Когда врачи снимали нижнюю часть лица и нос, необходимые для пересадки женщине, которую покусала собака, сердце донора еще билось

0:00 — 9 декабря 2005 eye 320

На прошлой неделе французские медики первыми в мире сделали трансплантацию лица, использовав ткани человека с умершим мозгом

Репортерам британской газеты «Сан» удалось побеседовать с членами семьи пациентки Изабель Денуар. В воскресенье популярное издание опубликовало эксклюзивный подробный материал о том, что произошло с женщиной, которой трансплантировали чужое лицо.

Несчастье случилось в мае этого года. После развода с мужем 38-летняя Изабель была в депрессии и часто принимала снотворное. Иногда ей хотелось побыть одной, и она отправляла дочерей — 17-летнюю Люси и 13-летнюю Лауру — к своей маме, которая жила в соседнем городке на севере Франции. Вот как вспоминает тот страшный день Люси:

«Мы с сестрой находились у бабушки. Около семи утра вдруг позвонила мама и спросила, не мог бы кто-нибудь из нас приехать и вывести погулять собаку. У нее был странный голос. Таню — черного лабрадора — мама всегда выгуливала сама. Да и зачем было звонить в другой город с такой просьбой? Мы сразу поняли, что произошло что-то плохое. И втроем помчались домой…

Я первой вошла в квартиру. В прихожей и столовой было темно. Ко мне подбежала Таня и радостно залаяла. Я прошла в столовую и увидела сидевшую на полу маму. У нее было окровавленное лицо. Кровь была повсюду? Мы тут же вызвали «скорую помощь».

Врачи и полицейские приехали одновременно. «Ваша мама тяжело ранена», — сказали они и попросили нас не выходить из ванной. Только спустя пару часов, когда маму уже увезли в больницу, нам разрешили выйти. Полицейский сказал, что ее покусала собака. Мы не могли в это поверить. Таня в жизни никого не укусила! Она обожала маму. Оказывается, кто-то позвонил в полицию и сообщил о взбесившейся собаке, а потом назвал наш адрес. Таню пришлось усыпить… »

Только через неделю Люси смогла снова увидеть свою маму. «Мне рассказали, что лицо у нее изуродовано: она лишилась носа, губ, подбородка. Я держалась как могла, но, когда увидела ее, слезы сами потекли из глаз. Мама раньше была красивой женщиной с тонкими чертами лица. И вдруг все куда-то исчезло. Жуткая картина! Мама сказала, что умоляла полицейских и врачей не усыплять Таню. Она считала, что собака не виновата. По словам мамы, вечером она долго не могла уснуть и решила выпить снотворное. По ошибке приняла слишком большую дозу и потеряла сознание. Таня, почуяв неладное, попыталась ее разбудить. Видимо, собака сначала лизала маме лицо, но это не помогало. И тогда Таня запаниковала: стала кусать, царапать лицо когтями. И остановилась только тогда, когда мама очнулась».

Семья не знает, кто звонил в полицию. А пострадавшая Изабель Денуар не держит зла на своего лабрадора. Фотография собаки висит над кроватью женщины в палате с первого дня ее пребывания в больнице. Госпожа Денуар уже была готова смириться с тем, что ей до конца своих дней придется ходить в маске. Но неожиданно ее случаем заинтересовался известный французский врач Жан-Мишель Дюбернар. Он рассказал Изабель, как может помочь ей. Врач объяснил, что для трансплантации возьмут ткани человека, у которого погиб мозг, но сердце бьется. Прежде подобных операций никто не делал. Хирург не брался предсказывать успех трансплантации. Выслушав Дюбернара, женщина прошептала: «Доктор, пожалуйста, верните мне мою красоту… »

Начались томительные месяцы ожидания: искали подходящего донора. И вот такой человек был найден. Женщина из Лилля примерно такого же возраста и с такой же формой лица, как у Изабель, попала в аварию. Мозг женщины умер, но все остальные органы продолжали работать, поскольку врачи поддерживали жизнь искусственно. Родственники погибшей, осознав, что женщину ждет участь «растения», дали согласие на то, чтобы ее использовали как донора. Когда врачи снимали нижнюю часть лица и нос, необходимые для пересадки Изабель, сердце донора еще билось.

Операцию Денуар делали в воскресенье, 27 ноября. Она длилась более пяти часов. «Речь шла не только о том, чтобы восстановить анатомию и эстетику лица. Мы стремились вернуть все его природные функции», — заявил журналистам помощник Дюбернара Бернар Девошель, который проводил операцию. Благодаря чудесам микрохирургии врачи смогли соединить не только ткани, но и тончайшие кровеносные сосуды — родные и донорские. Через 24 часа после завершения операции кровообращение кожи лица у Изабель восстановилось.

Безусловно, теперь пациентка будет вынуждена постоянно принимать лекарства, подавляющие иммунитет. Люси говорит, что сейчас у мамы новое лицо, только глаза остались прежними.

«Мы молились, чтобы все закончилось хорошо. Мама получила шанс жить нормальной жизнью, без маски. И мы благодарны врачам за это. Но прежде всего хотели бы поблагодарить семью донора. Без мужества и самопожертвования этих людей мы бы лишились всякой надежды», — говорит Люси Денуар.

«ФАКТЫ» попросили прокомментировать операцию французских специалистов заведующего отделением микрососудистой и пластической хирургии Института хирургии и трансплантологии АМН Украины кандидата медицинских наук Александра Резникова.

- Пересадку тканей лица можно назвать как революцией в пластической хирургии, так и новым этапом развития микрососудистых методик, — рассказал Александр Резников.  — Технически эта операция несложная, важно было на нее решиться. Считается, что если врач научился пришивать пальцы, значит, выполнит операцию любой сложности. Исходя из этого, пластический хирург высокой квалификации быстро и умело пересадит лицо, то есть соединит сосуды и нервы. Если бы Изабель Денуар не сделали такую операцию, ей пришлось бы перенести множество пластических вмешательств, и лечение могло затянуться на долгие годы. Врачи бы решали, что реконструировать в первую очередь — нос или рот. Скорее всего, ситуация могла осложниться появлением рубцовых образований. Пересадив же ткани лица, хирурги сразу устранили максимальное количество дефектов, сведя риск осложнений к минимуму.