Происшествия

«одна опора была в старости, и ту отобрали, -- плачет безутешная мать. -- убили моего сына в чехии»

0:00 — 14 мая 2004 eye 534

Бывший офицер милиции из Закарпатья поплатился жизнью за то, что сделал замечание чешским солдатам, пристававшим к девушкам

27 марта в чешском городе Писэк солдаты срочной службы до смерти избили 42-летнего заробитчанина из Закарпатья Василия Думинца, заступившегося в баре за двух местных девушек. На днях минуло 40 дней со дня смерти Василия, однако его родные до сих пор не могут выяснить, как проходит следствие, понесут ли виновные наказание и кто заплатит несколько тысяч долларов за доставку тела погибшего из Чехии в Украину.

Когда у Василия закончилась виза, хозяин почти год держал для него место

Село Вонигово Тячевского района, где проживал Василий Думинец, находится в нескольких километрах от главной трассы. Возле деревянной калитки небольшого домика меня встретила одетая в черное старушка, опирающаяся на палочку. «Вам про Васю узнать? -- спросила она, взглянув на журналистское удостоверение. -- Нету его больше, убили моего Васю в Чехии. Одна опора была в старости, и ту отобрали… »

Василий Думинец, в отличие от многих односельчан, мог попытаться найти хорошую работу дома, а не ехать за рубеж, ведь у него было высшее юридическое образование. 16 лет он проработал в милиции, но четыре года назад в звании капитана неожиданно для многих уволился из Тячевского РОВД по собственному желанию.

-- Работа в милиции очень нервная, вот он и не выдержал, -- рассказывает мать погибшего Зинаида Николаевна. -- Через несколько недель после его увольнения я встретила в Тячеве начальника милиции, и он сказал, что не хотел увольнять сына, очень просил его подумать. Васю могли бы восстановить на прежней должности, но он уже собрался на заработки. У нас почти все односельчане работают за границей и навещают семьи лишь раз в год-полтора. Вася своей семьи не имел, он разошелся с женой.

Старший сын Зинаиды Николаевны Александр полтора года работал в Чехии. Он помог брату собрать необходимые документы, и в 2001 году тот тоже уехал в Чехию. В городе Писэк Василий оформлял декорации (еще до работы в милиции он получил специальность резчика по дереву) и работал на стройке.

-- Вася очень добросовестно относился к своим обязанностям, поэтому его взяли в бригаду, где работали чехи, -- продолжает Зинаида Николаевна. -- А когда через год виза закончилась и Вася вернулся домой, чтобы оформить новую, хозяин все это время держал для него место. Он несколько раз звонил нам и спрашивал, почему сын не возвращается, а потом даже связался с чешским посольством в Киеве, чтобы скорее выдали визу. Но документы оформили лишь через одиннадцать месяцев. Нелегко нам с сыном было все это время. Моей пенсии не хватало, и Вася ходил в соседнее село наниматься к людям на работу за 9--10 гривен в день. Все соседи давно газ провели, а у нас возле ворот -- лишь стояк… В ноябре прошлого года сын наконец получил визу и снова уехал в Чехию. Денег сначала не было, ведь хозяин все эти 11 месяцев платил за Васю налоги, и сначала нужно было рассчитаться с ним. Но сын не унывал, а радовался, что снова получил нормальную работу. Последний раз он позвонил в середине марта. Сказал, что у него все нормально, с хозяином рассчитался полностью, высылает мне 50 долларов на Пасху, а когда заработает, вышлет больше, чтобы провели газ. Деньги пришли 26 марта, а на следующий день, в субботу, Васю убили…

-- В понедельник сына показывали по телевизору, -- голос Зинаиды Николаевны дрожит. -- Я была в доме, но не видела передачу. Что-то делала по хозяйству. А во вторник возле хаты остановилась милицейская машина, из которой вышли две девушки. Слышу, одна другой говорит: «Лучше будет, если не мы, а кто-то из родственников скажет». Они пошли к соседкам, а те отправили их к невестке. Потом люди кучками стали собираться на улице, шепчутся, а мне ничего не говорят. «Что случилось?» -- спрашиваю. «Сейчас Света придет и скажет», -- отвечают. Через несколько минут вся в слезах прибегает Света, невестка. «Мама, -- говорит, -- Васю сильно побили, лежит в тяжелом состоянии в больнице». А я чувствую: она что-то недоговаривает. «Ты не обманывай, -- прошу. -- Говори, что случилось». «Мама, -- плачет, -- Васю в Чехии убили».

Василия били двое солдат. Третий стоял с девушкой в стороне и хладнокровно наблюдал за происходящим

Подробности трагедии родные Василия узнали лишь через неделю, когда из Чехии вернулся Александр. Вечером 27 марта после работы Василий Думинец зашел в местный бар. Вскоре там появились трое солдат с подругой и стали приставать к двум девушкам, сидевшим отдельно. По словам очевидцев, Василий вполне спокойно сказал солдатам: «Оставьте девушек в покое, вы же видите, что они не хотят с вами идти». Солдаты покинули бар и стали поджидать «обидчика» в парке по соседству. А когда Василий вышел из бара, набросились на него с кулаками. Судя по полученным увечьям (разбитая голова, переломанные ребра, многочисленные гематомы), Василия повалили на землю и пинали ногами. Били двое солдат, а третий с девушкой стоял в стороне и наблюдал за происходящим. Избиение прекратилось, когда Василий перестал реагировать на удары. По данным медицинской экспертизы, он умер не сразу, но помочь ему было некому -- случайных прохожих в парке не оказалось. Лишь на следующий день утром встревоженный хозяин (Василий был очень пунктуальным и никогда не опаздывал на работу) отправился на поиски и обнаружил своего работника мертвым.

Сначала милиция задержала девушку, которая была свидетельницей преступления (услышав об убийстве, она попыталась скрыться), а уже потом непосредственных убийц. Сейчас все трое солдат находятся под арестом.

-- Света сразу позвонила Саше в Чехию, а он, оказывается, ничего не знал, -- продолжает Зинаида Николаевна. -- Сыновья ведь работали не вместе, в разных городах, и лишь время от времени созванивались. Саша рассказал, как искал Васю в морге… Кремировать тело старший сын не позволил, решил похоронить его по нашему обычаю. Деньги на доставку гроба с телом сына в Украину одолжил пан Милан, у которого работал Саша…

Тело должны были привезти шестого апреля, во вторник, но его не доставили ни в среду, ни в четверг. Родственники позвонили в Чехию и узнали, что водитель, которому заплатили за перевозку, загрузил в микроавтобус водку и сигареты. Его задержали на таможне за контрабанду, а гроб отправили назад. Только в субботу, перед Пасхой, Василия привез другой водитель.

-- На крышке запаянного цинкового гроба было лишь маленькое затемненное окошечко, -- говорит Зинаида Николаевна. -- Через него я и увидела в последний раз сына -- вся голова разбита, волосы в крови… В воскресенье утром посвятила я пасхи, а после обеда похоронила сына. Заработка Васиного из Чехии не привезли, остались у меня лишь 50 долларов, которые он прислал на праздник, пенсия и 700 гривен, собранные милиционерами, с которыми служил сын. Если бы не эта помощь, не знаю, за что бы и похоронила его…

Как Украинское консульство отстаивает интересы родственников Василия, и отстаивает ли вообще, узнать не удалось

Извинений от воинской части, где служили убийцы Василия Думинца, его родные не дождались. Как и сочувствия от девушек, за которых он заступился. Через несколько дней после похорон из Чехии пришел конверт, в котором лежал небольшой резной крестик с распятием и письмо (с украинским переводом) от хозяев, у которых работал Василий:

«Уважаемая пани! Хотим выразить Вам глубокое соболезнование в связи с трагической смертью сына Василия. Мы уверены, что преступникам, лишившим его жизни, не уйти от наказания. Ваш сын был добрым и трудолюбивым человеком. Все, кто его знал, не могли не уважать. Приблизительно за неделю до смерти он вырезал и подарил нам деревянный крестик с распятием. Наверное, это была одна из последних вещей, которые он оставил на этом свете, однако высылаем его Вам. Считаем, что крестик принадлежит Вам -- матери, которая его хорошо воспитала, семье, ради которой он жил и трудился. Сердце человека с широкой душой остановилось, и нам из-за этого очень грустно. Ваш сын приехал на нашу землю на работу, а нашел здесь неожиданную смерть, которой не заслужил. В эту трудную минуту и мы с Вами, и наши слезы одинаковые, как и Ваши, и всей Вашей семьи. Зажгите, пожалуйста, и за нас свечу на его гробу и примите этот маленький крестик, который вырезала рука Василия, на вечную память. В память того, что и у нас есть люди, которые уважали его и будут всегда с уважением вспоминать.

Д-р Вратислав Проуза Г-н Мирослав Шхмидт г. Писэк, Чехия»

-- Я совсем беспомощная, мне уже 75 лет, работать не могу, -- жалуется Зинаида Николаевна. -- Огород даю соседям в аренду за литр молока в день, а сама живу на пенсию. Раньше работала в «Общепите», зарплаты там были маленькие, поэтому и пенсия небольшая. Вместе с надбавкой за покойного мужа, инвалида войны, получаю 146 гривен. В прошлую зиму дров не хватило, целый месяц мерзла. На Васю была вся надежда… Он все время стоит у меня перед глазами -- как трудился дома, как собирался в Чехию, а перед дорогой остановился в дверях, перекрестился и сказал: «Будьте здоровы, мама»… На днях в райцентре давали помощь ко Дню Победы. Инвалидам войны выделили по 130 гривен, а нам, вдовам, по 65. И то хорошо, в прошлом году было 50. Купила на эти деньги продукты, позову людей, чтобы помянули Васю на сороковины. Пенсию еще не приносили, но я выдержу. А потом буду жить, как смогу… На днях Саша звонил из Чехии. Говорит, следствие не закончено, никто ничего не заплатил. Пан Милан дал деньги на перевозку гроба под честное слово, и если нам не заплатят компенсацию, сыну придется отрабатывать долг несколько лет…

Василий Думинец работал в Чехии легально, выплачивая государству все причитающиеся налоги, поэтому его родные вправе рассчитывать не только на материальную, но и моральную компенсацию за его гибель. Отстаивать интересы родственников Василия во время следствия и судебного рассмотрения должно Украинское консульство в Чехии. Но как оно их отстаивает, и отстаивает ли вообще, узнать не удалось. Невестка Зинаиды Николаевны Светлана несколько раз звонила в Посольство Украины в Чехии, тратя на это немалые деньги, однако поговорить с консулом ей не удалось. Ничего не выяснил и ее муж Александр, который пытался (и тоже безрезультатно) связаться с консулом непосредственно в Чехии. Корреспондент «ФАКТОВ» тоже дважды звонил в Посольство Украины в Чехии, но пресс-атташе посольства Андрей Моторный отказался что-нибудь сообщить газете, сославшись на то, что у него нет… разрешения родственников погибшего. И это при том, что никто из посольства с родственниками Василия Думинца ни разу так и не связался.

Автору этого материала часто приходилось писать о заработках украинцев за границей, в частности в Чехии (наших соотечественников в этой стране -- легальных и нелегальных -- насчитывается десятки тысяч). По словам большинства заробитчан, в случае возникновения каких-нибудь проблем обращаться за помощью в Украинское посольство в Чехии бесполезно. Так неужели и в этом резонансном случае, о котором сообщали центральные СМИ обеих стран, родным Василия Думинца остается надеяться лишь на непредвзятость чешского правосудия?