Культура и искусство

Влюбленный в марлен дитрих режиссер григорий александров заставил любовь орлову похудеть на пять килограммов и стать блондинкой

0:00 — 24 декабря 2004 eye 3649

Ровно 70 лет назад на экраны вышел знаменитый фильм «Веселые ребята»

Формально 25 декабря 1934 года — день рождения культовой музыкальной комедии «Веселые ребята». Фактически — дата появления нового советского кинематографа.

В незатейливой истории о пастухе Косте и домработнице Анюте было такое ощущение победы новой жизни и прорыва в светлое будущее, что «Веселые ребята» почти на три десятилетия стали безусловным маяком для всех отечественных комедиографов. При этом мало кто знает, что знаменитый фильм родился из театральной постановки «Музыкальный магазин», в которой главную роль играл Леонид Утесов. О том, как снимали комедию «Веселые ребята», рассказывается в 48-м номере российской газеты «Версия».

«Выдув полведра водки, бык разбуянился и начал гоняться за актерами»

В начале 30-х режиссер Григорий Александров вместе со своим учителем Сергеем Эйзенштейном гостил в Америке по приглашению киностудии Paramount. Именно там и застало их предложение о съемках комедии. Причем сначала обратились не к Александрову, а к Эйзенштейну. Но тот отказался и переложил всю ответственность на любимого ученика.

Под впечатлением от поездки Александров решил сделать фильм в духе модных в то время в США музыкальных комедий. Сюжет прост: в одном из южных курортных городков Костю Потехина — пастуха по профессии и музыканта по призванию — принимают за известного иностранного гастролера дирижера Фраскини. После этого и начинаются веселые злоключения Кости и его стада. Распоясавшаяся скотина устраивает погром в особняке местной певицы Елены, а Костя «случайно» становится дирижером джаз-оркестра в мюзик-холле и дает старт музыкальной карьере домработницы Анюты. В финале традиционный американский хеппи-энд: Костя и Анюта вместе выступают в Большом театре.

У Григория Александрова было единственное пожелание: задействовать в съемках джаз-банд Леонида Утесова. Режиссер был яростным поклонником «музыки для толстых», и не использовать в съемках единственный на весь Союз джаз-банд было выше его сил. К тому же роль Кости Потехина писалась специально под Утесова…

Оставалось найти героиню. Александров давно не был в СССР, поэтому просто не представлял, кто из отечественных актрис умел хорошо петь и танцевать. Но он четко знал одно — героиня должна быть советской Мэри Пикфорд.

После бесконечных просмотров режиссер по совету друзей отправился в Театр Немировича-Данченко на спектакль «Перикола». Там он впервые и увидел будущий советский секс-символ. После спектакля Александров подошел к Орловой, выразил свое восхищение, и за разговорами они пробродили всю ночь.

Есть, правда, и другая версия… Говорят, Александров был страстно влюблен в Марлен Дитрих и после возвращения в СССР искал актрису, из которой можно было бы вылепить что-то похожее. Якобы именно он заставил Любовь Орлову похудеть на пять килограммов, переделал ее, темную шатенку, в блондинку, а в сцене триумфа «Веселых ребят» декорировал свою звезду под Марлен из «Голубого ангела». По слухам, сама Орлова не переносила Дитрих и постоянно вырезала изображения актрисы на совместных фото. Как бы там ни было, встреча Александрова и Орловой вылилась в роман — актриса и режиссер поженились уже во время съемок. На картину это повлияло непосредственно — фильм оказался пропитан любовью.

В 30-х «Мосфильм» еще не мог себе позволить содержать собственных специалистов по работе с животными, поэтому на съемках постоянно возникали забавные и даже опасные инциденты. Например, когда Утесову, как главному пастуху, была оказана честь сесть на быка, Леонид Осипович ответил Александрову: «Нет, Гриша, не еврейское это дело — скакать на быке!» Тогда за «нееврейское дело» взялась Любовь Петровна. Причем по собственной воле — эпизод, в котором ее героиня, усевшись задом наперед, танцует на пьяном быке, был предложен самой Орловой. Бык, однако, не понял такой фамильярности и сбросил актрису так, что она месяц отлеживалась в «Склифе». В следующей сцене в роли быка (за кадром) выступил сам Александров. Посадив Орлову себе на закорки, он самозабвенно бегал перед камерой оператора Нильсена, а сидящая на Александрове актриса от души нахлестывала режиссера веником.

Появляются в фильме и животные из цирка Дурова. Бык Мишка (по фильму Чемберлен), выдув положенные по сценарию полведра водки, разбуянился и начал гоняться за актерами. Ситуацию спас дедушка-ветеринар, предложивший налить животному водки с бромом: «Он будет пьяным, но тихим. Покачается и быстро уснет». Так и случилось.

Зато сцену с поросенком сняли с первого дубля. Выпив стакан коньяка, хрюша прекрасно справился с творческим заданием и превратился в настоящего пьяного хулигана. Шатаясь и хрюкая, он ходил по столу, ронял бутылки, лихо поддевал пятаком и сбрасывал тарелки и смело прыгал в неизвестность. Режиссер заявил: «Поработав с пьяницами-свиньями, я пришел к выводу, что пьяная свинья похожа на человека».

В коровах, свиньях и баранах недостатка не было, проблемы возникли с ягненком. Когда по сценарию пастух Костя обнаруживает в салоне Елены игрушечного ягненка, то заменяет его на настоящего. Александров вспоминал: «Нам нужен был маленький барашек. Мои помощники сообщили, что окота в январе не бывает. Поэтому мы решили загримировать под ягненка собачку — фокстерьера. Сшили ему баранью шкуру, сделали копытца и соответствующую голову. Так фокстерьер сыграл молочного ягненка».

Вместо правительственной награды исполнитель главной роли Леонид Утесов получил… фотоаппарат

Наконец фильм вышел на экраны. Первые отзывы критиков были отрицательными: «Веселых ребят» называли слепком с второсортных американских мюзиклов, «хулиганским и контрреволюционным фильмом». Но ленте невероятно повезло — ее увидел Сталин и после просмотра заявил: «Хорошо, я словно месяц побывал в отпуске». После этого на нападки критиков можно было не обращать внимания…

У зрителей фильм пользовался бешеной популярностью, успех был небывалый. Через два года под «Марш веселых ребят» шагали по Парижу с красными знаменами колонны Народного фронта. Чарли Чаплин писал: «Александров открыл для Америки новую Россию. Это большая победа».

Недоволен был только Утесов: режиссер вырезал значительные куски с его участием, чтобы оставить побольше эпизодов с Орловой. Фамилию Утесова в связи с фильмом практически не упоминали. Он вспоминал: «Когда в Москве состоялась премьера, я был в Ленинграде. Получив «Правду» и «Известия», я с интересом стал читать большие статьи. В обеих статьях были указаны фамилии режиссера, сценаристов, поэта, композитора, всех исполнителей, даже второстепенных ролей. Не было только одной фамилии — моей. Опечатки быть не могло. Сплетники убеждали меня уезжать за границу».

Вторым ударом для Утесова стало то, что за участие в этой картине он не был удостоен правительственной награды. «Когда отмечалось 15-летие советского кино,- вспоминал Утесов,- Григорий Александров получил орден Красного Знамени, Любовь Орлова — звание заслуженной артистки, а я — фотоаппарат». Эта обида сохранилась на долгие годы. А потом и еще один удар: в 1958 году фильм «Веселые ребята» зазвучал по-новому. Голос Утесова на долгие 20 лет исчез с наших экранов. За него пел Владимир Трошин. Леонид Осипович жаловался: «Фильм был переозвучен без моего ведома, и песни Кости Потехина спел другой певец». Только в 1978 году на киностудии «Мосфильм» картина была восстановлена, и мы снова услышали подлинную музыку Дунаевского, голоса Орловой и Утесова.