Происшествия

Если турфирма знает, что в стране катаклизмы, и не разрывает договор, она берет на себя обязательства

0:00 — 30 декабря 2004 eye 262

Так считают в управлении потребительской политики и контроля услуг

Госкомитета по вопросам регулирования потребительской политики

Стихийное бедствие в Юго-Восточной Азии заставило туристов из западных стран отказаться от поездок в Таиланд. Однако украинские туристы в большинстве своем не посчитали нужным отложить отдых на более благоприятное время.

Как сообщил «ФАКТАМ» пресс-секретарь авиакомпании «АэроСвит — Украинские авиалинии» Сергей Куцый, компания по-прежнему совершает рейсы на Бангкок трижды в неделю. Правда, в последние дни начали появляться отказы. На сегодняшний день решили сдать билеты в Таиланд около двух с половиной десятков пассажиров.

- На каких условиях компания принимает билеты у тех, кто отказывается от поездки в Таиланд?

- Если человек предъявляет документальные свидетельства того, что он собирался ехать в зону стихийного бедствия, то ему возвращается полная стоимость билета. Такими подтверждениями могут быть, например, бронирование авиабилета до Пхукета, бронирование номера в одной из гостиниц, находящихся в зоне бедствия.

Для пассажиров, которые направлялись в другие районы Таиланда, сохраняется обычный порядок сдачи билетов.

- Каким образом решаются проблемы тех людей, которые хотят покинуть Таиланд?

- Сегодня мы оперативно решаем проблемы людей, которые хотят вылететь из Таиланда раньше запланированного. Их билеты переоформляются, и они получают возможность улететь ближайшим рейсом.

Впрочем, таких людей не очень много, так как украинские туристы традиционно отдыхают на тех курортах, которых беда не коснулась, — в городе Паттайя или на острове Самуи. На пострадавший Пхукет их направляется не более 5 процентов. На Мальдивские острова в нынешнем сезоне мы также рейсов не совершили. Значительно больше пострадала Россия, так как 70 процентов туристов из этой страны едут именно в Пхукет.

Начальник Управления потребительской политики и контроля услуг Государственного комитета по вопросам регулирования потребительской политики Сергей Литвиненко сообщил:

- Туристические фирмы, работающие на вывоз туристов, имеют договоры со своими партнерами, которые находятся в странах, куда выезжают туристы. Если в какой-то из стран случается ЧП, партнер должен сообщить украинской фирме, может он или не может принять туристов. Если такого сообщения фирма не получила или же ей сказали, что нет никаких препятствий для принятия туристов, то она не имеет права не отправлять людей.

С другой стороны, она понесет убытки, если люди, заплатившие деньги за определенный комплекс услуг, этих услуг не получат. На фирму обрушатся иски! Ведь, если форс-мажорные обстоятельства возникли, когда турист уже был на месте, фирма ответственности за это не несет. Но если она знает, что в стране какие-то катаклизмы и все равно не разрывает договор и не возвращает туристу деньги, то она берет на себя обязательства по предоставлению этих услуг. А кто и как их предоставит, если в стране бедствие и там некому заниматься туристами? Понятно, что если турист туда поедет, то он не только не получит оплаченных услуг, но еще и морально пострадает, так что фирма рискует получить очень большие неприятности. На месте туристической фирмы я бы предупредил туристов письменно, что в стране, куда они отправляются, чрезвычайное положение, поэтому предоплаченных услуг они получить не смогут, и предложил бы перенести поездку на другое время. А может быть, и в другое место. Потому что если говорить о том, что произошло в Индийском океане, то некоторые места отдыха, возможно, и не будут восстановлены. Кроме того, существует опасность, что катаклизм может повториться.

В Турадминистрации есть координаты всех турфирм и их руководителей, так что выяснить, кто и почему отправляет туристов в зону бедствия, совсем несложно.

В Государственной туристической администрации Украины нам сообщили, что проведен опрос туристических компаний, которые организовывают туры в Таиланд. Опрос показал, что пострадавших украинских туристов в этой стране нет.

Что касается рекомендаций относительно того, стоит ли ехать сейчас в Таиланд отдыхать, то, по словам руководителя пресс-службы Государственной туристической администрации Украины Владимира Царука, такие рекомендации входят в круг полномочий Министерства иностранных дел. Пока что МИД не давал украинцам совета воздержаться от поездок в Таиланд.

В то же время на сайте Гостурадминистрации есть информация о том, что представители посольства Украины в Таиланде считают, что туристы сами должны определиться, следует ли им ехать сейчас в Таиланд.

Там же сообщается, что, по информации украинских туроператоров, на сегодняшний день полностью безопасными для отдыха в Таиланде являются Паттайя и Бангкок. Председатель Ассоциации туроператоров Украины Игорь Голубаха отметил, что туристические фирмы сегодня изменяют заказанные прежде туры на Пхукет, переключая туристов на Паттайю. «В туркомпании «Гамалия» семь человек отказались от забронированных туров в Таиланд, — сообщил он.  — Но массовых отказов на этом направлении пока что не наблюдается. Так, из 228 пассажиров, забронировавших билеты на рейс в среду, в Бангкок вылетели 208 человек.

Отлетавшие в Бангкок туристы были ничуть не обеспокоены своей судьбой. Корреспондент «ФАКТОВ» познакомился с некоторыми из них возле стойки регистрации авиабилетов в «Борисполе». Искрясь от предвкушения новогодних праздников в Таиланде, юноши и девушки (в основном в страну секс-туризма направлялась молодежь) объяснили, что известие о страшной трагедии в стране, куда они направляются на отдых, их ничуть не обеспокоило. Они, мол, не первый раз летят в Таиланд и каждый раз возвращаются с прекрасными впечатлениями: море, солнце, экзотика. «А кому суждено умереть, тот и дома умрет», — оптимистично заметил 23-летний Михаил. «Подумаешь, немного экстрима! Это даже интересно», — ослепительно улыбнулась его спутница. Тут уж, как говорится, без комментариев.

Материал подготовили

Мария ВАСИЛЬ, Роберт ВАСИЛЬ, Марина ЕВГРАШИНА, «ФАКТЫ»