Культура и искусство

Заслуженная артистка россии лионелла пырьева: «в числе моих поклонников был сам агент «007»»… »

0:00 — 28 декабря 2004 eye 1381

Ровно 35 лет назад на экраны вышла картина «Хозяин тайги», в которой блистательной актрисе досталась роль… поварихи. «И ни разу об этом не пожалела!.. » — говорит она

Эту потрясающе красивую актрису зрители старшего поколения запомнили, в основном, по фильмам «Братья Карамазовы» (говорят, эту ленту специально для нее, своей жены, поставил знаменитый режиссер Иван Пырьев), «Хозяин тайги», «Опасные гастроли» (где она играла любимых женщин Владимира Высоцкого), «Свет далекой звезды»… От нее были без ума и мужчины, и женщины. Все — от швей-мотористок до известных политических деятелей — с восхищением смотрели на безупречную фигуру, ловили взгляд огромных темных глаз, внимали низкому бархатному голосу. Ее почему-то все считают коренной москвичкой, хотя она родилась и выросла в Одессе.

«У нас с Высоцким сложились братские отношения. О любви и речи не было»

- Говорят, за вами ухаживал Владимир Высоцкий. Хотя вы ему такую звонкую пощечину в картине «Хозяин тайги» дали…

- С этим связано много смешных воспоминаний! Финал снимался в очень трудных условиях: быстротечная речка, я на ходу прыгаю из лодки, даю пощечину Высоцкому и говорю «сволочь». И все время неудачно, все время падаю — и дубли, дубли, дубли. Режиссер говорит: «Как следует, Линочка, дай ему, как следует». В общем, Володя хорошо запомнил этот «мордобой», и, когда планировались «Опасные гастроли», он хотел, чтобы снималась я. Потом выяснилось, что и там сцена с пощечиной. Только на сей раз бьет уже он меня. Володя, вероятно, решил отыграться. «Еще дублик, еще дублик», — говорит. Режиссер кричит: «Достаточно!», а Высоцкий: «Нет! У меня не получилось!» (Смеется.  — Авт. ) В обоих фильмах у нас с Володей по сценарию любовь. Только в одном фильме он погибает, а в другом я его бросаю, потому что он подонок, подлец и ворюга. Но, знаете, мне тяжело говорить об «Опасных гастролях». Ведь из всего актерского состава в живых осталась только я. Ушли Володя Высоцкий, Ефим Копелян, Иван Переверзев, Владимир Шубарин, Николай Гринько, Бронислав Брондуков. Мне страшно…

Картину первое время очень ругали. Говорили, мол, сделали водевиль из революции, а теперь оказалось, что это — классный фильм. Когда-то из Франции просили: «Продайте нам фильм, он у нас хорошо пойдет». «Нет!» — отвечали наши «органы». Помнится, газета «Советский спорт» и та писала: «Вы увидите, как там поет Владимир Высоцкий и танцует Лионелла Пырьева», а потом запретили показ. Приезжая на творческие встречи, я говорила об этой ленте с оглядкой, а теперь в России ее неделю гоняют по ТВ.

- Так все-таки Высоцкий был в вас влюблен?

- (Смеется.  — Авт. ) Мы познакомились с Володей, когда я была еще первокурсницей. Вижу, какой-то паренек крутится: то в одной компании поет, то в другой… Он учился во МХАТе, жил недалеко, на первой Мещанской, и постоянно после занятий приходил в общежитие. У нас сложились братские отношения, которые продолжались достаточно долго. О любви и речи не было.

Я очень ценила Володю, своей душевностью он мог довести до слез. Мы все мало зарабатывали. Оклад после института — 69 рублей. Как-то я шла в театр, навстречу — Володя. Разговорились, и он проводил меня до самого театра. Попрощались, вдруг зовет. Возвращаюсь, а Володя в руке трешку зажал (старые деньги). «Я знаю, у тебя денег нет. Ты идешь на спектакль. Там поешь», — говорит. Вот такие у него были порывы…

- Вы часто виделись?

- Жизнь у каждого по-своему складывалась. Мы стали как-то отдаляться. Я вышла замуж, Володя был занят, потом какой-то период времени мы просто не сталкивались. Разве что мельком, на студии. А в 1969 году нас пригласили сняться в фильме «Хозяин тайги». Я только-только после сдачи «Братьев Карамазовых», где сыграла Грушеньку, а мне говорят: будешь повариху играть. Возмутилась тогда страшно: после классической роли — повариху! И вообще, какая из меня деревенская повариха?! А мне говорят: «Почему бы и нет? Носик сделаем, причесочку, платочек наденем». И ребята уговаривали: «Поехали. Тайга. Романтика». Согласилась и никогда об этом не жалела.

«Мама видела меня только врачом»

- Вас почему-то упорно называют москвичкой…

- Действительно, даже в официальных кинематографических изданиях указано, что я родилась в Москве… Хотя с самого рождения жила в доме, вплотную прилегающем к зданию Одесского государственного русского драматического театра, в Колодезном переулке (нынче — переулок Вице-адмирала Жукова.  — Авт. ). Наша квартира располагалась в одном подъезде со служебным входом театра. Самую же святая святых я стала посещать, вернее, проникать в нее, как только начала «ползать». Маленькой торчала за кулисами, став старше, умудрялась попадать в зрительный зал и все спектакли смотрела множество раз.

- Уже тогда решили, что станете актрисой?

- Будучи смышленой девочкой, думала: какая это интересная работа, как прекрасно играть на сцене королев и золушек, умирать, любить и страдать… Обладая хорошей памятью, запоминала все монологи. Но то было по-детски…

А в классе седьмом определилась: так как в Одессе нет театрального вуза, жить здесь не буду. Решила, что обязательно добьюсь своего — уеду в Москву и поступлю в театральный институт.

- Почему не в Киев?

- Просто очень любила русский язык и литературу… Даже дружила с учительницей русского языка, она руководила драматическим кружком, в котором я буквально пропадала. Выступала на всех школьных вечерах. Сейчас, разумеется, это трудно себе представить… Тогда все было замечательно: играла многие роли, даже «даму, приятную во всех отношениях» в отрывке из гоголевских «Мертвых душ». Я была артисткой. И этим все сказано.

- Как отнеслись к вашему увлечению родители?

- Отрицательно. Мой отец был моряком, старшим механиком. Во время Великой Отечественной войны, когда разбомбили судно, на котором он плавал, работал на судоремонтном заводе в Сан-Франциско. По возвращении на родину его, квалифицированного механика, пригласил на Дальний Восток Тимофей Гуженко, который возглавлял тогда Дальневосточное пароходство (впоследствии Гуженко многие годы был министром морского флота СССР.  — Авт. ). Он предложил папе поехать от министерства на Сахалин механиком-наставником.

В Одессе я осталась с бабушкой. Мои родители, прожившие на Сахалине в общей сложности 14 лет, были категорически против того, чтобы я уезжала из родного города. Мама видела меня только врачом. К слову, я всю жизнь увлекалась медициной. Так, своему отцу поставила диагноз инфаркт. Приехала «скорая» — точно. Спасла своего мужа, отправив его в уже критическом состоянии в больницу, распознав природу заболевания… Это просто интуиция. Ведь по гороскопу я Рыба, а Рыбы предрасположены к медицине, мистике…

«Когда вышел фильм «Братья Карамазовы», мужчины смотрели на меня с восхищением»

- Можно сказать, медицина стала вашим хобби?

- Вот именно. Это — природная тяга. И я до сих пор жалею, что не воспользовалась одной ситуацией, можно сказать, лотерейным билетом…

- Признайтесь, многим мужчинам вскружили голову?

- Без ложной скромности скажу, что, когда вышел фильм «Братья Карамазовы», мужчины смотрели на меня с восхищением. Однажды я с «левого» хода пришла к знакомой в магазин за продуктами. Познакомилась там с мужчиной, который оказался ректором медицинского института. Рассказала ему о своей маме, хотевшей, чтобы я стала врачом, о своей интуиции… А он давай меня упрашивать: «Поступайте к нам, пожалуйста, поступайте… » «Да вы что, смеетесь? Это же шесть лет учиться, — отвечаю.  — Да и экзамен по математике не смогу сдать». (Мне-то тогда уже тридцать лет было!) «Какие экзамены? Мы все сделаем… » — уговаривал ректор. Я отказалась, но потом, когда наступили кризисные времена, очень жалела, что упустила свой шанс…

- Но ведь ректор медицинского встретился позднее… А тогда, после школы, как удалось выстоять, пойти против родительской воли?

- Во всех моих начинаниях меня поддерживала бабушка. Когда я уехала в Москву, она родителям ничего не сказала — это была наша маленькая тайна. Поступив, бросилась на телеграф и сразу отправила телеграмму родителям: «Поступила театральный институт… »

- Они расстроились?

- Напротив — обрадовались. Во-первых, все-таки поступила. Во-вторых, проявила характер. Впрочем, зубы показывать и раньше приходилось. Ведь после окончания школы я годик в народном суде поработала — секретарем судебного заседания. Насмотрелась… Однажды судья попросил, чтобы я кое-какую подтасовочку сделала. Ответила, что никогда этого не будет, предложила новое судебное слушание устроить, мол, тогда и протокол заново напишу. Судья за голову схватился: «Уезжай скорее в свою Москву! Ты — АРТИСТКА!.. »

- Насколько мне известно, сейчас в Одессе вы со своим супругом, актером Олегом Стриженовым…

- Мы в браке по паспорту почти 28 лет. Всегда неразлучны — дома, в поездках. Одна актриса мне как-то сказала, что только за то, что я терплю жуткий характер Стриженова, мне нужно памятник при жизни поставить. На что я ответила: «Это ему нужно поставить памятник. Это у меня характер — не дай Бог».

- Как вы познакомились?

- О, это было очень давно, полвека назад и, представьте, в Одессе! Я направлялась в поликлинику, шла по Театральному переулку. Возле Оперного театра шли съемки «Мексиканца», в котором Стриженов играл боксера Риверу. Я остановилась в толпе, за веревочным заграждением. Олег, по сценарию весь мокрый, подошел ко мне: «Вы не Джина Лоллобриджида?» «Меня зовут Лионелла», — ответила я. Он удивился странному имени, и… наш разговор прервался: его чуть ли не силой утащили на съемку, а я ушла… Следующая встреча состоялась лишь в 1975, на съемках фильма Петра Тодоровского «Последняя жертва».

«Это твой любовник, сама с ним и разбирайся»

- Действительно, откуда такое оригинальное имя?

- Еще до замужества, в ранней молодости, моя мама тоже была морячкой. В рейсе они с папой и познакомились. В Италии родители часто заходили в один и тот же магазинчик, продавщицу которого звали Лионелла. Имя им очень понравилось…

- Известно, что об отношениях со Стриженовым знал ваш тогдашний супруг, Иван Пырьев. Как он реагировал на это?

- Односложно ответить не берусь. Иван Александрович был сильным, талантливым человеком. У нас была интересная жизнь. Повстречались мы, когда оба переживали духовный кризис, помогли друг другу. Об отношениях с Олегом он говорил так: «Это твой любовник, сама с ним и разбирайся». И добавлял: «Ты меня за муки полюбила, а я тебя — за состраданье к ним».

- Говорят, за вами ухаживал и агент «007»».

- В Москве снимали фильм «Красная палатка», в котором был задействован Шон О'Коннери. Иностранец попросил Григория Калатозова (режиссера.  — Авт. ) показать какую-нибудь новую советскую картину. Тот предложил «Братьев Карамазовых» по Достоевскому. Шону фильм очень понравился, и он захотел познакомиться с героиней-вдовой, то бишь со мной.

К своему стыду, об агенте «007» я ничего тогда не знала. Мне говорят: «Вас приглашает Калатозов, с вами хочет поговорить О'Коннери, агент «007». «Ну и что?» — отвечаю. «Да вы что! Он такой знаменитый!» — стыдили коллеги. В общем, приехала. А там — кошмар: толпа женщин пытается прорваться на «Мосфильм», чтобы прикоснуться к знаменитости!

Нас познакомили. Шон сказал, что ему очень понравилась картина, задавал много вопросов, в том числе о том, где я снимаюсь. Сказала, что в фильме «Опасные гастроли». «Можно прийти на съемки?» — спросил он. Услыхав, что это в Одессе, воз-

ле Черного моря, Коннери очень жалел, что вечером уезжает…