Происшествия

Подержанный автомобиль не старше десяти лет можно сейчас купить в кредит сроком на пять лет

0:00 — 23 декабря 2005 eye 586

У некоторых банков процентная ставка для б/у машин практически такая же, как и для новых Многие решаются на покупку нового автомобиля только потому, что его можно взять в кредит. Однако уже давно существует возможность получить кредит и для приобретения подержанной машины. Одна беда — часть банков работает лишь с б/у автомобилями, которые продаются через комиссионные площадки автосалонов. С частными продавцами эти банкиры связываться не хотят — ведь машину перед выдачей кредита нужно тщательно проверить на угон, на «чистоту происхождения», продиагностировать ее техническое состояние. А зачем банку эти хлопоты? Конечно, выход есть всегда. Можно договориться с автосалоном, но за посредничество тот возьмет свои комиссионные. Второй болезненный вопрос — процентная ставка. Некоторые банки кредиты на приобретение б/у машин дают лишь под 13-16 годовых в валюте, что иначе как грабежом и не назовешь. Мы попытались провести свое маленькое маркетинговое исследование, чтобы отыскать наиболее выгодные сейчас условия кредитования.

«Деньги от банка продавец получит, лишь переоформив на вас автомобиль!»

Почти все банки, которые согласились дать нам кредит, поставили жесткое условие: машина должна быть не старше пяти лет. В очень редких случаях — семи. Причем речь шла исключительно об иномарках. По вопросу о «нашемарках» можно обращаться в банк, если они не старше трех лет. Минимальный авансовый взнос — 15 процентов. Самым либеральным в этом смысле оказался один автосалон, торгующий подержанными иномарками и работающий при одном из коммерческих банков. Его директор сказал, что помогает людям с кредитами на б/у иномарки, возрастом до 10 лет (минимальный начальный взнос — 10 процентов), под 10 процентов годовых. А если это «Мерседес» или «БМВ», — то и до четырнадцати лет.

Процедура покупки в кредит следующая: мы берем у продавца понравившегося нам автомобиля копии документов на машину, но залога ему пока не даем! Потом приходим в салон с этими документами и платим 200 гривен. 100 — за проверку машины на угон (на автобазаре эта процедура стоит максимум гривен 50, но пусть уж директору останется пара гривен «на сигареты»), 100 — за оценку стоимости автомобиля. Если машина «чистая», начинается стандартная процедура получения кредита. Банк потребует ваши паспорт, код, справку о зарплате за шесть месяцев. Изучив документы, банк решает, способны ли вы выплачивать кредит. Получив добро, вы едете за продавцом. Отдаете ему залог, вместе снимаете машину с учета. С этого момента возникает самая щекотливая ситуация, в которую в любом случае доведется попасть всем, решившим купить б/у автомобиль в кредит.

Дело в том, что банку нужен залог. Этим залогом является ваш автомобиль. Но ведь машина еще не ваша! Однако банк непреклонен — деньги вы получите, лишь переоформив автомобиль на себя! Но какие гарантии есть у продавца, что вы, получив машину, банально его не кинете? Директор салона, как он сам об этом говорит, решает эту проблему просто: ставит машину на комиссионную площадку салона, за что вы платите 200(!) долларов. Продавцу выдают договор ответственного хранения. Салон сам берет на себя всю процедуру оформления документов — снятие и постановка на учет. Когда машина полностью переоформлена, вы едете с продавцом в банк, где ему в кассе выплачивают деньги. Пока он не получит в банке денег — машина с площадки никуда не денется.

«При покупке в кредит машины за 10 тысяч долларов тысячу приходится отдать на дополнительные расходы»

При покупке б/у машины в кредит, равно как и новой, не обходится без маленьких банковских «хитростей». Ставка вроде бы неплохая: 10 процентов годовых в долларах. Но будьте так любезны — заплатите 2,6 процента в качестве банковской комиссии. За страховочку КАСКО доплатите еще 5,5 процента. Самое обидное, что проку от нее немного — ведь ущерб страховая компания рассчитывает с учетом износа запчастей, поэтому выплаты подчас копеечные. Страховать старую машину невыгодно, что признают даже представители страховых компаний. Оформление договоров и нотариус съедят еще 170 долларов. Если вы берете кредит на покупку машины в 10 тысяч долларов (»Опель Вектра» или «Мазда 626» 1998-1999 годов выпуска) и платите аванс в две тысячи долларов, все эти платежи без расходов на снятие-постановку на учет составят порядка тысячи долларов! Да… ребята сдирают лихо.

Дальнейшие попытки отыскать условия поинтереснее привели нас в еще один коммерческий банк, где пообещали дать кредит под 9,5 процента годовых в долларах при авансовом платеже в 20 процентов. Стоимость страховки — 4,7-5,2 процента от цены автомобиля. Менеджер прикинул, каким будет размер всех «допплатежей» — вышло 662 доллара. Но автомобили разрешается покупать не старше пяти лет, срок кредита — до четырех лет. Своей комиссионной площадки у банка нет.

- Успокойте вашего покупателя, — пояснил нам юноша из отдела автокредитов.  — Мы дадим вам гарантийное письмо, которое вы отдадите при постановке автомобиля на учет в госавтоинспекции. В результате получаете техпаспорт на новый автомобиль уже с отметкой «Кредит. Отчуждение запрещено». То есть спихнуть эту машину, что называется, на сторону, а после скрыться вы не сможете. Кроме того, едва переоформив вдвоем с продавцом документы в МРЕО, вы сразу вместе с ним едете в банк, где он получит в кассе деньги.

Осталась одна тонкость. Львиная доля б/у машин, во всяком случае в столице, продается через биржи. Причина в том, что тринадцатипроцентный налог с продавцов-частников пока никто не отменял. Чтобы уйти от него, машину на бирже (то есть в будках, которых полно вокруг авторынка) оценивают в 300-500 гривен. Но юноша из отдела автокредитов расстроил нас вопросом: «Как же мы вас прокредитуем, если в договоре будет стоять триста гривен? Это же нецелевое использование средств!» Мы тоже возмутились — нам что, платить тринадцать процентов со всей суммы?! Однако молодой человек рекомендовал не расстраиваться, а подъехать, чтобы «пообщаться на эту щекотливую тему лично».

В автосалоне, о котором мы рассказали сначала, по этому поводу только посмеялись. «Пусть не пудрит мозги — мы кредитуем на основании экспертной оценки стоимости автомобиля. А договор купли-продажи — это только правоустанавливающий документ», — сказали нам. Короче говоря, подводных камней при покупке в кредит подержанной машины много, но, если разобраться в этом деле — выход можно всегда найти.