Спорт

Вячеслав фетисов: «с друзьями теперь встречаюсь по ночам»

0:00 — 29 декабря 2004 eye 279

Известный хоккеист мечтает отпраздновать Новый год с женой и дочкой, которые сейчас в Америке

«В Штатах часть дома дочки была больше, чем вся наша стометровая квартира в Москве»

- Пулемет-то настоящий, Вячеслав Александрович?

- Самый что ни на есть боевой, с историей — где и с кем сражался, на какой тачанке стоял.

- А вам «Максим», извините, зачем? Для самообороны или, может, для нападения?

- Ни для того и ни для другого. Подарок от друзей на день рождения. Не хотел бы, чтобы вы искали глубокие аналогии…

- Два с половиной года на государевой службе — срок достаточный. Вполне адаптировались к жизни чиновника, Вячеслав Александрович?

- Сложнее всего пришлось семье. Дочь родилась в Америке, привыкла к другой среде, иным условиям. Мы оставили в Нью-Джерси огромный дом площадью около тысячи квадратных метров, который строили два года. Тот, кто занимался строительством, поймет, сколько было потрачено времени, сил, труда… Не успели въехать, купить и расставить мебель, как пришлось паковать чемоданы и отправляться в Москву. В Штатах Настина часть дома была больше, чем вся наша стометровая квартира здесь. Невольно начинаешь сравнивать. Нет, дочка у меня не избалованная, но так получилось, что в Америке мы жили иначе… Конечно, поначалу трудно пришлось. Даже физически. По утрам Насте приходится вставать в 5. 30, чтобы успеть на уроки. Дорога в школу занимает полтора часа в одну сторону. Но ничего, девочка у меня растет терпеливая, понимающая…

- Сколько ей уже?

- Тринадцать исполнилось.

- В российскую школу отдали?

- Нет, это было бы тяжело. По-русски Настя говорит, но программа обучения в США принципиально другая, освоиться сразу в шестом классе сложно. Да и дети у нас, сами знаете какие, любят поиздеваться над новичками. Словом, решил не подвергать ребенка дополнительному стрессу, и без того эмоциональная перегрузка была значительной. Настя учится в интернациональной школе, находящейся под патронажем нескольких посольств. Заниматься ей нравится, с этим проблем нет, но вообще-то я все больше склоняюсь к мысли, что самой эффективной является форма домашнего обучения, широко распространенная в Штатах. Занятия индивидуальные, не тратится время на пустые переезды в школу и обратно…

- Со спортом дочка дружит?

- Прекрасно одарена физически, но для профессиональных тренировок нужна специальная программа подготовки. Неплохо в теннис играет, плавает, верхом на лошади ездит, но это для здоровья, а не ради результатов. Загруженность очень высокая. Даже на общение со мной времени почти не остается, вот что плохо. По утрам будит перед уходом в школу, чмокает в щеку. Когда возвращаюсь со службы, уже я чмокаю спящую дочь. Такой у нас ритуальный обмен… Иногда, правда, удается вместе вырваться куда-нибудь. То в футбол поиграем, то в софтбол, то в хоккей. Настя — девчонка заводная, сразу собирает команду из местных пацанов, начинаем рубиться… Увы, такое случается нечасто. Даже с друзьями теперь встречаюсь по ночам. Созвонимся после работы, встретимся где-нибудь на полдороги к дому, чайку попьем, покалякаем немного и разбежимся. А на часах ночь. С утра опять на службу. Я родного отца в Москве реже вижу, чем когда в Америке жил. Последний раз пересекались на прощальном матче Игоря Ларионова. У меня ведь практически не бывает выходных. По субботам и воскресеньям обязательно хожу на соревнования, торжественные мероприятия. Порой по десять точек за день объезжаешь.

«Для снятия напряжения нет ничего лучше 100 граммов виски»

- Лада чем занимается?

- Дочку растит, возглавляет благотворительный фонд «Республика спорт», помогающий воспитанникам детдомов и интернатов, заключенным колоний для несовершеннолетних. Работа идет большая, постоянная. А посмотрели бы вы, как Лада украсила к Новому году наш участок на госдаче! Соседи ходят, как на экскурсию, дети со всей округи собираются, чтобы поиграть у нас. Елки в игрушках, надувные деды-морозы, снегурочки, зверюшки… По вечерам включаем иллюминацию. Словом, атмосфера праздничная.

Летом Лада с большим удовольствием садоводством занимается. В нашем поселке это вроде бы не принято, поскольку дачи казенные. Мол, какой смысл, если все равно попросят с вещами на выход? Но жена рассудила так: пусть жилье временное, но мы-то в нем живем сегодня и сейчас. Значит, тут должно быть красиво и уютно. Правда, я не успеваю толком порадоваться новым грядкам или занавескам на окнах. Хорошо, хоть замечаю животных, когда они выбегают встретить меня вечером. У нас две кошки — рыжий персидский бродяга Гарфилд и лысый голубой канадский сфинкс Маркиз. Еще две собаки — йоркширский терьер Жозефина и лабрадор Оливер.

- Как Новый год встречать планируете?

- Пока не знаю. Лада с дочкой в Америку улетела. Если премьер отпустит, смотаюсь в Штаты, побуду с семьей. Заветная мечта! Минувшим летом впервые за два года работы в правительстве получил недельный отпуск, и мы втроем вырвались на Карибы, отпраздновали там дни рождения Лады и Насти. Это был такой кайф! Специально не звали с собой ни друзей, ни знакомых, хотелось побыть одним. Загорали, купались, бесились… Даже в ресторан лишний раз не выходили, заказывали все в номер через room service. До сих пор тот отдых вспоминаем…

- Поди устали от постоянного людского внимания, Вячеслав Александрович?

- Привык, хотя иногда напрягает. Всем ведь не объяснишь, что порой человек должен оставаться наедине. Когда играл в ЦСКА, на отпуск нам отводился ровно месяц — с 1 июня по 1 июля. Жестко! Вырываешься из неволи и торопишься все успеть — сдать экзамены в институте, жениться, с друзьями повидаться, съездить на юг передохнуть… И вот представьте: прилетаешь куда-нибудь в Сочи или Ялту и начинается… Постоянно подходят незнакомые люди и предлагают выпить пивка или винца в честь победы на чемпионате мира или Олимпиаде. Вроде бы не хочется обижать болельщиков, но и ответить на все просьбы физически нет сил. Через три дня звереешь…

- Значит, с той поры красное вино невзлюбили?

- Его Игорь Ларионов пропагандирует. Я мог выпить бокал, пока играл, а сейчас что-то не идет. Уж лучше сто граммов виски для снятия напряжения.

- В вашей комнате отдыха, примыкающей к кабинету, заметил штангу. Только не рассмотрел количество кило на грифе.

- Сто.

- Сколько раз поднимете?

- А сколько вам надо? Ежедневно по пятьдесят раз от пола отжимаюсь. Если утром дома не успеваю, то здесь наверстываю. Галстук в зубы, чтобы не болтался,

и … вперед. А как иначе? По-другому нельзя. На днях с Костей Цзю был в гостях у президента. Спрашиваю: «Владимир Владимирович, по-прежнему каждый день плаваете?» Отвечает: «Километр. Норма». Без систематических физических упражнений не вынести нагрузок, с которыми постоянно приходится сталкиваться. В первый год работы в правительстве я по два-три раза в неделю в обязательном порядке ходил на хоккей. Площадку арендовали с десяти вечера. Побегаешь по льду, попотеешь, а потом сидишь в раздевалке и балдеешь. Дневную усталость как рукой снимает, морально, душевно восстанавливаешься. За формой слежу, но теперь сменил коньки на бутсы и кроссовки. Каждое воскресенье играю в футбол или в баскетбол. Когда выигрываешь, счастье почти такое же, как после выигрыша в финале Кубка Стэнли. Не устаю повторять: лучше победы может быть лишь следующая победа.

«В НХЛ за победу получал по 150 тысяч долларов»

- А где, кстати, ваши перстни за Стэнли?

- Дома лежат.

- Почему не носите?

- Боюсь, не поймут. Как-то пришел с перстнем из Зала хоккейной славы в Торонто, так все стали на палец коситься, хотя перстень выглядит весьма скромно на фоне того, который за Стэнли дают. Это ведь не просто ювелирное украшение, а настоящее произведение искусства! Только себестоимость материалов, идущих на изготовление перстня за победу в Кубке Стэнли, составляет 50 тысяч долларов. Цену самого изделия вам никто не назовет. Каждое из них по-своему уникально. Дизайн ведь каждый год меняется, его заказывает владелец клуба, выигравшего Кубок. Нет, на перстни стоит взглянуть. Покажу как-нибудь. Это супер!

- Правда, что после крупных поражений в первенстве НХЛ Скотти Боумэн водил всю команду в «Макдональдс» и заставлял давиться фаст-фудом?

- Нет, мы без тренера решение принимали. Обычно кто-нибудь из ветеранов говорил: «Сегодня сыграли отвратительно. Ужинаем гамбургерами». Жрали эту гадость, запивали дешевым пивом и думали, что будем так питаться до конца жизни, если не изменим отношение к делу. Профессионал не вправе уронить свое реноме. Возьмите Кубок Стэнли. Мы ведь бились не за деньги. Максимум, что каждый из нас получал за победу, 150 тысяч долларов. Сущие гроши для игроков, у которых годовой контракт по 10 миллионов баксов. Тем не менее все сражались, как подорванные. Надо было провести не менее 16 матчей, игры через день, перелеты из Канады в Америку и обратно… Из-за чего ломались? Это ведь твой престиж! Он дороже денег.

- Видел вас на телеканале «Спорт», играющим в бильярд. Всерьез увлекаетесь?

- Иногда и метла стреляет. Могу на удачу победить любого мастера. И не только в бильярд. Сергей Шойгу классно шары катает, но и его порой обыгрываю…

- На что обычно играете?

- На отжимание. Проигравший выполняет классическое упражнение «упал — отжался». Я жму привычную норму — 50 раз, а противнику оставляю свободу выбора, пусть делает, сколько может…

- У вас в кабинете постоянно включен телеканал «Спорт». И дома ничего другого не признаете?

- Честно? Даже не знаю, где у нас на даче телевизоры и есть ли они там вообще. Никогда их не включаю. Ухожу — новости еще не начались, возвращаюсь — уже закончились. За два с половиной года ни разу не сходил с ребенком в кино, хотя Настя это очень любит… К сожалению, на службе приходится проводить гораздо больше времени, чем в родных стенах.

- Поэтому вы и в офисе затеяли ремонт? Чтобы уютнее было?

- Это же усадьба Разумовского, памятник архитектуры, переживший пожар Москвы при Наполеоне, но едва не погибший в эпоху перестройки. Тут была такая разруха, что словами не описать. Михаил Касьянов, представлявший меня в должности министра, не удержался от сравнения с графскими развалинами… Не мог я сидеть в такой развалюхе. Это было бы неуважение к самому себе. Хотим постепенно привести особняк в порядок, придать ему божеский вид. Но, кстати, в кабинете я почти ничего не делал, только паркет здесь почистили и стены в более жизнерадостный цвет покрасили. А то совсем мрачно было.