Происшествия

«я несколько раз просил мою девушку не ехать этим рейсом: было плохое предчувствие. Но так и не убедил… Саша погибла», — говорит 26-летний парень, чудом выживший после падения автобуса в пропасть глубиной восемь метров

0:00 — 9 декабря 2005 eye 561

Автокатастрофа, случившаяся на Львовщине, унесла жизни девяти человек Страшная авария, которая произошла в прошлую пятницу во Львовской области, заставила содрогнуться всю Украину. Пассажирский автобус сорвался в пропасть! Девять человек погибли, еще шестеро с различными увечьями находятся в трех больницах. А ведь этой трагедии можно было избежать. По словам сотрудников правоохранительных органов, ее вызвала банальная халатность…

«Салон наполнился газом из поврежденных баллонов, и я понял: если не выберусь наружу, то через несколько минут задохнусь»

Для жителей Турковского района ежедневный рейс «Кривка-Стрый» — одна из немногих возможностей добраться на работу в город. Авария произошла в самом начале маршрута — всего в шести километрах от села Кривка, и в автобусе находилось немного пассажиров. А если бы трагедия, не дай Бог, случилась в понедельник, жертв было бы гораздо больше… В начале недели, после выходных, в Стрый и Львов стремятся попасть ученики и студенты из сел, поэтому автобус бывает переполнен уже после первых остановок.

В тот день погода не была благоприятной для водителей. Ночью выпал первый снег, а поскольку температура держалась около нуля градусов, на дорогах образовался скользкий слой из снега и грязи. Как обычно, в семь утра автобус выехал из села Кривка, подобрал в Гусином и Верхнем Высоцком пассажиров (в основном молодежь) и приблизился к подъему возле села Маткив. Это место давно известно местным водителям своим коварством: аварии здесь происходят каждую зиму. Как правило, груженый транспорт на скользкой дороге начинает пробуксовывать, а затем скатывается вниз и в лучшем случае съезжает или опрокидывается в кювет. При проектировании дороги подъем возле села Маткив планировали обойти стороной, однако председатель местного колхоза не согласился выделить для строительства пути землю сельского пастбища. Вот и приходится автотранспорту ездить по мосту через реку Стрый.

Несколько лет назад уже был случай, когда в этом месте автобус едва не сорвался в пропасть: задние колеса повисли в воздухе. Но тогда водитель, предвидев трудности, высадил пассажиров внизу. За последние годы в реку опрокидывались бензовоз, грузовик с лесом. Аварии, в результате которых гибли люди, происходили и на другой стороне горы…

В 7. 20 ЛАЗ с 14 пассажирами проехал мост и стал подниматься вверх по дороге.

- Я переключился на вторую передачу и постепенно, на малой скорости поехал к вершине, — вспоминает водитель Михаил Вовчило, который с сотрясением мозга, ушибами внутренних органов и переломом ноги находится в Стрыйской районной больнице.  — У меня 33 года водительского стажа, последние пять лет работаю на маршруте «Кривка-Стрый», поэтому хорошо знаю, насколько сложно зимой преодолеть подъем. Раньше все обходилось, но в этот раз дорога не была посыпана. От моста я проехал наверх всего метров 80. Когда до первого поворота оставалось совсем немного, автобус остановился, затем его потянуло назад. Я переключился на заднюю передачу и попытался направить машину на мост, но через пару десятков метров задние колеса попали в колею, которую вымыла вода, стекающая с дороги в реку, автобус стал неуправляемым. На мосту задний борт с силой ударился о бетонную опору, а что было дальше — как машина перевернулась, и меня выбросило из кабины, — не помню.

Сотрудники правоохранительных органов восстановили картину аварии. Автобус сбил бетонную опору и сорвался с моста. По идее он должен был полететь вниз задним бортом или колесами, тогда жертв было бы намного меньше, однако закрепленные на крыше тяжелые газовые баллоны потянули почти десятитонную машину вертикально вниз. Она перевернулась в воздухе и с силой ударилась крышей о землю. Мощный удар расплющил левую часть автобуса и поломал сиденья. У людей, находившихся с этой стороны, практически не было шансов уцелеть… Тем не менее один пассажир, сидевший сразу за водителем, чудом остался почти невредимым. По сравнению с другими потерпевшими он получил легкую травму — ушиб грудной клетки. 26-летний житель села Гусиное Ярослав Сыч — единственный, кто после падения в пропасть глубиной восемь метров не только самостоятельно выбрался из автобуса, но и вытащил двоих людей. Кстати, некоторые СМИ ошибочно написали, что парень выпрыгнул из ЛАЗа до падения.

На мокрых камнях еще долго валялись личные вещи и деньги пострадавших, но никто даже не думал их подбирать…

- На этом автобусе мы с Александрой, которая приехала в наше село из Тернопольской области, добирались в Стрый, — рассказывает Ярослав, госпитализированный в Турковскую районную больницу.  — Саша была моей девушкой… Приблизительно в десять минут восьмого мы остановили автобус возле сельсовета и сели на передние сиденья сразу за водителем. В салоне уже были пассажиры из Кривки, а по дороге автобус подобрал еще нескольких людей в Гусином. Последней вошла женщина из Верхнего Высоцкого, работающая учительницей в Маткиве.

Минут через десять мы подъехали к мосту. Автобус начал подниматься, но скоро остановился, а затем покатился вниз. Сначала он съезжал очень медленно, но в нескольких десятках метров от моста его понесло на большой скорости и начало сильно подбрасывать. Наверное, колеса попали на лед. Водитель пытался выровнять машину, но сделать это было невозможно. Сбив бетонную ограду, автобус полетел вниз и, перевернувшись в воздухе, ударился крышей о землю. Удар был очень сильным, но я ни на секунду не терял сознания. Автобус сплющило, со всех сторон доносились крики и стоны. Сбоку журчала речка, совсем рядом шипели поврежденные газовые баллоны. Салон наполнился газом, и я понял: если не выберусь наружу, то через несколько минут задохнусь. Попытался выдавить уцелевшее стекло руками и ногами, но оно не поддалось. Тогда вылез через разбитое боковое стекло. В нескольких метрах стонал окровавленный водитель, которого выбросило из кабины во время падения. Отдышавшись, я вернулся к автобусу и вытащил Сашу, а затем учительницу из Верхнего Высоцкого, у нее была сломана нога.

- С дороги под мост начали спускаться люди, — продолжает Ярослав.  — Посадили нас в «Москвич» и отвезли в ближайшую хату. Саша все время была в сознании и просила пить, видимо, из-за внутренних травм. Через полчаса приехала «скорая» и забрала нас. По дороге Саша даже пыталась говорить. Она умерла через два часа после прибытия в больницу… Раньше я очень часто ездил этим рейсом, но в тот день очень не хотел садиться в автобус: было плохое предчувствие. Несколько раз просил Сашу отложить поездку, но так и не убедил…

Несколько местных жителей по той же дороге ехали на легковушке в райцентр. Они первыми бросились на помощь пострадавшим и вызвали «скорую». Автобус лежал на боку таким образом, что вытащить пассажиров из деформированного салона было невозможно. Минут через двадцать после аварии один мужчина на 131-м ЗИЛе заехал под мост и, зацепив ЛАЗ лебедкой, поставил его на колеса. Из разбитых окон сразу… посыпались тела. Тех, кто остался в живых, относили в ближайшую хату. По словам очевидцев, на мокрых камнях еще долго валялись выпавшие из автобуса вещи, деньги, которые никто и не думал подбирать.

Первая машина скорой помощи прибыла на место аварии минут через 40. За ней приехали еще две. Восьмерых пассажиров доставили в Турковскую райбольницу, где для них уже были освобождены отдельные палаты и подготовлена реанимация.

- Двое пострадавших, в том числе 24-летняя девушка с Тернопольщины, поступили к нам в агонии, — говорит главврач Турковской районной больницы Богдан Блыстив.  — Мы сразу подключили их к аппаратам искусственного дыхания, но спасти, к сожалению, не смогли: травмы оказались слишком серьезными. Через несколько часов из Львова прибыли реанимобили, которые забрали самых тяжелых пациентов в областной центр. Остальные потерпевшие несколько дней лечились у нас, а затем планово были переведены в больницы Львова и Стрыя. Персонал очень внимательно относился к пациентам, наши сотрудники восприняли эту трагедию как личное горе.

Погибли восемь мужчин и одна девушка. Двоим пассажирам было по 60 лет, остальным — от 24 до 37. Как сообщали СМИ, Кабинет министров выделил Львовской облгосадминистрации 455 тысяч гривен для оказания помощи семьям погибших и пострадавшим в ДТП. Областная администрация, по словам ее представителя, планирует предоставить семьям погибших по 30 тысяч гривен и по 20 тысяч дополнительно на каждого несовершеннолетнего члена семьи. Людям, получившим травмы, выплатят от 5 до 15 тысяч в зависимости от тяжести повреждений.

Услышав об аварии, мужчина, ожидавший автобуса… умер от инфаркта прямо на остановке!

Можно сказать, что косвенной жертвой аварии стал коллега водителя Михаила Вовчило, который ждал автобус на остановке в селе Маткив. После того как этот человек услышал о катастрофе, у него случился инфаркт. Мужчина умер на остановке!

Милиционеры еще изучают причины трагедии (возбуждено уголовное дело), хотя с самого начала было понятно, что ДТП вызвала банальная халатность.

- Этот ЛАЗ давно следовало списать, — считает начальник Турковского райотдела милиции Василий Щекун.  — Пассажирские автобусы в обязательном порядке ежеквартально проходят техосмотр, тем не менее ЛАЗ вышел в рейс с «лысой» резиной. Проезжая часть на подъеме не была посыпана, это начали спешно делать уже после аварии… О том, как трудно зимой преодолеть подъем возле села Маткив, давно известно местным жителям, и некоторые из них… этим пользуются. Есть информация, что отдельные «таланты» умышленно поливают проезжую часть за мостом, а после обледенения предлагают водителям за отдельную плату тягловую помощь. Правда, в тот день дорогу никто не поливал: в этом не было необходимости. Решить проблему с подъемом можно — необходимо проложить дорогу в обход горы, как и планировалось раньше. Однако выделить необходимые средства может разве что государство, местного бюджета не хватает даже на ремонт старых автодорог. В Турковском районе, наверное, самые плохие дороги на Львовщине, до некоторых сел невозможно добраться даже летом.

После аварии подъем регулярно посыпают специальной смесью, хотя снег сошел и в этом нет необходимости, а Стрыйское АТП, которому принадлежал ЛАЗ, срочно меняет резину на своих автобусах. Значит, средства на то, чтобы сделать это вовремя, все-таки были.

Преодолев на «Жигулях» вместе с начальником районного отдела ГАИ Владимиром Кисиличиным и начальником паспортного стола Владимиром Высочанским 50 километров от Турки до места аварии, я убедился: дороги в тех местах действительно в ужасном состоянии. Разбитый ЛАЗ из реки уже вытащили и поставили на обочине, кое-где на внешней обшивке автобуса проступают пятна крови. Пока я делал снимки, ко мне подошел житель одного из близлежащих сел.

- Что толку об этом писать? — спросил он.  — Все равно никто нужных выводов не сделает. Через два дня после аварии я ехал в соседнее село на похороны погибших, а дорогу туда не посыпали. Уже и не говорю о том, что злополучный автобус давно пора убрать отсюда. Ведь по дороге каждый день ездят родственники погибших, каково им смотреть на такой «памятник»? Пошумят немного чиновники и о смертях этих вскоре забудут…