Первая красавица советского кинематографа, которая сегодня отмечает свой юбилей, в интервью «ФАКТАМ» призналась, что обладает некими провидческими способностями
Первая красавица советского кинематографа Фатеева и сегодня не уступает голливудским дивам. Недаром за рубежом ее называли советской Лиз Тейлор. Но сама актриса, подводя своеобразный итог, с горечью говорит: «Я не относилась к «модным», «престижным» артистам, никто меня в звезды не выводил, в лауреаты не толкал. В моде был серый цвет. К моей красоте относились с каким-то презрением. И мне приходилось постоянно доказывать, что я не только красива, но еще и что-то собой представляю». Актриса с бездонными васильковыми глазами и чистым звонким голосом снималась в роли колхозницы-телятницы в фильме Ивана Пырьева. Чтобы не выпадать из актерской «обоймы», Фатеева играла в Театре им. Ермоловой, Театре киноактера, успешно занималась дубляжем иностранных фильмов — их у нее более двухсот. Ее голосом говорили Софи Лорен и Беата Тышкевич Совсем недавно Наталья снова вернулась на сцену — в антрепризе Театрального центра на Страстном сыграла роль в пьесе Маргерит Дюрас «Любовь к английской мяте».
- Наталья Николаевна, часто бываете на родине, в Харькове?
- Конечно! Хотя я родилась в Харькове, город оказал на меня меньшее влияние, чем те необыкновенные места, где я бывала в детстве. Мамины родственники жили в селе Лиманы Николаевской области, а папины до сих пор живут в Лубнах на Полтавщине. Мое детство — это необъятные просторы Буга, где в хорошую погоду была видна Таврия. У моего дедушки был прекрасный сад. Все там было сделано основательно, с любовью. И мне жаль всех, у кого нет родственников в деревне, на земле. Потому что там живут настоящие, не завистливые люди.
- Наверное, оттуда и ваше особое отношение к животным. Вас в Москве называют известной кошатницей.
- Я стараюсь об этом поменьше говорить, так как добрые дела нужно совершать незаметно. Люблю не только кошек, но и собак, птиц, однако сил хватает лишь на кошек. А началось с того, что я увидела, как одна пожилая женщина постоянно кормит кошек, и стала ей помогать. Приносила сначала продукты, а потом и деньги. Вскоре она заболела, и я начала сама ходить кормить животных. Их было около десяти. А когда женщина умерла, я для себя решила, что получила от нее наследство и Божье благословение. И если мне что-то мешает покормить моих кошек, очень плохо себя чувствую.
Наталья Фатеева с первого захода поступила в Харьковский театральный и получила именную стипендию. Студентку Фатееву пригласили работать диктором на местную телестудию. И вдруг она все бросила и уехала в Москву. Почему, Наталья не рассказывает ни-когда. В столице жизнь вроде бы складывалась успешно: ВГИК, мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Но ни один маститый режиссер не пригласил ее в свой фильм. Впервые третьекурсница Фатеева снялась в картине режиссера Киевской киностудии Виктора Ивченко «Есть такой парень». О многих своих последующих фильмах актриса говорит: «не люблю», «ненавижу», «не хочу вспоминать».
- Мы, студенты творческих вузов, воспитывались максималистами — были убеждены, что сыграем замечательные роли. Но вариантов было значительно меньше Я и страдала, и отказывалась от ролей, потому что передо мной был маяк, к которому я стремилась. А на каком-то этапе поняла, что жизнь нужно воспринимать такой, какова она есть. И научиться жить и тогда, когда не можешь себя реализовать. Это самое тяжелое время. Нужно держать себя в ежовых рукавицах и не прекращать работу души, научиться играть роли хорошие и плохие, работать с людьми талантливыми и бездарными. Я этому научилась, скрепя сердце.
- У вас просто не было другого выхода?
- Наверное. Мне надо было зарабатывать деньги. Поэтому я работала в концертных бригадах, объездила всю страну. Это был самый тяжелый период в моей жизни, который я называю «стриптизом души». Каждый раз, встречаясь со зрителями, нужно было рассказывать о своей жизни.
Большинство зрителей по-прежнему ассоциируют Фатееву с дрессировщицей Зоей в фильме «Три плюс два». А у самой актрисы напоминание об этой роли вызывает лишь ироническую улыбку. Она категорически не хочет о ней говорить. Актриса считает, что в этом фильме планка ее возможностей так низко опущена, что нужно было прилагать усилия, чтобы не сорваться.
- А как вы относитесь к роли в фильме «Джентльмены удачи»?
- Мне об этой роли даже говорить неинтересно! Там просто нечего было играть! В картине я снималась только потому, что нужно было быть в «форме». Вы же знаете, как мы, артисты кино, раньше жили. Снимаешься — хорошо, не снимаешься — три месяца получаешь 75% зарплаты, потом 50%. У меня тогда была маленькая дочка, нужны были деньги. В другой ситуации ни за что бы не согласилась играть в этом фильме. Бывают такие роли, когда приходится, чтобы хоть как-то обогатить безликий образ, вкладывать в него самого себя, свои чувства.
- Неужели в вашей творческой жизни все было так печально?
- Мое поколение — несостоявшиеся люди, которые в жизни гораздо богаче и интересней, чем роли, которые играли. По существу, мы сделали лишь маленький процент того, что могли.
Фатееву нельзя назвать везучей и в личной жизни. Она четыре раза официально была замужем, и всякий раз неудачно. Первый муж — замечательный актер и режиссер Владимир Басов. Однажды Фатеева призналась, что «если бы не его несчастная слабость (алкоголь. — Авт. ), я бы никогда с ним не рассталась».
- Басова я очень любила. Термос ему носила на съемки. Меня восхищала его одержимость. Но он ревновал меня к моей внешности, нервно реагировал на робкие успехи в кино и театре. Володя любил мрачно приговаривать: «Когда же ты постареешь, когда тебе будет наконец тридцать лет » Я очень долго не решалась расстаться с Басовым. Он же и после развода не успокоился, бегал по киностудии, хлопотал, чтобы меня не снимали. И при этом сына своего не видел целых десять лет, хотя мы жили на одной улице. В голове не укладывается: что за мужья у меня были, что за отцы из них получились
Вторым ее мужем был космонавт-плейбой Борис Егоров. Не сложилось и с ним. В 1969 году на пике своей популярности Фатеева снималась в Румынии в музыкальном фильме «Песни моря». Ее партнером был известный донжуан, румынский певец Дан Спатару. Спустя время Фатеева как-то призналась: «Спатару — блистательный актер, совершенно уникальный человек, но все самое интересное осталось за кадром — у меня с ним был бурный роман » Теплые отношения сложились у Натальи и с 22-летним Андреем Мироновым на съемках «Три плюс два».
- Я была его первой страстной любовью, хотя сама не испытывала к нему таких уж горячих чувств. Уже после смерти Андрея его мама, Мария Владимировна Миронова как-то мне сказала: «Когда вы расстались, Андрей очень страдал. Почти все его письма относятся к периоду любви и расставания с тобой. И как он писал! Я всегда относилась к тебе с огромной нежностью » Кстати, я же познакомила Андрея с его будущей женой, актрисой Ларисой Голубкиной.
Еще дважды Наталья выходила замуж, но оба раза неудачно. Одним из ее мужей был известный переводчик, разведчик и резидент, о чем Фатеева не знала, и ее раздражала его закрытость.
- Все мои браки были примерно одинаковой продолжительности. Три года люблю, два года терплю. Пятилетка, все по-советски. В браках я была обычной женой: и носки стирала, и готовила. Советский быт — это пытка. А в моей профессии — так и вдвойне: мне же надо следить, чтобы руки не страшные были, чтобы лицо не старело
- Приходилось жертвовать чем-то во имя любви?
- К каждому своему избраннику я относилась со всей привязанностью, на какую была способна. Конечно, иногда и предавала профессию из-за любви. Но потом чаще всего оказывалось, что своим «суженым» я нужна была в качестве красивого дополнения к их комфортному существованию. Были тяжелые разводы, которые мне стоили здоровья. Потом каждый раз приходилось начинать сначала Самое интересное, что, когда я еще только расписывалась с тем или иным мужем, всегда наперед чувствовала, из-за чего и когда мы разведемся. Я наделена некими провидческими способностями. Басову, например, предрекла всю его будущую жизнь.
Сын Фатеевой Владимир Басов-младший (любимый ученик Сергея Бондарчука, ставший актером и режиссером) считает, что «мама по характеру одиночка, ее раздражает, если кто-то рядом». Она тяжело восприняла его раннюю женитьбу. Дочь Фатеевой и Егорова, названную в честь мамы, судьба тоже не баловала, и это особенно сблизило двух Наташ. Она трижды поступала в институт, хотела стать журналистом. Затем устроилась на работу в инофирму, живет с мамой. Внук Иван учится в Московском университете. Самую точную характеристику Натальи Фатеевой дал ее сын: «Мама сама себя сделала. Никто не помогал. Она настоящая работяга. И как следит за собой! Бегает, делает зарядку, стоит на голове, сидит на диетах. Она сильный человек».
- Сегодня у меня трудный период — слишком много свободного времени. Одной из моих последних работ были съемки у Светланы Дружининой в сериале «Тайны дворцовых переворотов». Сейчас я не снимаюсь, потому что так много чепухи и макулатуры сделала в жизни, и то, что сейчас мне предлагают
- Наверняка роли в сериалах.
- Да, а я, честно говоря, терпеть их не могу. Но я постоянно что-то делаю, и это дает мне возможность жить. Это не значит, что я каждый день хожу на работу, но все время чем-то занята. Сама создаю свой собственный мир: придумываю новые концертные номера, много читаю, смотрю. Но периодически наступает депрессия, с которой нужно справляться. Да еще и бороться с ленью
- Может, сесть за мемуары?
- Кстати, недавно мне предложили написать книгу, но я считаю, что писать можно только тогда, когда созрел. Вообще, жизнь вступила в такую фазу, когда рассчитывать, что ты делаешь нечто значимое, невозможно. Но когда я говорю, что у меня нет серьезной работы, мой сын отвечает: «Сейчас нет, завтра — будет »