Происшествия

Десятилетний интернатовец облил бензином восьмилетнего мальчика и поджег его

0:00 — 21 мая 2004 eye 306

Пострадавший ребенок, самостоятельно сбив с себя пламя, еще смог добежать домой. Через три часа его, едва живого, доставили в реанимацию с сильнейшими ожогами

Восьмилетний Виталик редко играл с детьми на улице -- классический домашний ребенок. Но в тот злополучный день в село из школы-интерната приехал десятилетний Антон (имя изменено. -- Авт. ), захватив с собой еще двух друзей. Виталик потянулся в компанию старших мальчиков. Поиграв с приятелями футбольным мячом, Антон забежал во двор и выскочил с полуторалитровой пластиковой бутылкой бензина в руках. Почему он плеснул бензин на шорты Виталика и поднес к ним огонек зажигалки, никто, да и сам паренек, объяснить не смог. Мальчишки не ссорились, не дрались. Сделал это, скорее всего, просто так, ради забавы… Когда ребенок вспыхнул, словно факел, друзей как ветром сдуло.

«Только потушив огонь, я ощутил, как все печет»

В Полтавскую детскую городскую клиническую больницу Виталия Подошву доставили из села Гоголево Великобагачского района через три часа после случившегося в шоковом состоянии. К тому времени, говорит мама ребенка, у него уже практически не прощупывался пульс. Только экстренные реанимационные меры вернули мальчика к жизни.

-- Мы заканчивали сажать картошку на огороде, когда сын с громким плачем вбежал на подворье в одних трусиках, -- вспоминает мама Виталика Вера. -- Кожа на обожженных участках вздулась волдырями, кое-где висела клочьями. Я чуть сознание не потеряла, увидев такое. Виталик сквозь рыдания рассказал, что его поджег Антон. Но тогда нам некогда было выяснять обстоятельства происшествия -- мы бросились к участковому врачу. Ребенку сделали обезболивающий укол, наложили асептическую повязку и отвезли в районную больницу, а оттуда сразу же отправили в Полтаву. Через три дня сыну сделали первую пластическую операцию по пересадке коже. Врачи говорят, это только начало… За что ему такое наказание? Ведь он никому в своей жизни не сделал зла…

Мама приподнимает над Виталиком одеяло. Его бедра в бинтах, сквозь марлевую повязку на животе просачивается сукровица, к обожженной попе успела прилипнуть простыня. В уголках глаз ребенка показываются слезы, и он просит его укрыть, потому что тело начинает дрожать от холода (поврежденная при ожогах кожа не сохраняет тепло).

-- Сначала я не чувствовал боли, поэтому не кричал и никого не звал на помощь, -- успокоившись, рассказывает 8-летний Виталий Подошва. -- Начал сбивать на себе пламя руками, стягивать одежду. Только когда потушил огонь, ощутил, как все печет. До дома пришлось бежать метров сто в одних трусах. Сейчас мне уже лучше, ножка почти не болит, только живот еще очень жжет.

-- Мальчик получил 15 процентов глубоких ожогов тела, -- объясняет врач хирургического отделения Полтавской детской городской клинической больницы, областной комбустиолог Юрий Нор. -- Его состояние остается пока тяжелым. Во время первой операции по пластической пересадке кожи нам удалось закрыть круговой ожог на левом бедре, поэтому маленький пациент и чувствует там улучшение. Отек спал. Но ребенок проведет в стационаре не меньше месяца, у него впереди еще несколько операций.

… В палату входят медсестры, чтобы поменять повязки, и мальчик уже не может сдержать слез. Виталик, говорит мама, боялся даже уколов, а теперь приходится терпеть такие муки!

-- Никто в Гоголево не остался равнодушен к нашей беде, -- продолжает Вера. -- Уже двенадцать односельчан согласились сдать кровь для сына. Школа собирает деньги на лечение Виталика. Если бы не поддержка друзей и знакомых нам пришлось бы туго. Ведь только за неделю потратили больше тысячи гривен. Лишь бабушка Антона заявила: «Мы не виноваты, и помогать вам не будем».

-- У тебя есть желание отмстить своему обидчику? -- задаю провокационный вопрос Виталику.

-- Мне сказали, что с ним разбирается милиция. Вот пусть его там и накажут, -- грустно ответил мальчик.

Дети, лишенные нормальной семьи, часто злятся на сверстников, у которых есть любящие родители

О таких детях, как Антон, говорят, что за ними тюрьма плачет. Ему только десять лет, а справиться с ним не могут ни родственники, ни коллектив воспитателей и педагогов школы-интерната. Правда, все признают, что мальчишка любознательный, способный ученик. А вот поведение у него просто непредсказуемое. Лидер со знаком «минус». И с милицией он уже давно знаком.

-- Антон склонен к бродяжничеству, агрессии, немотивированной жестокости, -- характеризует паренька директор школы-интерната Василий Тимошенко. -- Раньше он воспитывался в специнтернате, но теперь туда оформляют только детей-сирот. А поскольку вопрос с лишением его матери, страдающей психическим расстройством, родительских прав все не решается, Артема временно определили к нам. Наш психолог приложила много усилий для коррекции его поведения, однако, надо признать, результата нет.

Директор рассказал, что за несколько дней до жуткого происшествия Антон жестоко избил своего одноклассника. Чуть раньше вместе с несколькими друзьями сбежал из интерната к своей маме, живущей в Семеновском районе. Ночевали ребята в поле, в стогу кукурузы. Благо, в те дни была оттепель… Нашли беглецов только через неделю.

В Гоголево, к бабушке и дяде, Антон удрал с одноклассниками Витей и Михаилом после того, как ему в школьном медпункте попытались сделать профилактическую прививку, а он испугался укола. На железнодорожном вокзале и в вагоне никто не обратил внимания на трех сорванцов, путешествующих без сопровождения взрослых.

Добиться от Антона какого-либо вразумительного ответа на вопрос, зачем он так поступил с Виталиком, мне так и не удалось. Мальчишка пытался оправдаться: «Виталия кто-то толкнул, и бензин вылился ему на шорты». Но видимо, он обдумывал содеянное: воспитатель интерната рассказала, что после ЧП, ложась спать, Антон спросил у нее: «Если человека облить бензином и поджечь, полопаются ли вены?»

На следующий день после происшествия бабушка привезла Антона в интернат. «Делайте с ним, что хотите», -- «разрешила» она педагогам и воспитателям. То же слова сказал родителям пострадавшего мальчика и дядя Антона, в гараже которого племянник нашел злополучную бутылку с бензином.

-- Отсутствие нормальной семьи зачастую провоцирует проявление жестокости у таких обделенных лаской и вниманием ребят, как Антон, -- говорит психолог Елена Решетило. -- Они злятся на сверстников за то, что у тех есть любящие родители, которые покупают игрушки, модную одежду, беспокоятся и заботятся о своих детях.