Происшествия

Командир экипажа ан-3, совершившего уникальный перелет через антарктиду, сергей тарасюк: «на южном полюсе некоторые полярники выходят на 40-градусный мороз в шортах и шлепанцах на босу ногу»

0:00 — 28 января 2005 eye 2328

В кабине самолета, который семь часов летел над снежной пустыней с выключенной системой обогрева, висела снежная пыль. Наши летчики были одеты в куртки и штаны на овчине, а обуты… в кроссовки «ФАКТЫ» уже сообщали, что 11 января экипаж летчиков-испытателей из Киева успешно совершил уникальный перелет с Южного полюса к побережью Антарктиды на маленьком одномоторном самолете Ан-3 — никто прежде не решался преодолеть безлюдные, скованные лютым холодом просторы Антарктиды на крылатой машине, оснащенной одним двигателем. Ведь в тех краях надеяться приходится прежде всего на себя, и если единственный мотор заглохнет, то шансов на спасение практически не будет.

В полете грелись чаем из термосов

С членами экипажа Ан-3 — командиром Сергеем Тарасюком и вторым пилотом Валерием Епанчинцевым — мы встретились в минувшее воскресенье сразу после их возвращения в Киев. В состав экипажа входил также штурман Владимир Сорока, но прийти на интервью он не смог.

Хотя сейчас в Антарктиде лето, температура там по украинским меркам фантастически холодная — около минус сорока (зимой там бывает и 70 градусов мороза). Так что в кабине Ан-3 было куда холоднее, чем в морозилке холодильника, ведь все семь часов полета отопление не включали, чтобы сэкономить топливо для двигателя. Пилоты говорят, что температуру в самолете не измеряли. Им запомнилось, что в кабине висела снежная пыль. У летчиков не было «навороченной» полярной одежды вроде курток из дорогущих сверхновых синтетических тканей на теплом пуху утки-гагары. Обошлись «дедовскими» летными куртками и штанами на овчине — в подобной форме советские летчики летали на Севере еще в тридцатые годы прошлого века. Эта летная одежда называется нагольной. Название со смыслом — такие куртки и штаны можно надевать на голое тело даже в лютый мороз и чувствовать себя вполне комфортно.

- Некогда на летных испытаниях за Северным полярным кругом я надел популярную в тех краях обувь — меховые унты, — говорит командир экипажа Сергей Тарасюк.  — Но мне они показались неудобными. Так что и во время перелета через Антарктиду я и мои товарищи надели обыкновенные кроссовки на одну пару теплых носков. Жарко в них, конечно, не было, но ноги не очень уж сильно и замерзли. От холода спасала загруженность работой, поэтому семь часов полета прошли довольно быстро. А грелись мы чаем из термоса. Причем заварка у нас была украинская. Спиртного, поверьте, не взяли. Мы не пили алкоголь даже на станции «Мак-Мердо» во время праздничного застолья, устроенного в честь нашего успешного полета — сильно устали, поэтому было не до горячительных напитков.

«ФАКТЫ» уже рассказывали, что отец второго пилота Валерия Епанчинцева Владимир Андреевич перед полетом

Ан-3 через Антарктиду поставил в церкви свечку за здравие сына. Прежде он этого никогда не делал, хотя Валерий — летчик-испытатель. А командир экипажа накануне отъезда в экспедицию специально ходил с супругой в церковь помолиться за успех перелета. Кроме того, у командира есть православный оберег — нательный крест, внутрь которого помещен фрагмент мощей одного из святых Киево-Печерской лавры.

Американцы обещали подстраховать наших и направить четырехмоторный самолет, который сопровождал бы их в полете, но что-то у них не получилось. В случае ЧП экипаж мог бы совершить вынужденную посадку на взлетно-посадочную полосу, которая находится посреди их маршрута.

- Но помочь там некому — на аэродроме нет людей, — говорит Валерий Епанчинцев.  — Здесь можно только запастись топливом. Впрочем, каких-либо значительных проблем в полете, к счастью, не возникло.

Экипаж прожил на полюсе восемь суток

- Заместитель спикера Госдумы России, Герой Советского Союза, прославленный полярник Артур Чилингаров очень хотел лететь на Ан-3 с нами, ведь это ему принадлежит идея уникальной экспедиции, — продолжает командир экипажа.  — Но участвовать в перелете ему запретил Владимир Путин: мол, незачем рисковать. Чилингаров ждал нас со «свитой» (помощниками, корреспондентами и даже послом России в Новой Зеландии) на американской антарктической базе «Мак-Мердо». Первый звонок после приземления я сделал своей супруге Наталье.

Напомним, что антарктическая экспедиция Ан-3 началась еще три года назад. Тогда разработанный в Киевском авиационном научно-техническом комплексе имени Олега Антонова самолет Ан-3 (его «старшим братом» является знаменитый Ан-2) начали выпускать в России, на Омском авиазаводе. В рекламных целях задумали уникальный полет на Южный полюс. Туда полетел прошедший «боевое крещение» государственными летными испытаниями опытный экземпляр Ан-3. Тогда, как и в этот раз, командиром экипажа был Сергей Тарасюк, остальные пилоты — россияне. До полюса долетели успешно. А вот вернуться Ан-3 уже не смог: сломался мотор. Самолет три года простоял на полюсе возле расположенной там американской станции «Амундсен-Скотт». И вот теперь, после восстановительного ремонта с заменой двигателя (план ремонта разработали в Киеве, в антоновском КБ), решились на продолжение перелета через Антарктиду.

Киевскому экипажу пришлось провести на полюсе восемь суток — метеорологи не давали «добро» на полет из-за скверной погоды в конечной точке перелета — на станции «Мак-Мердо».

- А вот на полюсе светило солнышко. Там, оказывается, вообще никогда не идет снег, — говорит командир.  — Только не думайте, что на полюсе нет снега, — его в больших количествах наносит ветром из других районов. Поселили нас в отапливаемой палатке. На расположенной там станции «Амундсен-Скотт» работают около 250 человек. Одни живут под «колпаком» — огромной металлической полусферой, которая защищает дома и целые улицы, другие — по соседству, в новом корпусе, напоминающем своей «начинкой» космическую станцию. Двери, например, толщиной сантиметров 40. А вот внешние стены сделаны из… пенопластовых блоков. На полюсе даже устроены боксы по выращиванию овощей. Американскому бюджету работа одного полярника обходится в 1800 долларов в сутки. А общие затраты США на антарктические исследования достигают 360 миллионов долларов в год. (Для сравнения: Украина тратит на работу своей единственной станции в Антарктиде «Академик Вернадский» примерно миллион долларов в год, причем зарплаты у наших зимовщиков — 800-900 долларов в месяц.  — Авт. )

Южный полюс находится на высоте 2830 метров над уровнем моря, поэтому здесь весьма ощутима нехватка кислорода. Его поступает в организм столько, сколько в другой горной местности на высоте 3600 метров. Это влияет на самочувствие: ловишь себя на мысли, что двигаешься значительно медленнее, чем обычно. В полете на еще большей высоте с кислородом было куда хуже, приходилось время от времени дышать с помощью приборов.

- Холод на полюсе переносишь гораздо проще, чем в Украине, — говорит командир.  — Скажем, некоторые полярники выходят на сорокаградусный мороз в шортах и шлепанцах на босу ногу. Дело в том, что курить в помещениях нельзя — для этого на улице есть обогреваемая палатка с телевизором, видеомагнитофоном и запасом кинофильмов. Надевать теплую одежду ради похода в курилку многим лень, вот и идут в шортах. Пройти нужно метров пятьдесят. Мы, кстати, по примеру американцев тоже стали ходить в курилку в тапках.

Туристическая путевка на Южный полюс стоит 26 тысяч долларов

- Интересно, что спиртное на станции можно пить бесплатно и в любом количестве, — продолжает командир.  — Оборудован бар самообслуживания. Но пьяных мы не видели. Запомнился один полярник, который не расставался с бутылкой джина — она всегда была у него в руках. Но за неделю он не опорожнил ее и наполовину. Питание для полярников бесплатное. С нас денег тоже не брали. А вот туристам, которых доставляют на самолете (путевка на полюс, кстати, стоит 26 тысяч долларов), приходится платить за еду. К тому же туристов не обеспечивают жильем: посмотрел станцию, сфотографировался (причем сниматься с рекламными плакатами и флагами запрещено) — и улетай, иначе ночевать тебе будет негде.

Кормят на полюсе традиционной американской пищей вроде гамбургеров и очень сухого бекона. Довелось отведать раков. В Украине каждый скажет, что это деликатес, но повар станции умудрился приготовить раков так, что их невозможно было есть.

Удивительно, но на «Амундсен-Скотт» (ее построили 30 лет назад силами морских пехотинцев) нет начальника. Все решают коллегиально три человека, каждый из которых отвечает за различные направления работы. Скажем, группой ученых руководит русскоязычный грузин, некогда эмигрировавший в США. Дисциплина там при всей внешней демократичности железная. Допустим, при возникновении ссоры все ее участники немедленно отправляются на «большую землю».

Неизвестно, удалось бы нынешним антарктическим летом (в южном полушарии теплый сезон наступает, когда в Украине зима) вернуть Ан-3 с полюса, не окажись прибрежная станция «Мак-Мердо» отрезанной от мира айсбергом-гигантом длиной около 200 километров. Дело в том, что летчиков, авиационных инженеров и техников для Ан-3 первоначально планировалось доставить на полюс на российских полярных вездеходах. Идея неплохая, да вот беда: вездеходы не испытаны, к тому же ходовая часть у них от автомобиля «Нива», мощность двигателя невелика. Словом, гарантии, что вездеходы пройдут почти полторы тысячи километров до полюса, дать нельзя. Неожиданно выручили американцы — они доставили людей, мотор и запчасти для Ан-3 на своем самолете. Сделали это в виде исключения, ведь на полюсе идет строительство, так что все транспортные средства брошены на подвоз стройматериалов. Американцы выручили потому, что по просьбе Артура Чилингарова российский ледокол «Красин» пробил дорогу для караванов судов к станции «Мак-Мердо» в обход гигантского айсберга. Если бы этого сделать не удалось, то со станции чуть ли не с самым большим по численности населением (около 2,5 тысячи человек) пришлось бы эвакуировать людей. Ведь не было бы возможности доставить необходимые для предстоящей девятимесячной зимовки запасы топлива и продовольствия.