Происшествия

Спустя 78 лет после смерти тараса шевченко члены специальной комиссии вскрыли гроб с его телом и ужаснулись: кобзарь лежал, как живой

0:00 — 26 мая 2004 eye 2528

Завещание поэта «Як умру, то поховайте мене на… Вкраїнi» было исполнено его друзьями 22 мая 1861 года

С детства Тарас Шевченко мечтал о свободе, но большую часть жизни был подневольным человеком: крепостным помещика Энгельгардта, солдатом царской армии, политическим ссыльным. Повзрослев, надеялся найти себе пару, да так до конца дней и остался одиноким. Теплил надежду вернуться на «неньку» Украину, а доживал век в ненавистном его сердцу Петербурге. Ибо киевский генерал-губернатор князь Васильчиков отклонил намерение поэта Шевченко поселиться в Украине и приобрести участок под строительство хаты в Каневе. Но землю в славном казацком крае Тарас Григорьевич все-таки получил. После своей смерти.

О малоизвестных фактах перезахоронения Тараса Шевченко на Чернечьей горе нашим читателям рассказывает действительный член Международного совета по вопросам памятников и выдающихся мест при ЮНЕСКО шевченковед Игорь Лиховой.

«Предсмертными словами 47-летнего Тараса были: «До Канева… »

-- Мне не нравится термин «перенесение тела Тараса Шевченко», -- говорит Игорь Лиховой, -- а импонирует выражение «повернення батька нацiї в Україну». Это важное событие в нашей истории. Потому что до Шевченко украинцы не совсем уважительно относились к своим духовным отцам. Мы не знаем, где находятся могилы Владимира Крестителя, княгини Ольги, Богдана Хмельницкого или Ивана Мазепы, оказавших сильное влияние на развитие украинской нации.

Сегодня очень популярно древнекитайское искусство гармоничной организации пространства «фэн-шуй», согласно которому конкретный предмет должен находиться в определенном месте мироздания. Вероятно, друзья Шевченко считали, что его тело и дух необходимы родине, иначе Украине гармонии не достичь.

-- Кто же принимал решение о перезахоронении Тараса на Чернечьей горе?

-- В день смерти Тараса Шевченко в Петербурге собрались его друзья -- члены украинской общины: художник Григорий Честахивский, братья-литераторы Михаил и Александр Лазаревские (писателя Пантелеймона Кулиша в это время не было в столице) -- и решили, что должны во что бы то ни стало выполнить последнюю волю поэта и похоронить его в Украине. Об этом Шевченко просил в своем «Заповiтi» и не раз рассказывал Григорию Честахивскому о каневской Чернечьей горе, на которой мечтал поставить себе хату. Предсмертными словами 47-летнего Тараса были: «До Канева… »

Умер Тарас Григорьевич, по сути, на ходу. До этого, правда, болел -- у него был ревматизм, водянка, его беспокоила печень, но поэт до конца надеялся на излечение. В своих письмах троюродному брату Варфоломею Шевченко в Каневский уезд поэт писал: «Дочекаюся весни, приїду в Україну i обов'язково виздоровiю».

Перед смертью как будто наступило облегчение -- когда душа отходит, тело не так болит. В полшестого утра 10 марта 1861 года Тарас Шевченко встал с кровати, попросил, чтобы ему помогли одеться и сойти в мастерскую, к незаконченному портрету. Стал спускаться по лестнице и упал. Слуга, закрепленный за академиком Императорской академии художеств, услышал его последнюю волю: «До Канева… » -- и сердце поэта остановилось.

-- Почему Шевченко сразу не перевезли в Украину?

-- Несмотря на то, что Тарас Шевченко отбыл положенные 10 лет ссылки, он так и не был реабилитирован и продолжал считаться политическим преступником, за которым велось тройное наблюдение. Поэтому на захоронение неблагонадежного Шевченко в Украине требовалось официальное разрешение властей. Друзья решили похоронить его в Петербурге, а после оформления разрешения определиться с постоянным местом захоронения.

-- Где был погребен малороссийский поэт и художник в Петербурге?

-- На Смоленском кладбище Васильевского острова, в самом центре российской столицы, где хоронили академиков и профессоров Императорской академии художеств. На отпевание в кладбищенской церкви пришли известные писатели Федор Достоевский, Николай Лесков, Николай Некрасов, представители украинской, польской и греческой общин Петербурга. Не приехали только родственники с Украины -- у братьев Иосифа, Микиты и сестры Ярыны не было средств на дорогу.

Академик Шевченко лежал в соответствующем его сану дорогом деревянном гробу, который перед захоронением поместили в металлический ящик. Чтобы сырая земля не повредила ни тело, ни дерево, потому что со временем прах духовного отца предстояло вернуть в Украину.

«Гроб с телом поэта 11 верст несли на руках по каневским кручам»

-- Сколько дней траурная процессия добиралась до Канева?

-- Почти две недели, -- продолжает Игорь Дмитриевич. -- Причем тело Тараса Шевченко находилось уже не в двух, а в трех гробах. Перед дорогой металлический гроб положили в деревянный, чтобы процессия имела достойный вид. Поэтому-то люди удивлялись, что им так тяжело нести, казалось бы, мужчину небольшого роста, высохшего после длительной болезни.

В Москве, куда процессия прибыла по железной дороге, поэта отпевали в церкви святого Тихона -- в советское время на ее месте построили станцию метро «Арбатская». А оттуда на артиллерийских дрогах отправились в Украину.

На киевском Цепном мосту 18 мая остановились и распрягли лошадей. Вместо них дроги с гробом Шевченко до самой церкви Рождества Христова на Подоле везли студенты Киевского университета. Здесь тело брата впервые увидели Иосиф, Микита и Ярына Шевченко. Во время отпевания в церкви неизвестно откуда появилась молодая дама в глубоком трауре, с прикрытым вуалью лицом и, положив на гроб терновый венок, тут же исчезла. Все ойкнули. Возможно, это была княжна Репнина, симпатизировавшая Тарасу при жизни. А может, и сама Украина?..

Митрополит Киевский запретил хоронить неблагонадежного поэта в Киеве. Поэтому варианты с погребением на горе Щекавице или Аскольдовой могиле, «щоб лани широкополi, i Днiпро, i кручi було видно, було чути, як реве ревучiй», сразу же отпали. Кроме того, сопровождавший тело Кобзаря Григорий Честахивский упорно настаивал на Чернечьей горе. Гроб донесли до пристани у Цепного моста, установили на пароход «Кременчук», и 20 мая процессия отбыла в Канев.

Братья Шевченко считали честью похоронить Тараса не на каневском кладбище, а у стен Успенского собора. (Успенский собор Канева был построен в 1144 году, на три года раньше основания Москвы, не говоря уже о Нотр-Дам или Кельнском. В Украине такие древние храмы можно пересчитать на пальцах: София Киевская, Успенский собор Киево-Печерской лавры, Успенский собор Елецкого монастыря и Пятницкая церковь в Чернигове, Васильевская церковь Овруча. ) Григорию Честахивскому пришлось даже повздорить с родными, требуя исполнения последней воли Тараса.

Тогда было значительно холоднее, чем сейчас. Но все равно в Каневе 22 мая во всю цвели сады, широко разлился Славутич. Община не решилась везти гроб от Успенского собора, где последний раз отпевали Тараса Шевченко, до Чернечьей горы кратчайшим путем -- по Днепру. Не дай Бог, лодка перевернулась бы… Поэтому гроб с телом Тараса 11 верст по горам несли на руках.

В 1861 году каневские мещане и жители ближайших сел были не настолько образованны, чтобы знать, кого именно хоронят. Но торжественность похорон Шевченко ощутили. Накануне сюда прибыли преподаватели и студенты Киевского университета, полтавская и киевская интеллигенция, духовенство, представители украинского Петербурга.

Настоятель каневского Успенского собора Гнат Мацкевич провозгласил, на мой взгляд, пророческую речь: «Благоговей, Малороссия, перед городом Каневом -- у нас похоронен Тарас Шевченко!» И хотя настоятель выступал по-русски (иначе не мог!), его все-таки отстранили от должности. Дальнейшая судьба священника-патриота не известна.

Между прочим, Тараса хоронили, как парубка. Перед его гробом шли девчата в ярких венках и лентах, вышитых сорочках и плахтах. Девушки громко голосили, как бы расставаясь со своим суженым. И буквально через несколько дней после похорон Чернечью гору стали называть Тарасовой.

«В годы войны могила Шевченко не пострадала»

-- Открывали ли гроб с телом Тараса Шевченко после захоронения?

-- Лишь однажды, -- рассказывает Игорь Лиховой. -- В 1939 году в Каневе открывали музей и новый памятник на Тарасовой могиле. Чтобы гранитный постамент и бронзовая фигура Шевченко не раздавили склеп с гробом, требовалось точно установить место погребения. Ведь после похорон могилу по казацкому обычаю обложили камнями и дерном, придав ей округлую форму. Со временем дожди размывали искусственную насыпь и курган выравнивали произвольно. Специальная комиссия, в которую вошли представители правительства, НКВД и местной власти, приняла решение сделать шурф и найти склеп.

Когда члены комиссии спустились в разрытую могилу, кто-то подал идею вскрыть гроб, хотя никто не имел на это права. Открыв первый сосновый гроб, увидели металлический ящик, а в нем красивый гроб с окошком, на котором лежал скромный высохший веночек. Позже мемуары о своей работе в комиссии обнародовала старая большевичка директор МТС орденоносец Цвинтарная. Женщина вспоминала, что члены комиссии увидели Шевченко, который лежал, «как живой», и сильно испугались. Спустя 78 лет со дня смерти Тараса Григорьевича они предполагали увидеть останки. Когда на лицо погребенного попал воздух, оно мгновенно начало оседать. Испуганные люди в спешке удалились.

-- Как вы объясняете этот факт?

-- Последние десятилетия в Шевченковский национальный заповедник неоднократно обращались различные религиозные общины по поводу канонизации Тараса Шевченко. Известно, что одним из его условий является нетленность останков усопшего. И если церковная комиссия установит, что им при жизни совершались добрые дела, принимается решение о канонизации. Но к этому вопросу нужно относиться весьма осторожно. Святыни требуют чрезвычайно деликатного отношения. И без канонизации я несколько раз был свидетелем того, как люди шли на причастие к Тарасовой могиле (как правило, причащаются только возле алтаря).

А вот величественный чугунный памятник-крест, установленный на могиле через 23 года после смерти Тараса Шевченко, я бы вернул на место. И восстановил первоначальную округлую форму степного кургана. Поскольку сегодня прямоугольный холм на могиле Кобзаря ориентирован перпендикулярно Днепру, а не на запад-восток, как все христианские захоронения.

… С момента реконструкции могилы в 1939 году было принято решение замуровать вход в склеп железобетонной плитой, чтобы туда никто не проникал и не беспокоил властелина Чернечьей горы. Даже немцы во время оккупации не тронули могилу. Лишь бронзовую фигуру Кобзаря задели осколки снаряда, следы от которых потом аккуратно отреставрировали. А на граните постамента так и остались отметины войны.