По просьбам парламентариев в Верховной Раде открылась выставка-ярмарка по продаже драгоценностей, оренбургских платков и других новогодних подарков и сувениров Выставка-ярмарка в Верховной Раде открылась как раз вовремя. Не подумайте, что в аккурат к Новому году. Просто день открытия, надо полагать, совершенно случайно совпал с выплатой депутатам зарплаты. А куда ж еще девать деньги с повышенной зарплаты, как не на ювелирные украшения и позолоченные бокалы из серебра? Еще одной особенностью сей предновогодней распродажи в Верховной Раде стало то, что продавцы с завидным рвением отгоняют журналистов, операторов и фотографов от выставочных стендов. Действительно, зачем им бесплатная реклама? Видимо, у продавцов срабатывает рефлекс, выработавшийся во времена, когда «коробейников» гоняли. А, может, все дело в том, что, как призналась по секрету одна из организаторов выставки, для получения разрешения торговать в Верховной Раде десяти народным избранникам пришлось подписать письмо какому-то высокому руководству в парламенте: мол, так и так, очень заняты, ничего не успеваем купить перед праздниками, поэтому просим разрешить организовать выставку прямо в стенах законодательного органа. Ну и замечательно, нужно же облегчать хоть такими мелочами и без того нелегкую депутатскую жизнь. Правда, боязнь попасть в объектив фотокамер с выбранным новогодним подарком почему-то передалась и народным избранникам.
Стоял себе народный депутат Ярослав Сухой и спокойненько так выбирал простенькие часы со швейцарским механизмом, собранные в Германии, а как увидел фотокорреспондента, непроизвольным движением отвел руку с часами за спину. Продавец же даже в мыслях не имел, что депутат хочет скрыться, не заплатив. Он только улыбался Вообще, мужчины-продавцы оказались не такими скрытными, как их коллеги женщины. Однако выведать, что почем, было весьма непросто. На дорогих ювелирных украшениях цену не указывали, а на просьбу удовлетворить интерес продавцы лишь разводят руками. Даже возникла шальная мысль одолжить на время депутатский значок у какого-либо «демократичного» народного избранника, чтобы разузнать цены. Но путем сложных нейролингвистических приемов все-таки удалось выведать, что серьги с черным жемчугом в обрамлении длинных бриллиантовых подвесок стоят более 200 тысяч гривен. Больше спрашивать о ценах не захотелось Тем более что некоторые потерявшие бдительность в борьбе с журналистским интересом депутаты то и дело все-таки забредали к стендам.
Так, народный депутат Екатерина Ващук накупила целый кулек маленьких плюшевых собачек по семь гривен и не скрывала этого! «Это будет дополнением к основному подарку, — призналась Екатерина Тимофеевна. — Я вообще-то не очень верю в неславянские символы, но поскольку сейчас все только и говорят, что идет год Собаки, то решила купить. Дело в том, что я очень люблю собак, и в нашей семье всегда жили эти прекрасные животные. И сейчас у нас есть собака, такой красавец с рыжими подпалинами — помесь сенбернара с московской сторожевой. Живет не в нашей городской квартире, а в Берестечке, где проживает и большая часть нашей семьи». По словам г-жи Ващук, оригинальный подарок ожидает и ее родственника Петра Симоненко (дочь Екатерины Ващук замужем за сыном лидера коммунистов. — Авт. ). Старшему внуку Екатерина Тимофеевна ищет в подарок юридическую энциклопедию, поскольку он студент первого курса
юрфака. Младшей внучке она уже купила в подарок игрушки. А вообще в семье Ващук дарят подарки для души, вызывающие улыбку. На вопрос «ФАКТОВ», что она ожидает в подарок для себя, г-жа Ващук ответила, что самым большим удовольствием для нее было бы, если бы вся семья собралась за праздничным столом. «Очень непросто собрать всех вместе. Сын, невестка, внучка и муж живут на Волыни. Жду их в Киев на Новый год, хотелось бы увидеть за этим столом и семью Петра Симоненко. И тогда уже неважно, что принесет Дед Мороз!» — говорит Екатерина Тимофеевна.
Народный депутат Юрий Кармазин был несколько смущен вопросом «ФАКТОВ» относительно приобретенных подарков, мол, тогда, когда ответ опубликуют, они уже не будут сюрпризом. Но потом все-таки решился рассказать в надежде, что семья, обитающая в Одессе, не прочтет об этом в газете. «Я купил жене и старшей дочери, которой уже 23 года, платок, духи, а самой младшей — игрушку. У меня зарплата четыре тысячи гривен, вот половину на подарки и потратил», — рассказал г-н Кармазин. Себе же народный депутат на выставке в парламенте приобрел запонки Луганского ювелирного предприятия. «А кто же тебе еще подарок купит, если не купишь себе сам?» — как-то философски обреченно задался риторическим вопросом г-н Кармазин.
В этот момент на выставке появился Петр Ющенко в сопровождении охраны. Казалось, продавцы затаили дыхание. Увидев нацеленные на него фотокамеры, Петр Андреевич сделал вид, что подарками не интересуется, и отошел немного поодаль. Тут к нему подошли несколько продавцов и полушепотом стали рассказывать об ассортименте. Видимо, брат главы державы отоварится позже, когда акул пера не будет на горизонте Надо сказать, что продавцы не скрывали своего недовольства и прямо говорили, что журналисты отпугивают их клиентов. Тогда депутаты изобрели другой прием — стали присылать своих помощников. И те по телефону рассказывали им, чем «полна коробушка», «есть ли ситец и парча». Парчи не было. Ситца, впрочем, тоже. Зато были настоящие оренбургские шали. Журналисты даже поспорили с одним незаинтересованным лицом, все ли шали можно протянуть сквозь отверстие обручального кольца. Оказалось, что не все! И это подтвердила миловидная продавщица оренбургских платков, предложив купить белую шаль с пухом за 600 гривен. Но мне, как назло, понравились зеленые тонюсенькие с вышивкой — а эти уже стоили более 1000 гривен.
Без особого блеска в глазах ходил по выставке народный депутат Валерий Борзов. «ФАКТАМ» он сказал, что ничего покупать не будет, поскольку ему ничего не надо. Но зачем-то собирал у каждого стенда рекламные листовочки с фотографиями продукции. Наверное, на память о том, чего не купил
Глава парламентского бюджетного комитета Людмила Супрун дипломатично ушла от вопроса «ФАКТОВ» о том, сколько из своего семейного бюджета она может потратить на подарки, сказав лишь, что в их семье не принято дарить дорогие презенты. «Мы в семье обычно украшаем маленькие елочки, я уже купила для них маленькие елочные игрушечки. Затем раздариваем их друзьям. Но самый оригинальный подарок я когда-то получила от мужа. Он преподнес мне куклу Барби с животиком, а внутри животика просматривался такой маленький, перевернутый вниз головой, как на самом деле, ребеночек. При этом произнес: «Извини, дорогая, это все, что я могу тебе подарить в этом году». А вскорости я сама родила», — рассказала Людмила Супрун. Но в их семье Рождество считается еще большим праздником, чем Новый год. «Дело в том, что 7 января у меня день рождения, поэтому мы принимаем гостей в три-четыре захода. Забираем всех наших друзей в Черкасскую область, на родину мужа, и там празднуем, катаемся на санях, делаем друг другу сюрпризы, ставим театрализованные представления», — продолжала г-жа Супрун. Поэтому Людмиле Супрун не было особого смысла заходить на выставку, да и времени в обрез — с госбюджетом на 2006 год опять какие-то проблемы