Она позволит людям дополнительно откладывать деньги на старость, а также контролировать и постепенно увеличивать свои сбережения В 2004 году наша страна перешла к системе пенсионного страхования. Этот переход ознаменовался в первую очередь нашумевшим перерасчетом пенсий. Однако далеко не в этом заключался смысл реформы. На самом деле Закон «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» поставил размеры пенсий в прямую зависимость от стажа и заработка.
В ходе реформы предполагалось ввести три уровня пенсионного страхования, чтобы пенсия состояла из трех частей.
Первый уровень — солидарная система (действует сейчас: работающие люди перечисляют взносы в Пенсионный фонд, и эти деньги идут на выплату пенсий).
Второй уровень — накопительная система. Часть пенсионных взносов человека откладывается на его пенсионном счете. Там средства накапливаются и даже приумножаются (за счет прибыли, полученной при вложении этих денег в разные объекты: акции, другие украинские и зарубежные ценные бумаги, на счета в банках и так далее). Выйдя на заслуженный отдых, человек будет получать своеобразную доплату к «солидарной» пенсии из денег, которые накопятся на его счете, — пожизненную пенсию.
Первые два уровня системы — обязательные. Третий — добровольный.
Третий уровень — негосударственное пенсионное обеспечение. Человек может добровольно застраховаться в одном из негосударственных пенсионных фондов и потом получать дополнительную пенсию.
Первый и третий уровни худо-бедно работают. А вот для того чтобы внедрить второй, стране нужно выполнить ряд условий. Так, на протяжении двух лет внутренний валовый продукт должен расти не менее чем на 2 процента. Кроме того, требуется, чтобы выплаты в солидарной системе к моменту введения накопительного уровня достигли прожиточного минимума для нетрудоспособного населения (как раз это было сделано в нынешнем году, когда минимальная страховая пенсия увеличилась до 332 гривен). Также необходимо приобрести опыт негосударственного пенсионного страхования (чтобы изучить все возможные проблемы накопительной системы на примере негосударственных пенсионных фондов).
Только после выполнения всех этих условий парламент должен принять специальный закон о направлении части пенсионных взносов в накопительный фонд. Впрочем, Кабинет министров намерен ввести второй уровень пенсионного страхования уже в 2008 году. Как заявил вице-премьер-министр по вопросам гуманитарной и социальной политики Вячеслав Кириленко, благодаря накопительной системе граждане смогут получать дополнительные пенсионные выплаты, контролировать их и постепенно увеличивать.
Так что же это такое — накопительная пенсионная система? Предполагается, что она будет существовать параллельно с нынешней — солидарной. Таким образом, каждый застрахованный, кто перечислял часть взносов в накопительный фонд, выйдя на заслуженный отдых, будет получать пенсию из двух источников — солидарного и накопительного.
В то же время получать пенсии из двух источников закон позволяет не всем. Так, не смогут платить взносы в накопительный фонд: мужчины, которым к моменту введения накопительного уровня (предположительно, к 2008 году) исполнится 50 лет, и женщины, которым исполнится 45 лет. То есть те, кому до пенсии осталось менее 10 лет. Эти люди, выйдя на заслуженный отдых, будут получать только «солидарную» пенсию.
Отметим, что сейчас взносы в Пенсионный фонд составляют 33-34 процента заработка. Из них 1-2 процента платит работник из своей зарплаты, а 32 процента — работодатель, начисляя соответствующие суммы на фонд оплаты труда. Когда будет введен накопительный уровень, часть этих 34 процентов уйдет в накопительную систему — закон ограничивает их сумму 7 процентами заработка. Таким образом, 27 процентов зарплаты человека будут поступать в солидарную систему, а 7 процентов — в накопительную.
Еще один интересный момент: в соответствии с законом, «накопительные» деньги необходимо выгодно вкладывать и приумножать, чтобы они не обесценились к тому моменту, когда человек выйдет на пенсию. Этим займутся компании по управлению активами. Их выбирают на конкурсной основе, причем не только среди украинских, но и среди иностранных фирм. Если одна из компаний недостаточно прибыльно вкладывает пенсионные деньги, договор с ней может быть расторгнут.
Закон предполагает жесткий государственный надзор за всеми участниками накопительной системы. Но главное: человек сможет сам контролировать, сколько денег накоплено у него на старость, так как закон обязывает Пенсионный фонд раз в год информировать застрахованных лиц о состоянии их счета.
Выйдя на заслуженный отдых, человек сможет рассчитывать на пенсию из тех денег, которые накоплены на его счете. Если сумма недостаточно велика (минимальный размер будет устанавливать Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины), то всю ее выплатят за один раз.
Если денег на счете достаточно, человек получает право на пожизненную пенсию (аннуитет). Причем ее выплачивает не Пенсионный фонд, а страховая организация. Гражданин заключает с ней договор, и фонд в течение десяти календарных дней должен перевести страховщикам всю сумму, накопленную к тому времени на пенсионном счете. Ну, и самое важное, что деньги, находящиеся на счете пенсионера, являются его собственностью и могут быть унаследованы после его смерти.
Впрочем, прежде чем ввести накопительную пенсионную систему, нашему государству придется решить еще один наболевший вопрос: дефицит пенсионного бюджета, который возник из-за резкого повышения минимальных пенсий и существенного увеличения размеров некоторых специальных пенсий (например, народным депутатам). По прогнозам Вячеслава Кириленко, дефицит Пенсионного фонда в 2006 году может достигнуть 20 миллиардов гривен.