Культура и искусство

Французские красотки не могут дождаться брэда питта, собирающегося приехать на фестиваль без жены, чтобы проверить на прочность супружескую верность голливудского актера

0:00 — 14 мая 2004 eye 242

В Каннах открылся самый престижный в мире кинофорум

Во Франции на Лазурном берегу состоялась торжественная церемония открытия 57-го Каннского международного фестиваля, по праву считающегося самым престижным в мире. На 12 ближайших дней Канны превратятся в столицу мирового кино. Сюда съезжаются звезды Голливуда, что привлекает внимание прессы, телевидения и простых поклонников. Меньше чем за две недели в Каннах покажут… 3562 фильма! В это число входят 18 конкурсных лент. Все остальное -- внеконкурсная программа и многочисленные ретроспективы. Аккредитацию на фестивале получили 30 тысяч человек, для которых кинематограф является профессией и смыслом жизни.

Председатель жюри Каннского фестиваля Квентин Тарантино пообещал, что судить будет честно

Организаторам Каннского фестиваля пришлось немало в этом году потрудиться, чтобы вернуть форуму былые блеск и привлекательность. Прошлогодний фестиваль был единодушно назван самым скучным за всю историю их проведения. Теперь ставка была сделана на председателя жюри. Эту обязанность с явным удовольствием взял на себя Квентин Тарантино. В свое время Канны сыграли в его карьере решающую роль. Фильм Тарантино «Криминальное чтиво» получил в 1994 году «Золотую пальмовую ветвь», а сам Квентин благодаря такому успешному дебюту стал культовой фигурой. Причем в Европе его любят и уважают даже больше, чем в США.

Американец ощутил это в полной мере уже в аэропорту в Ницце. Не успел уставший Квентин спуститься по трапу, как его окружили сотни репортеров. Тарантино в мгновение ока преобразился, доказав, что обладает недюжинным актерским талантом. Мятые синие джинсы, черный пуловер придали режиссеру шарм открытости, доступности, а черные очки сохранили при этом некую загадочность. Раздав автографы и сказав несколько восторженных фраз журналистам, Квентин укатил в Канны на спортивной машине, любезно предоставленной ему организаторами фестиваля.

На легендарной набережной Круазет Тарантино не удалось так легко отделаться от представителей прессы. Американец пообещал, что жюри под его председательством будет судить честно, не взирая на политику, личные симпатии и антипатии. «Программа фестиваля в этом году очень интересная и разнообразная, -- сказал Тарантино. -- Члены жюри не видели ни одного из 18 конкурсных фильмов. Поэтому все будут полагаться на первое впечатление. Для нас всех главный критерий: понравился фильм или нет. А все остальное принимать во внимание мы не собираемся. Моя любовь к азиатскому кино давно известна. Фильмы, его представляющие, есть в конкурсной программе, но я не намерен их выделять».

Много вопросов Квентину было задано по поводу забастовки почасовых актеров во Франции, которая чуть не сорвала проведение фестиваля. В этом году правительство вычеркнуло почасовиков из списка официальных безработных, в результате чего актеры потеряли право на пособие по безработице. С начала года они проводят акции протеста, привлекая внимание общественности к своим проблемам. Актеры-почасовики пообещали помешать проведению Каннского фестиваля. В понедельник они сорвали отправку из Парижа копий фильмов, отобранных для показа в Каннах. Это напугало правительство. В последний момент власти достигли временного соглашения с актерами. Им позволили выслать своих представителей в Канны и проводить там во время фестиваля организованные демонстрации. Конечно, Тарантино был в курсе происходящего. Но репортерам он заявил: «Я не являюсь гражданином Франции. Местные проблемы мне не понятны, да я и не должен в них разбираться. Мое дело -- оценивать фестивальные фильмы!» Тем не менее, позируя фотографам на красном ковре перед Дворцом фестивалей, Квентин то и дело повторял жест, символизирующий актерскую солидарность -- поднятые над головой сжатые руки.

Кроме Тарантино, в жюри вошли еще восемь человек, в том числе голливудская звезда Кэтлин Тернер, британская актриса Тильда Суинтон и представительница французского кинематографа Эммануэль Беар. Француженка великолепно выглядела на церемонии открытия. На ней было яркое вечернее платье от Унгаро в традиционном стиле этого парижского кутюрье -- воздушное, напоминающее по крою русский сарафан, но с какой-то экзотической расцветкой в виде крупных цветов, расшитое невероятным количеством металлических кружочков с крестиками и миниатюрных подковок. На шее актрисы красовалось оригинальное колье из белого золота с розовыми бриллиантами. Его предоставила Беар ювелирная фирма «Шопард», официальный спонсор Каннского фестиваля и изготовитель всех его призов, включая главный -- «Золотую пальмовую ветвь».

Как всегда, на церемонии было много знаменитостей, не имеющих к кинематографу прямого отношения. По красному ковру прошлась певица и художница Аманда Лир. Очаровали публику и репортеров три красавицы -- китаянка Гонь Ли, индианка Ашварья Рай и француженка Летиция Каста. Все они начинали свою карьеру как модели, но потом стали киноактрисами. Гонь Ли выбрала для церемонии черное с золотистыми листьями платье с высоким разрезом в традиционном китайском стиле. Госпожа Рай была в расшитом жемчугом серебряном вечернем платье с оригинальным вырезом. Каста, живой символ Франции, надела наряд из золотого атласа, открывающий спину.

Право открыть фестиваль досталось фильму Педро Альмодоваро «Плохое воспитание»

От Каннского фестиваля ожидают в этом году много интересного. В конкурсную программу попали вторая часть полюбившегося во всем мире американского мультфильма «Шрек», новый триллер братьев Коэн «Убийцы леди» с Томом Хэнксом в главной роли, снятый с присущим этому режиссерскому дуэту черным юмором, фильм Эмира Кустурицы «Жизнь -- это чудо». Особое внимание уделяется документальному фильму американского режиссера Майкла Мура «Фаренгейт 9/11 -- температура, при которой сгорает свобода». В названии картины обыгрываются название знаменитого фантастического романа Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» и 11 сентября, день, когда в 2001 году были совершены теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне. Мур хорошо известен своей острой критикой политики президента США Джорджа Буша. Получая в прошлом году премию «Оскар», режиссер-документалист презрел все запреты и предупреждения не упоминать события в Ираке и заявил на весь мир в прямом эфире: «Позор вам, мистер Буш! Это не наша война! Это ваша война!» В «Фаренгейте» Майкл остается верен своим убеждениям, что не понравилось американским прокатчикам. Фильм не хотят демонстрировать в кинотеатрах США. Возможно, участие в конкурсной программе Каннского фестиваля станет для Мура единственной возможностью донести свою ленту до широкого зрителя.

По традиции, в первый вечер фестиваля после церемонии открытия была показана внеконкурсная лента. Обычно для такого случая выбирают какую-нибудь красочную коммерческую картину -- «Ватель», «Фанфан-Тюльпан». Но в этом году право открыть фестиваль досталось новому фильму испанского режиссера Педро Альмодовара «Плохое воспитание». Картина сделана в излюбленной манере испанского мастера: трагикомедия о любви, смерти, нетрадиционных сексуальных отношениях. Главные роли сыграли муза Альмодовара Виктория Абриль и модный мексиканский актер Гаэль Гарсиа Берналь (»Сука любовь», «И твою маму тоже»).

В Каннах будут показаны несколько суперкоммерческих творений Голливуда. Во-первых, Тарантино, вдоволь пококетничав с прессой, все же решил привезти на фестиваль свой триллер «Убить Билла-2». Сам он, будучи председателем жюри, не сможет принять участие в рекламной кампании фильма, поэтому на Лазурный берег ожидается высадка десанта актрис, сыгравших в картине: Умы Турман, Дерил Ханны, Вивики Фокс, Люси Лиу.

Вторая группа поддержки из-за океана прибудет для рекламы исторического блокбастера «Троя». Ее должен возглавить Брэд Питт. Красотки в Каннах ждут его с нетерпением. Ходят слухи, что Питт, сыгравший в «Трое» Ахиллеса, прилетит без жены, и все девицы Лазурного берега наверняка захотят проверить на прочность супружескую верность американца. Пока же им остается любоваться мускулатурой Брэда на многочисленных плакатах, коими увешаны Канны.