Об особенностях своей работы рассказывает сотрудник украинской школы профессиональных телохранителей
Мой собеседник -- обаятельный, высокий, спортивного телосложения мужчина, внешне похожий на Кевина Костнера (героя знаменитого фильма «Телохранитель»), --в начале разговора поставил ряд условий: изменить его имя, не называть точного места работы и не фотографировать. Как оказалось, это -- не простая прихоть, а необходимая мера. Впрочем, чуть приоткрыть завесу тайны все же можно -- сейчас Арсен работает в одном из подразделений правоохранительных органов Крыма. И, по оценке международных экспертов, входит в двадцатку лучших телохранителей мира.
-- Родоначальником нашей школы стал Джимми Шорт, потомственный телохранитель, его предкам доверяли охранять свои драгоценные жизни королевские особы Англии, -- рассказывает Арсен. -- Кстати, и нынешние правители Объединенного королевства нередко приглашают Джимми на свои приемы, светские вечера. Это личность, можно сказать, легендарная. Кстати, он два раза был в Афганистане, воевал против СССР, готовил охрану для Масуда. Было время, когда Шорт охранял архиепископа России, предшественника Алексия. И сейчас он -- не «свадебный генерал», не чурается работы.
-- А когда вы, Арсен, с ним познакомились?
-- В 90-х годах прошлого века Шорт приехал на полуостров по приглашению Николая Владимировича Шекеля, заведовавшего физподготовкой в Комитете госбезопасности Крыма. И пришел в полный восторг: он как профессионал оценил все преимущества нашего ландшафта для подготовки телохранителей, боевых пловцов, скалолазов. Посоветовал нам заниматься этим серьезно. А через некоторое время решил организовывать в Крыму школу телохранителей. Николай Шекель создал центр подготовки специалистов по защитным мероприятиям «ГАРДА». Учиться в центр приезжали ребята из Прибалтики, Казахстана, России, не говоря уже об Украине. Наша школа была одной из первых в СНГ. Кстати, сегодня рядом с руководителями соседних государств можно увидеть и выпускников центра. (К сожалению, узнать у Арсена, кого из известных личностей ему приходилось охранять, так и не удалось -- профессиональная тайна. -- Авт. )
-- Кого отбирали в центр?
-- Зачислялись молодые люди, которые успешно прошли специальные тесты и могли оплатить учебу. И, конечно, представители наших силовых структур.
-- Их тоже было чему учить?
-- Тогда, в 90-е годы, по уровню спецподготовки эти подразделения были, образно говоря, в каменном веке. Каким в представлении обывателей должен быть телохранитель? Квадратная бритая голова, вросшая в плечи, гора мышц -- живой щит. Этого было достаточно на определенном уровне цивилизации, когда «щит» могли пробить лишь стрела или нож. Но с развитием стрелковой техники стало ясно, что такой телохранитель -- слабая защита. Да и кто будет закрывать собой клиента, заранее зная, что практически обречен?! К сожалению, и сейчас многим кажется: коль ты -- телохранитель, то сам умри, а охраняемую персону убереги. Эти принципы изменил Люсьен Отт, бывший французский легионер, долгое время возглавлявший охрану де Голля. Он пришел к выводу, что телохранитель должен не только реагировать на нападение. Важнее -- предугадать, предупредить, не допустить удара.
Джимми Шорт полностью изменил систему нашей подготовки. Например, мы упражнялись в стрельбе с одной руки с 25 метров. Но за границей специалисты проанализировали, что в подавляющем большинстве случаев при охране лица оперативная стрельба ведется на расстоянии одного-трех метров. Так зачем совершенствовать меткость с 25-30?! Да и попасть по движущейся мишени реальнее с близкого расстояния. Поэтому в подготовке телохранителей важна именно высокая скорость стрельбы.
-- Телохранитель -- профессия особая, -- продолжает Арсен. -- Он должен владеть такими навыками, как пешее сопровождение, автомобильный эскорт, поиск самодельных миновзрывных устройств, ведение боя на ближней дистанции (отличается от рукопашного), оказание первой медицинской помощи (делать инъекции, ставить капельницы). Телохранитель просто обязан не дать умереть охраняемому лицу, пока не прибудет медицинская помощь. За границей, например, профессиональный телохранитель имеет при себе миниаптечку со всем необходимым для того, чтобы поддержать в человеке жизнь.
-- Бытует мнение, что система подготовки спецназовцев и телохранителей очень схожа.
-- Спецназ используется в иных ситуациях-- задержание, локализация, нейтрализация преступных группировок и их лидеров, силовая поддержка оперативных действий Работа телохранителя -- охрана жизни твоего подопечного. Отсюда и различия в подготовке. Если в спецназе очень важны физические данные человека, то телохранитель -- это, в первую очередь, «светлая» голова и, конечно же, навыки. Огромные бицепсы иметь не обязательно.
Поэтому с большой неохотой в телохранители берут бывших спортсменов. У них установка: противника нужно победить! А что в это время происходит с подопечным, уже не интересует. Но профессиональный телохранитель сможет без труда «вычислить» человека, несущего реальную угрозу охраняемому лицу.
-- Определить потенциального убийцу?!
-- Убить человека даже киллеру нелегко. Это только в фильмах все просто. Поэтому потенциальный нападающий всегда нервничает. Американцы, занимаясь подготовкой телохранителей, учат обращать внимание даже на учащенно пульсирующую сонную артерию (у взволнованного человека повышается кровяное давление), бледность, дрожание рук, бегающие глаза. Чаще всего такие люди принимают «закрытые» позы, чтобы спрятать оружие, в летнее время одеты не по сезону, их движения становятся нервно-отрывистыми. Словом, существует много нюансов, проанализировав которые, телохранитель всегда определит опасный для своего подопечного объект.
-- Полагаетесь ли вы на интуицию?
-- Интуиция тоже очень много значит. Ведь после четырех-шести часов напряженного внимания взгляд «замыливается».
Впрочем, профессионал должен избегать риска. Видя, что на пути есть опасность, лучше повернуть назад и увести охраняемую персону. И это -- не трусость.
-- А если столкновения не избежать?
-- В таком случае ответный удар должен быть адекватен нападению. Если телохранитель, не предприняв никаких мер, застрелит человека, вооруженного палкой, ему придется отвечать перед судом. К сожалению, до сих пор не принят закон о деятельности телохранителей. Эта профессия даже не указана в справочнике. Поэтому, если телохранитель применяет оружие, это трактуется, как самозащита, а не защита жизни клиента.
-- Классный телохранитель -- это гарантия целостности и сохранности клиента?
-- Увы Если человека захотят лишить жизни, телохранитель не поможет, -- говорит мой собеседник. -- Единственное, что он может сделать, это создать преступнику препятствия. Например, если машина VIP-персоны периодически осматривается, ведется постоянное наружное наблюдение, то подложить туда бомбу сложно.
-- Что делать, если человек, которого вы охраняете, не очень симпатичен. Отказываться от работы?
-- Мои английские коллеги относятся к этому очень прагматично: вас наняли, платят деньги -- извольте работать! Проблема в другом: телохранитель не должен становиться другом или близким человеком своему клиенту. Если подобное произошло, начальник охраны обязан сменить телохранителя. Ведь в этом случае идет подмена понятий долга и дружбы. Телохранитель забывает, что он на работе, и теряет свои профессиональные качества. Поэтому следует придерживаться принципа: VIP-персона -- это не друг, а клиент.
-- Но известны случаи, когда телохранитель становится очень близким другом -- любовником, как, например, случилось у леди Ди
-- В данной ситуации произошло то, чего профессионал не должен допускать, -- говорит Арсен. -- Телохранитель обязан диктовать охраняемому лицу жесткую линию поведения, руководить, устанавливать правила. А влюбленный охранник постепенно начинает потакать капризам возлюбленной. Поэтому, увидев телохранителя, который помогает нести своему клиенту сумку или папку с документами, я понимаю, что его пора переводить в референты, помощники, да куда угодно (!), но не вверять ему жизнь.