По народным поверьям, кто заснет в Рождественскую ночь, тот проспит свое счастье
На Руси стали отмечать Рождество в Х веке, после принятия христианства. По народным и церковным традициям, празднование происходит в два этапа. Первый — Святой вечер с тихой степенной трапезой в узком семейном кругу. Второй — собственно Рождество с веселыми народными гуляньями, колядками, щедривками, хождением ряженых по дворам и ночными гаданиями на урожай и суженого.
Поскольку Рождество — праздник семейный, то и готовились к нему всем родом — от деда до внуков. От работы никто не отлынивал, ведь народная мудрость гласит: «Хто всiм гуртом клопоче перед Рiздвом, той весь наступний рiк проживе в дружбi та злагодi». Кстати, прадеды приметили: тот, кто лежит в постели в Святой вечер, весь год будет болеть, а если заснет в Рождественскую ночь, «щастя проспить».
Готовясь к празднику, наши предки обязательно посещали баню, чтобы очистить тело. Затем, облачившись в нарядную одежду, отправлялись в церковь на исповедь и причастие — чтобы очистить душу.
С чистыми мыслями и руками приступали к украшению дома. Так, земляной пол в хате покрывали соломой, в которую бросали орехи. После праздничной трапезы детям полагалось их собирать и при этом кудахтать: чтобы в будущем году хорошо неслись куры. Особым способом сервировали и стол. На нем раскладывали сено — в память о том, что первой постелью Христа были ясли с сухой травой. По углам стола клали зубчики чеснока (в качестве оберега от болезней и сглаза) и только после этого покрывали белой скатертью. На стол ставили тарелку с яблоками — к щедрому урожаю в саду, а еще, согласно древнему обычаю, лишний прибор — на случай, если в дом придет неожиданный гость. Кстати, если на огонек заглянет холостой темноволосый мужчина, это расценивалось как очень добрый знак, сулящий в следующем году удачу и достаток. Зажиточные семьи даже специально нанимали человека, который в назначенное время должен был прийти на ужин и поздравить всю семью.
Святой вечер (еще его называют Богатым) начинался с того, что хозяин торжественно заносил в хату и ставил под образа дидух — сноп пшеницы, ржи или овса, символизирующий плодородие и достаток. Чтобы привлечь в дом деньги, в дидух вплетали головки мака. На Крещение глава семьи или кто-нибудь из колядующих торжественно обмолачивали этот сноп. Зерно, собранное с дидуха, берегли, ведь именно им было принято начинать весенний сев.
Из угощений на Богатый вечер подавалось двенадцать постных блюд — ни больше ни меньше. Наши предки верили, что двенадцать блюд на столе — залог будущего благосостояния, поэтому даже самый бедный крестьянин делал все возможное, чтобы собрать достойную трапезу. Мясных и молочных продуктов в меню не было, ведь в Святвечер еще длился Рождественский пост. На стол выставлялись и вареники, и квашеная капуста, и соленые грибы, и хлеб с солью, и узвар из сухих груш, яблок, чернослива, вишен и изюма, подслащенный медом.
Зато к главному ритуальному кушанью Святого вечера — кутье — хозяйки относились с трепетом. Чем богаче кутья, тем лучше урожай. Каждая из составляющих сладкой пшеничной каши имеет свое особое значение. Так, зерно символизирует воскресение из небытия, мед сулит здоровую и легкую жизнь, мак — достаток, а орехи с изюмом — долголетие и процветание.
На западе Украины горшочек с кутьей ставили в венок из колосьев пшеницы и душистых трав, а на востоке — на новый рушник.
А еще наши предки считали, что опоздание к праздничному ужину — плохая примета: «Будеш весь рiк блукати». Вести себя за столом полагалось тихо и степенно. Кроме того, упаси Боже ссориться в Святой вечер! По поверьям, в ночь перед Рождеством души умерших родственников присоединяются к семейной трапезе. Чтобы не напугать их, нельзя громко разговаривать и смеяться. Усопших обязательно поминали добрым словом, а после ужина на столе оставляли кутью, чтобы умершие могли угоститься. Кстати, на протяжении всех праздников, до Крещения, кутья занимала почетное место на столе.
А еще на Богатый вечер вся семья гадала, какими будут следующий год и урожай. После ужина горевшую во время трапезы свечу тушили и смотрели, куда пойдет дым. Если вверх к потолку — это к добру, если к дверям — быть беде. Ясное небо в этот день предвещало хороший урожай. Сосульки под крышей обещали большой урожай кукурузы, а иней на деревьях — много яблок, груш и слив.
На следующий день — то есть на само Рождество — начиналось настоящее веселье, длившееся до Крещения (19 января). Рождественским утром после торжественной службы в церкви полагалось навестить крестных родителей. Поздравлять своих вторых мам и пап крестники начинали прямо с порога — пели колядки, преподносили гостинцы: кутью, сало, три буханки хлеба, колбасу и водку. За внимание и добрые слова крестные одаривали детей сладостями, игрушками и мелкими деньгами. Детвору и кумовьев приглашали за рождественский стол, ломящийся от всевозможных скоромных кушаний.
После обеда молодежь отправлялась колядовать. Нарядившись кто во что, парубки и девушки с вертепами ходили по дворам. Любимыми персонажами рождественских маскарадов были волхвы, ангелы, пастухи, казаки, смерть. Обязательно мастерили звезду, которую оклеивали разноцветной промасленной бумагой, украшали фольгой, лентами и кисточками. Внутрь ставили свечу, чтобы звезда «горела». Нести ее должен был парубок (»звiздар»), и это считалось очень почетно.
В старину толпа ряженых могла заглянуть на огонек в любой дом, и часто хозяин оставался в неведении (из-за масок на лицах гостей), кто же именно у него побывал. Однако это не освобождало его от необходимости одаривать колядующих. За веселые поздравления и мини-спектакли в мешки ряженых летели колбасы, пироги, пряники, бутылки с горилкой и мелкие деньги.
На Святки было принято выбирать невест. Сватанье начиналось с церемониального визита в дом ряженых. Этот обряд называется «Меланка». Все роли, включая Меланку, исполняли парубки. Вместе с музыкантами ряженые наведывались в дома, где жили девушки, и распевали величальные песни о невесте и ее родителях. А вслед за парубками в дом приходили сваты.
На следующий день после Рождества — День Богородицы. Женщинам, особенно беременным, категорически запрещалось работать. А чтобы молодицы на заскучали, им позволяли колядовать.
Рождественские гулянья заканчивались праздником Богоявления, известным в народе как Крещение (Иордан). Вечер перед этим днем назывался вторым Святвечером, или Голодной кутьей. Накануне Крещения, как и перед Рождеством, люди удерживались от домашних работ, соблюдали строгий пост, готовили кутью.
Обязательным был поход в церковь, где святили воду. Этой водой начинали трапезу, ею же каждый хозяин окроплял всех членов семьи, хату, хлев, колодец. Еще на голодную кутью готовили коржики с медом — подпалки. Перед ужином отец, сын или брат отца шел с подпалком в хлев, кропил там все водой, рисовал кресты мелом на дверях и воротах, а затем съедал коржик, чтоб спасти свою семью от злых духов.