назад я предлагал одному актеру, но он отказался, поэтому не буду называть его фамилию. В этот же раз сразу, без проб, был утвержден Галибин. Нет, вру! Изначально я хотел, чтобы Мастера сыграл Володя Машков, но он сказал: «Извините, у меня контракт с Голливудом!» Мог ли я тягаться с Голливудом?! Никогда! Каждый волен распоряжаться своей жизнью по собственному усмотрению.

- Успех картины во многом зависит и от исполнительницы роли Маргариты.

- Аня Ковальчук (зрители знают ее как исполнительницу главной роли в фильме «Тайны следствия».  — Авт. ), как выяснилось, внешне очень похожа на жену Булгакова Елену Сергеевну. Но не это было основной причиной, по которой она получила эту роль. Главным было то, что она красива и талантлива. И немножко ведьма.

- Актеры оправдали ваши ожидания?

- Во всяком случае, они целиком и полностью отвечают моему видению их образов. А вот совпадут ли с ожиданиями зрителей? Им судить. Хотя, наверное, то, что они увидят, во многом отличается от общепринятых представлений о романе и его героях.

- Значит, никакой мистики на съемках не было?

- Была, была! Но со знаком «плюс». На съемочной площадке всегда стояла та погода, которая в этот момент была нам нужна. Все актеры, чем бы они ни болели, выздоравливали перед самым началом съемок. И работа шла точно по графику, день в день. Без заминок и проволочек. У меня такого еще не было!

Фильм «Мастер и Маргарита» вполне может попасть в Книгу рекордов Гиннесса по количеству задействованных в нем актеров. Только исполнителей главных ролей в картине более 50. И, что примечательно, все — российские звезды первой величины.

Мистики же на съемках все-таки хватало. Так, после работы над фильмом Олег Басилашвили, сыгравший Воланда, потерял голос. Лечиться актеру пришлось несколько месяцев. Анна Ковальчук внезапно развелась с мужем, с которым прожила несколько лет в счастье и полном согласии. Однажды на киностудии «Ленфильм» на кого-то из членов съемочной группы из старого шкафа выпал… бюст Булгакова.

«Голгофу мы нашли… в Судаке»

- Некоторые литературоведы считают, что прототипом Мастера был Максим Горький.

- Когда я готовился к съемкам, много чего такого читал. И ничего, кроме брезгливости от ощущения человеческой глупости, эти «труды» у меня не вызвали. Вы знаете, например, что есть диссертация, посвященная… роли синего цвета в романе «Мастер и Маргарита»?! Или роли «числа 13»?! И хоть бы кто-нибудь задумался над тем, почему Мастер пишет роман о Понтии Пилате! А ведь это имеет принципиальное значение.

По словам игравших в картине актеров, во время съемок Бортко не скрывал своего негативного отношения к Булгакову. «Я его ненавижу!» — кричал он. Когда же режиссеру напоминали, что Михаил Афанасьевич — его любимый писатель, по произведению которого он снял одну из лучших своих картин — «Собачье сердце», говорил: «Вот закончу снимать и снова его полюблю!»

- Отдельная тема — спецэффекты, без которых невозможно представить такую картину.

- В фильме 164 минуты компьютерной графики, то есть около трех часов. Для десятисерийной картины это очень много.

Самым сложным спецэффектом оказался кот Бегемот. Поначалу режиссер показал голливудским специалистам раскадровку фильма, вкратце рассказал сюжет. Глаза у американцев загорелись, и они за одну ночь подсчитали, во что обойдется Бегемот российским киношникам — в 1,5 миллиона долларов. Весь бюджет картины составлял

3 миллиона. Бортко ничего не оставалось, как сказать: «Спасибо, не надо!» В результате российские компьютерщики, работавшие над «Ночным дозором», сделали не только Бегемота, но и множество других спецэффектов: полеты Маргариты (актрису подвешивали при помощи корсета, изготовленного по особым технологиям), полеты домработницы Наташи на борове (последний выглядит как живой) и отрезание головы Берлиоза (была изготовлена точная копия головы играющего эту роль Александра Адабашьяна).

- Где проходили съемки?

- Макет древнего Иерусалима мы снимали в Израиле, а булгаковский Ершалаим — в Болгарии, на киностудии «Бояна», где остались роскошные декорации античного города, построенные американцами для картины «Спартак». Голгофу же мы нашли… в Судаке. В результате все скомбинировали — и получилась сборная солянка, но, надеюсь, будет похоже. Что же до Москвы 30-х годов, то практически все, за исключением Александровского сада, Патриарших прудов и крыши дома Пашкова, мы снимали… в Питере. В Москве улочек с домами того времени практически не осталось.

- Кто автор музыки к фильму?

- Игорь Корнелюк, который писал музыку и к «Бандитскому Петербургу», и к «Идиоту».

- Как долго длились съемки картины?

- Собственно съемки — семь месяцев, а вся работа над фильмом, включая монтаж и озвучание, — два года.

- Говорят, за это время вы очень сильно похудели?

- За время съемок я поправился до 118 килограммов. Сейчас, правда, 12 сбросил, но только потому, что сижу на диете. Да, съемки «Мастера и Маргариты» были каторжными работами, но я от них не загнулся.

«Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо в Киеве»

- Вы ведь, как и Булгаков, выросли в Киеве?

- А як же! Поэтому мне гораздо легче понять южнорусский, или украинский юмор, который отличается от юмора средней полосы России, не говоря уже о ее Севере. Вы, например, замечали, что в Украине иногда очень смешные вещи говорят с каменным выражением лица? И это безумно смешно! Киев — особенное место! Оно связано с Булгаковым, с Гоголем, с их неповторимым юмором. Я вам скажу так: жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо в Киеве.

- Почему же тогда вы уехали?

- Это длинная история. В Киеве я родился и вырос, долго жил с семьей в центре города, на улице Чапаева. После школы меня почему-то понесло в геолого-разведочный техникум. Потом ушел в армию, где, наконец понял, что хочу снимать кино. Поступил в Театральный институт имени И. К. Карпенко-Карого, сидел за одной партой с Володей Попковым и Толиком Борсюком. Первый свой фильм снял на Киностудии имени Александра Довженко, он назывался «Канал». Мне было тогда 27 лет, я оказался чуть ли не самым молодым кинорежиссером в Союзе. И хоть меня к этому сценарию в буквальном смысле слова приговорили, в фильме снимались хорошие актеры — Ваня Гаврилюк, Иван Миколайчук. Но работать мне было очень сложно! Я не понимал людей, а они не понимали меня. То самое украинское чувство юмора изменяло людям с такой силой, что даже страшно становилось. И я понял: надо брать ноги в руки и бежать, что в итоге и сделал. Сейчас жалею. С удовольствием жил бы в Украине…