Происшествия

«для того, чтобы ликвидировать самую большую бомбу, возможно, придется изменить русло реки и возводить специальный саркофаг», -- говорит мэр ковеля ярослав шевчук

0:00 — 21 мая 2004 eye 304

На Волыни продолжают операцию по обезвреживанию авиабомб. Из опасной зоны эвакуированы две с половиной тысячи жителей

«ФАКТЫ» в среду уже сообщали об этом чрезвычайном происшествии. В полутора километрах от центра Ковеля на дне реки Турия местный водолаз-любитель случайно обнаружил семь авиабомб фугасного типа (ФАБ-100 и ФАБ-250) советского производства времен Великой Отечественной войны в взведенном боевом состоянии. Он немедленно сообщил об опасной находке в транспортную прокуратуру. Начальник Ковельского военкомата Александр Ольховой тут же поставил в известность все компетентные службы.

Специалисты утверждают, что от взрыва одной такой бомбы, содержащей 600 килограммов тротила, могут быть разрушены постройки в радиусе до километра. А это -- железнодорожный мост, по которому регулярно идут пассажирские и товарные поезда международного (Киев--Берлин, Киев--Варшава) и местного сообщения, сотни жилых домов, четыре школы, два рынка и другие объекты.

«Подумать только: мы столько лет жили рядом с бомбами!»

В город срочно прибыл исполняющий обязанности начальника управления по вопросам чрезвычайных ситуаций облгосадминистрации Николай Штрихун, заместитель начальника управления МЧС Украины в Волынской области Василий Ромко. Место ЧП блокировали сотрудники милиции. Из Ровенской области прибыли саперы специального подразделения, занимающегося ликвидацией боеприпасов и других взрывоопасных предметов. Что делать с бомбами, решала оперативно созданная специальная комиссия, в состав которой вошли Василий Ромко, представители военкомата, пожарно-спасательной службы, милиции. Возглавил комиссию мэр Ковеля Ярослав Шевчук.

Правил безопасности в Ковеле придерживались очень жестко -- в этом смог убедиться и корреспондент «ФАКТОВ». Подступы к эпицентру возможного взрыва тщательно охраняли сотрудники ГАИ. (Всего в патрулировании опасной зоны задействованы 110 милиционеров, одна из задач которых -- предупреждение мародерства в пустующих домах). Взглянув на мое журналистское удостоверение, один из стражей порядка вежливо, но решительно посоветовал мне обратиться к городским властям.

Авиабомбы были обнаружены на глубине три с половиной метра. Рядом расположен железнодорожный мост, по которому курсируют пассажирские и товарные поезда, в том числе международного значения.

По словам 30-летнего водолаза-любителя, наткнувшегося на бомбы во время подводного плавания, обросшие ржавчиной «железки» были хорошо видны в достаточно прозрачной воде. Смертоносные хвостатые «болванки» лежали в иле горизонтально. Длина шести из них -- метр, ширина -- полметра, вес -- 100 кг. Седьмая -- значительно больше и тяжелее остальных, ее вес составляет 250 кг. Все бомбы находятся во взведенном боевом состоянии, причем у ФАБ-250 -- два взрывателя. Именно она представляет основную сложность для пиротехников, поскольку, по словам специалистов, не подлежит подъему и транспортировке…

-- В среду с восьми утра началась эвакуация населения, -- сказал специалист ковельского отдела по вопросам чрезвычайных ситуаций Ярослав Супрунюк. -- Под временное отселение попало примерно две с половиной тысячи человек, проживающих в радиусе одного километра от места нахождения бомб. Эвакуация прошла спокойно. Подавляющее большинство людей проявили сознательность, самостоятельно перебравшись к родственникам и знакомым. Незначительное количество (в основном люди преклонного возраста) были доставлены автобусом и размещены в третьей школе, где к тому времени уже подготовили все необходимое для их приема. Там постоянно дежурит медработник, за порядком следят сотрудники милиции…

-- Вечером нас предупредили, чтобы готовились к эвакуации, -- говорит одна из отселенных жителей Мария Максимовна. -- А рано утром за нами приехал автобус. Вот сидим здесь уже целый день…

-- Как вы узнали о бомбах?

-- Люди говорили, а потом в газете прочитали.

-- Испугались?

-- Конечно, было страшно. Особенно когда узнали, что бомбу, которая весит 250 кг, якобы собираются уничтожить на месте. Вряд ли мой домик устоит во время такого взрыва. Но сегодня я уже спокойна: сказали, что на месте взрывать не будут. А вообще, нам не привыкать -- в войну и не такое видели…

-- Оказывается мы столько лет жили рядом с бомбами, -- качает головой соседка Марии Максимовны Валентина Тимофеевна. -- И сами в речке купались, и детвора. Никто даже представить не мог, что там бомбы… Я живу всего в нескольких метрах от берега, поэтому была вынуждена оставить дом. Но завтра никуда не пойду! Я бы и сегодня не ушла, если бы не милиционеры. Ничего со мной не случится. Что суждено -- то и сбудется, где бы я ни находилась. Больше переживаю, чтобы мой дом не ограбили, пока я здесь…

-- В десять тридцать были начаты работы по обезвреживанию бомб, -- говорит Ярослав Супрунюк. -- К этому времени опасную зону полностью оцепили сотрудники милиции, перекрыли дороги. В десять пятьдесят пять водолазы спустились под воду, подняли первую бомбу. Ее загрузили на специальный автомобиль, вывезли в карьер, расположенный между селами Гишин и Бахов (по дороге на Камень-Каширский) и там взорвали…

«Сложнее всего было отыскать крановщика-добровольца»

Операция, такая простая на словах и такая непростая на самом деле, проходила следующим образом. Подъемный кран опускал в воду специальный подъемник. Пиротехники в водолазных костюмах под водой вручную укладывали бомбу на приспособление, затем выходили на берег и в укрытии переодевались в сухую одежду. Тем временем кран поднимал бомбу из воды и опускал на берег. Пиротехники грузили ее в кузов автомобиля и со всеми предосторожностями транспортировали за пределы города…

Эту опаснейшую работу выполняли пиротехники: майор Игорь Горбатюк, капитан Ярослав Китичок, старший лейтенант Владимир Портусь, водитель-сапер рядовой-контрактник Владимир Мединский.

-- Министр по чрезвычайным ситуациям, лично контролирующий ход всей операции, доложил о ЧП Президенту, -- говорит мэр Ковеля Ярослав Шевчук. -- Мы в первые же часы задействовали коммунальные и промышленные предприятия города. Нужно было в кратчайшие сроки построить дорогу к берегу, найти необходимую технику, крановщика, который добровольно согласился бы на столь рискованную операцию.

Быстро и грамотно была проведена временная эвакуация населения. В школах, расположенных на границе километровой зоны, обучение продолжалось, но чтобы обеспечить детей дополнительную безопасность, им запретили покидать помещение во время перемен и после уроков. Данная предосторожность не лишняя, ведь, как известно, детское любопытство не имеет границ. Мы обеспечили школьников питанием -- за счет городского бюджета.

Главная сложность -- в наличии 250-килограммовой бомбы. Мы ждем прибытия еще одного специалиста из МЧС. С его участием будет принято окончательное решение относительно этой бомбы. Пока обдумываем возможные варианты. Не исключено, что придется изменять русло реки, чтобы позже ликвидировать бомбу, предварительно возведя над ней специальный саркофаг. Этот проект дорогостоящий (около миллиона гривен). Но главное -- не допустить жертв.

Очень непросто было найти и доставить технику для подъема бомб -- специальный кран с длинной стрелой. Но еще сложнее -- отыскать крановщика-добровольца. Никто не хотел рисковать жизнью. Согласился выполнить опасную работу 60-летний работник ВАТ «Ковельагроспецпостач» Степан Устимук. Он сознательно и добровольно пошел на это. Отдельным распоряжением ему выделено денежное вознаграждение (5 тысяч гривен), которое он получит после завершения работ. Степан Устимчук также будет представлен к ордену, приравнен в правах к участникам боевых действий и обеспечен всеми соответствующими льготами. Дай Бог, чтобы все завершилось благополучно.

Специалисты сделали все возможное, чтобы обезопасить крановщика и технику в случае взрыва. Кран укрыт мешками с песком, человек работает в бронежилете и каске. Однако все это слишком слабая защита, если вспомнить разрушительную мощь каждой бомбы. В таком случае от КамАЗа и крана попросту ничего не останется. Что уж говорить о водолазах и водителе-сапере…

-- Мы могли бы все закончить за один день, но коррективы внесло движение транспорта по железнодорожному мосту, -- продолжает городской голова. -- Это же ворота в Европу! Кроме пассажирских поездов (Киев--Варшава, Киев--Берлин), через мост идет много коммерческих грузов. Серьезные нарушения графика чреваты значительными убытками для фирм-владельцев товаров. Поэтому приходилось работать во время так называемых «окон», самое большое из которых -- с 10. 30 утра до двух дня. Согласовав эти вопросы с Министерством транспорта, мы отрегулировали график движения поездов так, чтобы не страдали в первую очередь составы международного значения. Перекрыта также автомобильная трасса Луцк--Брест. Водителям предложен объездной маршрут.

Наверное, во время войны с помощью этих бомб партизаны или регулярные войска хотели взорвать мост. Они расположены на дне таким образом, что явно не могли быть сброшены с бомбардировщика.

Позавчера примерно в половине восьмого вечера оцепление километровой зоны было снято (на ночь). Три невывезенные пока бомбы на берегу Турии осталась охранять группа милиционеров. Временно эвакуированные люди вернулись в свои дома. Многие жители спокойно копались в огородах. Паника отсутствовала, хотя бомбы -- тема номер один для обсуждения в барах, магазинах и на улице.

… К берегу Турии с улицы Брестской ведет «свежая» грунтовая дорога. У воды, на построенной в рекордно короткие сроки площадке, сиротливо застыл укрытый мешками с песком подъемный кран. В нескольких метрах от него рядочком лежат три огромные бомбы. Когда я к ним подходил, в голове невольно крутилась мысль о страшной силе, заключенной в этих «железяках», и захотелось как можно быстрее закончить фотосъемку…