А в первой половине 2005-го начнется строительство четвертой линии киевского метро — Подольско-Воскресенской
Возможно, «Бориспольская» примет первых пассажиров в Дни Киева, традиционно отмечаемые в последние выходные мая. По словам метростроевцев, для столь оптимистических заявлений есть веские основания: высока строительная готовность нового участка. И если из местного бюджета своевременно выделят необходимые средства, то «Бориспольскую» сдадут вовремя.
- Сейчас интенсивно работаем на всем участке — от станции метро «Харьковская» через Харьковскую площадь к будущей станции «Красный хутор» в районе улицы Бориспольской, — уточнил для читателей «ФАКТОВ» директор дирекции строительства метрополитена Александр Охотников. — Прокладывать тоннели вдоль проспекта Бажана начали летом прошлого года по поручению мэра Киева Александра Омельченко.
Работы ведем открытым способом, то есть не «загоняют» под землю проходческие щиты, а строят тоннели в заранее подготовленном котловане. И хотя линия неглубокого заложения, но из-за расположенного рядом озера Вырлица в районе новой трассы метро очень высок уровень грунтовых вод. Чтобы нормально вести строительство, ведь тоннели находятся буквально под водой, в скважины надо опускать глубинные насосы и круглосуточно откачивать воду. Одновременно тоннели защищают от протекания — гидроизоляция здесь современная и надежная.
Приходится также перекладывать расположенные здесь инженерные коммуникации, убрали под землю проходящую через Харьковскую площадь воздушную линию электропередач.
Но, несмотря на сложности, метростроители трудятся на нескольких площадках без выходных и перерывов. На 2,3-ккилометровом участке от станции «Харьковская» до станции «Бориспольская» уже сооружено почти два километра перегонных тоннелей в обе стороны и в них уложено больше километра колеи.
Прокладываются тоннели и на километровом участке от Харьковской площади до станции «Красный хутор», строится в этом районе современное электродепо, где планируют обслуживать, ремонтировать и готовить к рейсам поезда метро.
По словам Александра Охотникова, депо на Сырецко-Печерской линии — с учетом, что в будущем ее продлят, — крайне необходимо, ведь речь идет о безопасности перевозок. Сейчас поезда на эту линию приходится гонять из депо, расположенных на Оболони и в Дарнице, что весьма неудобно как для метрополитена, так и для пассажиров: увеличивается интервал между движением составов на и так перегруженном Сырецко-Печерском направлении.
Огромный комплекс для обслуживания и ремонта поездов разместится недалеко от Харьковской площади и займет больше девяти гектаров. Сдавать его будут постепенно: первую очередь — в следующем году, вторую — в 2006-м.
Продлившаяся к Харьковской площади линия и новая станция «Бориспольская», по мнению специалистов, должны значительно облегчить жизнь жителям интенсивно застраивающихся массивов Позняки и Харьковский, обеспечив людей надежным и быстрым транспортным сообщением из центра города.
- Мы надеемся, что после открытия в следующем году «Бориспольской» несколько разгрузится и Южный мост, где сейчас в часы пик возникают большие заторы, — прогнозирует Александр Константинович. — Людям будет удобнее ездить поездами метро, чем наземным транспортом. Тем более что со временем рядом со станцией метро на Харьковской площади построят большой автовокзал для автобусов Днепропетровского, Харьковского, Полтавского и Черкасского направлений. Опять-таки разгрузится Московская площадь, куда сейчас направляются междугородные автобусы, и Южный мост. Возведут на Харьковской площади и многоэтажные паркинги, где иногородние водители смогут оставлять автомобили и передвигаться по городу в метро.
Из нескольких вариантов будущей станции «Бориспольская», предложенных институтом «Укрметротоннельпроект», уже выбрали окончательный: подземная станция будет односводчатая, как «Житомирская» или «Осокорки», с двумя вестибюлями и двумя выходами. Из вестибюлей пассажиры попадут в подземные переходы и смогут выйти на разные стороны Харьковской площади. Эскалаторов на «Бориспольской» не будет, зато впервые для инвалидов предусмотрены лифты — с улицы прямо на платформу. Кстати, сама платформа будет расширена. Полы станции выложат гранитом, стены — мрамором, установят подвесные потолки: получится достаточно просторная, светлая и удобная станция. Уже сейчас здесь выполнена добрая половина монтажных работ.
На станции «Красный хутор», открыть которую планируют в 2006 году, тоже не будет эскалаторов (как и «Бориспольская», она мелкого заложения) и предусмотрены два выхода. Подземный вестибюль и здесь украсят колоннами.
Между «Харьковской» и «Бориспольской» строится еще одна станция — «Вырлица». Изначально она планировалась как резервная — на случай непредвиденных ситуаций. Но затем ее решили обустроить как действующую. Ведь, согласно инвестиционному проекту, возле озера Вырлица планируют создать спортивно-оздоровительный центр, и для удобства посетителей и местных жителей здесь откроют станцию. Ее уже строят, но, когда откроют «Бориспольскую», «Вырлица» какое-то время останется транзитной и заработает в 2006 году. Здесь установят эскалаторы, а выйти со станции пассажиры смогут как к озеру Вырлица, так и на проспект Бажана.
Киевский городской голова Александр Омельченко считает, что улучшить транспортную ситуацию в столице можно, если открывать каждый год по две станции метро. А для этого нужно работать сразу на нескольких направлениях. Поэтому площадки метростроевцев уже появились возле Московской площади.
- Сейчас ведутся подготовительные работы, а с января начнется строительство тоннеля от станции «Лыбедской» в сторону Теремков, — говорит Александр Охотников. — Строить этот участок прекратили еще в 1984 году, но там очень сложные грунты, а соответствующей техники не было. Пришлось бы замораживать огромные массивы грунтов и перекрывать движение транспорта по всей трассе будущей линии метро. Такой вариант требует немало времени и средств.
Недавно «Киевметрострой» приобрел современный проходческий комплекс, способный действовать даже в столь сложных геологических условиях, и в январе он заработает. За месяц машина способна проходить по 250-350 метров, причем грунт не проседает, жилые дома на трассе строительства не страдают, движение транспорта перекрывать не надо. Три станции: «Демиевскую» — чуть дальше автовокзала, напротив библиотеки имени Вернадского, «Голосеевскую» — на одноименной площади и «Васильковскую» — возле Амурской площади планируют открыть в 2007 году. Затем еще три станции: «Выставочный центр», «Ипподром», «Теремки», «Одесская».
Примеряют метростроевцы и место для площадок на Подоле, где в первой половине следующего года уже начнется строительство четвертой линии киевского метро — Подольско-Воскресенской. По новому мосту через Днепр метрополитен свяжет правый и левый берега столицы. В районе пивзавода на Подоле два проходческих щита начнут вскоре прокладывать параллельно тоннели глубокого залегания в сторону Центрального железнодорожного вокзала. Одна из новых станций запланирована с пересадкой на «Лукьяновскую», следующая — на площади Победы, еще одна — возле вокзала, с пересадкой на «Вокзальную».
Отсюда Подольско-Воскресенская линия со временем пойдет в сторону аэропорта Жуляны. На Подоле построят эстакаду, по которой поезда из тоннеля выйдут на Подольский мостовой переход, здесь же обустроят и пересадочную станцию «Подольская».