Происшествия

Киевлянин леонид шубин выиграл уникальное дело -- отсудил у дорожной службы(! ) 10 тысяч гривен за поврежденный на колдобине автомобиль

0:00 — 21 мая 2004 eye 552

Процесс длился целых три года и обошелся упрямому автолюбителю в 600 долларов, которые он себе в итоге вернул

Шубин определенно герой. Победить дорожную службу -- дело небывалое. Юристы говорят, что слышали всего о двух-трех подобных процессах. Но в тех случаях пострадавшие были людьми со связями и просто дергали за нужные ниточки. Случай же Шубина уникален -- на «дорожников» он шел, вооружившись лишь хорошим адвокатом.

Кстати, победа в суде оказалось только половиной дела. Новым испытанием стала попытка получить выигранные денежки…

А началась эта история в один из весенних слякотных дней. На своей «Хонде-Аккорд» будущий герой Шубин возвращался домой. Ехал совсем не быстро -- километров 50 в час. Неожиданно вся машина содрогнулась от страшного удара снизу. Леонид вылез из автомобиля и обомлел: у его «Хонды» были разбиты два колеса, и, по всей видимости, серьезно повреждена ходовая (потом выяснилось, что общий ремонт его машины на фирменной станции обойдется в 2 тысячи долларов). Оказывается, лужа, которую он так лихо проехал, скрывала внушительную колдобину глубиной почти 18 сантиметров. Расстроенный автолюбитель позвонил своему товарищу и попросил привезти ему из гаража два новых колеса. Тот пообещал, но время шло, а он все не ехал. И тогда у Шубина родился дерзкий план. Прежде всего он вызвал по мобильнику гаишников. Те приехали, недовольно скривились, но протокол составили. Правда, при этом занесли Шубину в талон… отметку о ДТП. Но отметка -- это ерунда. Неприятно другое. Аккуратно и точно зарисовав на схеме происшествия выбоину, гаишники не захотели отмечать на ней автомобиль. Сказали, что машина находится в тридцати метрах от ямы (на скорости 50 км в час это совершенно стандартный путь торможения. -- Авт. ), и неизвестно еще, где разбил Шубин свой автомобиль -- здесь или в каком-то другом месте. Может, он специально подъехал к этой рытвине. Вслед за гаишниками Леонид вызвал представителей дорожной службы. Те похлопали пострадавшего по плечу и повторили слова милиционеров: можно, мол, было бы рассчитывать на компенсацию, если бы он не отъехал так далеко от ямы. Но Леонид не думал сдаваться.

-- Неподалеку от меня стояла еще одна разбитая на этой выбоине машина, -- вспоминает Леонид Шубин. -- Ее водитель согласился быть свидетелем, если я поделюсь с ним частью выигранной суммы. Ему ведь тоже надо ремонтироваться…

В юридической фирме, в которую обратился Шубин, ему сказали: «90 процентов, что дело мы выиграем, но надо набраться терпения».

Заседания и в самом деле длились полтора года. Шубин сам развозил повестки свидетелям, привозил их в суд, кормил мороженым и угощал кофе. Без свидетелей его обвинения наверняка бы рассыпались, ведь на схеме происшествия шубинской «Хонды» отмечено-то не было.

Адвокат «дорожников» делал упор в основном на то, что по техническим нормативам скорость на этом участке дороги не должна превышать сорока километров в час. Но откуда, спрашивается, об этом должен знать пострадавший? Ведь никакого ограничительного знака там нет!

И произошло чудо -- иск Шубина удовлетворили. Еще полтора года апелляций, и можно идти получать свои деньги. Но проходили месяцы, а на счету «дорожников» все еще не было достаточной суммы. Этот факт Шубина весьма удивлял. Как же так? Ведь организация работает, платит зарплаты, а… денег нет. Тогда Леонид написал письмо в Министерство юстиции. И деньги нашлись. Итак, три года борьбы. 600 долларов ушли на процесс. На ремонт, который Шубин делал по «реальным» расценкам (а не по ценам фирменной станции) потрачена тысяча долларов. По суду выиграно 1900 долларов. В итоге Леониду даже осталось немного денег, чтобы отпраздновать свою победу в хорошем ресторане.

Дело Шубина вела юридическая компания «ЮрКом». У ее директора Андрея Смаля мы поинтересовались, могут ли повторить подвиг Леонида и другие автолюбители, пострадавшие от украинских дорог.

Оказывается, могут, если только правильно будут себя вести. Во-первых, нужно вызвать гаишников, которые составят протоколы осмотра места ДТП и транспортного средства, а также схему происшествия. При этом ваша задача -- не просто подписать протокол, а внести свои замечания (в формуляре для этого есть специальный пункт). Нужно обязательно написать, что знака, указывающего на плохое дорожное покрытие, не было. А освещенность и погодные условия были такими, что заметить выбоину было просто невозможно.

-- Следует помнить, что в украинских правилах дорожного движения еще сохранился знак «Плохая дорога», -- говорит Андрей Смаль. -- В России его уже нет.

По словам директора «ЮрКома», Шубин мог бы сэкономить на экспертизе, которая устанавливает размер причиненного ущерба (и стоит порядка 250 гривен). Он провел ее дважды -- до подачи заявления в суд и уже во время суда, когда ответчики не согласились с результатами досудебной экспертизы и потребовали провести ее вновь. Этого можно избежать, если подавать заявление в суд и одновременно ходатайствовать о проведении экспертизы (она проводится в КНИИСЭ -- Киевском научно-исследовательском институте судебных экспертиз).